88-3610/2021
77RS0016-01-2020-007694-13
2-2879/2020
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 мая 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Медведевой Е.А., Куликовой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 11.09.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.12.2020 по гражданскому делу по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А., объяснения прокурора Скарлухина М.А.,
у с т а н о в и л а:
Приморский транспортный прокурор, обратившись в суд в интересах неопределённого круга лиц, просил обязать ОАО «РЖД» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для защиты объектов транспортной инфраструктуры - моста через реку Уссури на 6 км по нечетному пути перегона Блокпост 1634 км - Лесозаводск 2 Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», а также моста через реку Уссури на 8937 км по четному пути перегона Лесозаводск 1- Ружино Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от актов незаконного вмешательства привлечь и (или) сформировать (образовать) подразделение транспортной безопасности, аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утверждённым приказом Минтранса России от 01.04.2015 №145.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности в отношении вышеуказанных объектов транспортной инфраструктуры. Установлено, что защита данных объектов от актов незаконного вмешательства аккредитованными подразделениями транспортной безопасности не осуществляется, аккредитованное подразделение не привлечено, собственное не создано.
Решением Фрунзенского районного суда города Владивостока от 11.09.2020, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.12.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО «Российские железные дороги» ставится вопрос об отмены судебных актов, как незаконных.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них Приморского транспортного прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит правовых оснований для их отмены.
В результате прокурорской проверки выявлено, что объектам транспортной инфраструктуры - мост через реку Уссури на 6 км по нечетному пути перегона Блокпост 1634 км - Лесозаводск 2 Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», а также мост через реку Уссури на 8937 км по четному пути перегона Лесозаводск 1- Ружино Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» присвоена 1 категория, оценка уязвимости утверждена 10.05.2012, план обеспечения транспортной безопасности утверждён 16.10.2015. Охрану и защиту указанных ОТИ от противоправных посягательств осуществляет ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», не аккредитованное в качестве подразделения транспортной безопасности.
Удовлетворяя иск Приморского транспортного прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, исходил из того, что отсутствие привлечённого или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры, указанных в иске, создаёт угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Выводы судов мотивированы, основаны на установленных обстоятельствах, соответствуют закону.
Исследовав все представленные сторонами доказательства по правилам главы 6 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд сделал верный вывод о том, что обязанность сформировать и/или привлечь подразделение транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности, для защиты объекта от актов незаконного вмешательства должна быть возложена на собственника - ОАО «РЖД», поскольку указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.
Доводы кассационной жалобы о том, что с 01.01. 2021 признаны утратившим силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495, основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не являются, данные Требования действовали на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции. Кроме того, правовое регулирование спорных правоотношений в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 и принятием постановления Правительства Российской Федерации от 8.10. 2020 № 1633, не изменилось.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, о нарушении судами норм материального права, были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую оценку, о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,
о п р е д е л и л а:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 11.09.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 08.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи