Дело № 2-4373/16 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2016 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,
при секретаре Сабуровой Е.О.,
с участием представителей истца Рачеевой Д.А., Лапиной Н.И.,
представителей ответчика Павлова Н.В., Комиссарова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного государственного санитарного врача по Новгородской области, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц, ООО «Новкоммунсервис» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Главный государственный санитарный врач по Новгородской области Управления Роспотребнадзора по Новгородской области (далее – Управление), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Новкоммунсервис» (далее – Общество) об устранении нарушений, в обоснование указав, что Общество, эксплуатирующее водоочистные сооружения, осуществляющее подготовку питьевой воды и водоснабжение <адрес> и <адрес> Новгородского района, в нарушение п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не обеспечило ограждение и охрану эксплуатируемых им водопроводных (водоочистных) сооружений, расположенных в <адрес>, относящихся к зоне строго режима (1-го пояса). Согласно экспертному заключению на проект «Зоны санитарной охраны водопроводных сооружений в <адрес> Новгородского района Новгородской области» от ДД.ММ.ГГГГ №, граница 1 пояса принята на расстоянии от стен емкостей, фильтров, резервуаров чистой воды не менее 30 м, от остальных помещений - не менее 15 м. Вместе с тем, как это выявлено Управлением, водопроводные, водоочистные сооружения (далее – ВОС) Общества имеют только частичное ограждение, находятся на одной площадке с ВОС ООО <данные изъяты> не изолированы от них. В то же время в силу п.3.2.1.2.СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускаются все виды строительства в зоне строго режима, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений. При существующей технологической системе очистки воды исходная речная вода из р.Волхов от водопроводной станции 1-го подъема ООО <данные изъяты> по водоводу проходит через камеру переключения и далее поступает на станцию второго подъема ВОС в <адрес>, эксплуатируемых Обществом, на которых происходит подготовка питьевой воды. Отбор проб воды на выходе с ВОС в водопроводную сеть показал наличие ее загрязнения веществами органического происхождения, которые повышают риски в условиях недостаточной водоподготовки развития заболеваний инфекционного происхождения среди населения, питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Не обеспечение режима зоны санитарной охраны при эксплуатации водоочистных сооружений и водопроводных сетей при подготовке и подаче холодной питьевой воды потребителям создает угрозу причинения вреда здоровью населения <адрес> и <адрес>. На основании ст.12 ГК РФ, ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ истец просит:
- признать незаконным бездействие Общества, выразившееся в невыполнении требований санитарного законодательства, установленных ст.ст. 2, 8, 9, 11, 18, 19, 29 Федерального закона от 30.03.1993 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст.ст. 1, 23 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 1, 23 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; Федеральному закону от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктом 5.2. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения», пунктами 3.1, 3.4, 3.3, и 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09», пунктами 1.5 п.п. 1.5., 2.4., 2.6., 2.7. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий» и СИ 1.1.2193-07 «Изменения и дополнения №1 к СП 1.1.1058-01», пунктами 1.5, 2.4, 3.3.1, 3.2.1., 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, а именно об обеспечении режима 1-го пояса ЗСО (зон санитарной охраны) водоочистных (водопроводных) сооружений»;
- обязать Общество в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить работы по обеспечению режима 1-го пояса ЗСО (зоны санитарной охраны) водоочистных (водопроводных) сооружений, а именно:
- установить ограждение территории первого пояса ЗСО водоочистных водопроводных сооружений ООО «Новкоммунсервис».
- изолировать водоочистные (водопроводные) сооружения ООО «Новкоммунсервис» от водоочистных сооружений ООО <данные изъяты> расположенных непосредственно в зоне санитарной охраны водоочистных сооружений.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Рачеева Д.А. и Лапина Н.И. поддержали иск.
Представители Общества Павлов Н.В. и Комиссаров А.В. иск не признали, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд оснований для удовлетворения иска не находит.
Судом из письменных материалов дела и из объяснения представителей сторон установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Общество осуществляет деятельность по очистке воды и обеспечению водоснабжением населенных пунктов <адрес>, <адрес> и <адрес> Новгородского района Новгородской области с использованием расположенных в <адрес> водопроводных и водоочистных сооружений (далее - ВОС), принадлежащих Обществу на основании Договора аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГОУП ЖКХ «Новжилкоммунсервис» (арендодатель) и Обществом (арендатор).
При существующей технологической схеме очистки воды забор исходной речной воды из р.Волхов производится Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>
Между Обществом и ООО <данные изъяты> заключен Договор поставки технической воды № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО <данные изъяты> обязуется подавать Обществу через присоединенную водопроводную сеть холодную техническую воду установленного качества, в объеме определенного договором.
От водопроводной насосной станции 1-го подъема ООО <данные изъяты> в месте забора воды по водоводу протяженностью 4,5 км техническая вода подается на станцию 2-го подъема - водоочистные сооружения в <адрес>, эксплуатируемые Обществом. После очистных сооружений приготовленная питьевая вода поступает в 3 резервуара (1 наземный и 2 подземных) чистой воды объемом по 500 куб.м каждый, откуда подается Обществом в населенные пункты <адрес>, <адрес> и <адрес>
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны (далее - ЗСО). Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Также судом установлено и не оспаривалось представителями Общества, что территория 1-го пояса ЗОС не имеет сплошного ограждения от смежной территории, на которой находятся водоочистные сооружения ООО <данные изъяты>
В целях улучшения качества воды, а также санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника хозяйственно-питьевого водоснабжения и прилегающей территории в ДД.ММ.ГГГГ по заданию ответчика ООО <данные изъяты> разработало «Проект зоны санитарной охраны водопроводных сооружений в <адрес> Новгородского района Новгородской области» (далее - Проект ЗСО ).
Названный Проект ЗСО был представлен Обществом на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в ФБУЗ <данные изъяты>. Согласно Экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ Проект ЗОС соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В разделе «Основные мероприятия на территории ЗСО водоисточника» Экспертного заключения № экспертом указано, что территории первого пояса ЗСО спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям имеют твердое покрытие. Планируется ограждение территории первого пояса ЗСО водозаборных сооружений. На территории первого пояса отсутствуют посадки высокоствольных деревьев. Строительство, не имеющие отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, не предусматривается.
Названный Проект ЗСО включает раздел План мероприятий по содержанию зон санитарной охраны водопроводных и водоочистных сооружений в <адрес> (далее - План мероприятий по содержанию ЗСО ). Мероприятия направлены на приведение эксплуатируемых Обществом ВОС в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Так, пунктом 3 Плана мероприятий по содержанию ЗСО предусмотрено выполнение работ по обустройству ограждения территории, охраны водозабора. Границу 1-го пояса ЗСО предусмотрено установить на расстоянии 30м от стен здания ВОС и границ подземного резервуара чистой воды. Расходы на устройство ограждения территории ВОС составляют 3 645 204,27 руб.
Срок выполнения мероприятий по обустройству ограждения Обществом определен в Проекте ЗСО - в течение ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ на основании названного экспертного заключения Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение №, подписанное Главным государственным санитарным врачом Управления, подтверждающее соответствие Проекта ЗСО требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.
Таким образом, одобрив Проект ЗСО в целом, Управление Роспотребнадзора по Новгородской области тем самым согласилось и со сроками выполнения Обществом работ по ограждению территории первого пояса ЗСО водозаборных и водоочистных сооружений - в течение ДД.ММ.ГГГГ. С учетом установленных пунктом 1 статьи 192 ГК РФ правил исчисления сроков, предусматривающих, что срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока, окончание срока выполнения Обществом данных работ приходится на ДД.ММ.ГГГГ.
Тем не менее, ДД.ММ.ГГГГ Управление Роспотребнадзора по Новгородской области выдало Обществу Предписание №, обязывающее Общество «обеспечить соблюдение режима 1-го пояса (зоны строго режима) ЗСО водоочистных сооружений» и в течение одного месяца представить сведения о принятых мерах.
Тем же днем ДД.ММ.ГГГГ своим постановлением № по делу об административном правонарушении Управление Роспотребнадзора по Новгородской области привлекло Общество к административной ответственности в соответствии с № КоАП РФ (использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Статьей 46 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Из приведенных положений законов следует, что главные государственные санитарные врачи, действуя в интересах неопределенного круга лиц потребителей, вправе обратиться в суд с иском к лицу, допустившему нарушения санитарного законодательства, с требованиями, направленными на защиту прав потребителей.
Иск Главного санитарного врача по Новгородской области о признании незаконным бездействия Общества и о понуждении установить ограждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, поскольку для устранения нарушений требований санитарного законодательства Обществом предприняты необходимые меры, а именно, разработан и в установленном порядке представлен на экспертизу вышеуказанный Проект ЗСО, предусматривающий выполнение работ по ограждению территории 1-го пояса ЗСО.
Ввиду того, что предусмотренный Проектом ЗСО и одобренный Управлением срок окончания этих работ (до ДД.ММ.ГГГГ) еще не наступил, то у суда не имеется оснований для оценки поведения Общества как противоправное бездействие и для его обязания выполнить эти работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Более того, понуждение ответчика установить ограждение в более поздний срок (до ДД.ММ.ГГГГ), чем это запланировано самим Обществом (до ДД.ММ.ГГГГ), определенно не отвечает интересам потребителей и не будет направлено на защиту их прав.
По изложенным мотивам иск Главного санитарного врача по Новгородской области как необоснованный удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Главного санитарного врача по Новгородской области, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Новкоммунсервис» о признании незаконным бездействия, выразившееся в невыполнении требований санитарного законодательства, и об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить ограждение территории 1-го пояса ЗСО водоочистных (водопроводных) сооружений и изолировать водоочистные (водопроводные) сооружения ООО «Новкоммунсервис» от водопроводных сооружений ООО <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Мотивированное решение составлено 30 мая 2016 года.