Решение по делу № 2-662/2016 от 07.04.2016

дело № 2-662/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Зея 03 июня 2016 года

Зейский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

с участием

представителя истца Олиферова М.В.,

представителей третьих лиц Губчик Т.И., Кочетковой Т.С., Игнатюк Н.В., Шулепова Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тепло 20» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной круглосуточной поставки коммунального ресурса надлежащего качества,

у с т а н о в и л :

Прокурор Зейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Тепло 20», в котором просит возложить на ответчика обязанность обеспечить бесперебойную круглосуточную в течение года (за исключением времени производства ежегодных ремонтных и профилактических работ) поставку коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение надлежащего качества путем доведения температуры горячей воды на вводе в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> до установленных нормативов от + 60 °C до +75 °C, указав, что ООО «Тепло 20» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку коммунальных ресурсов, в том числе для предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение для жителей указанных многоквартирных домов <адрес>, согласно актам обследования температура горячей воды в точке водоразбора в жилых помещениях домов не соответствует предъявляемым требованиям, что существенным образом нарушает жилищные права граждан.

В судебном заседании представитель истца Олиферов М.В. исковые требования поддержал, дополнил, что ООО «Тепло 20» фактически осуществляет горячее водоснабжение <адрес>, используя для этого центральный тепловой пункт (ЦТП) мкр.<адрес>, а также сети горячего водоснабжения от ЦТП до указанных многоквартирных жилых домов, периодически температурный режим подачи горячей воды ответчиком соблюдается, что свидетельствует о том, что существующая система горячего водоснабжения позволяет подавать коммунальный ресурс надлежащего качества, недостаточный температурный режим подачи горячей воды не только нарушает жилищные права граждан, но также может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, создает опасность для жизни и здоровья людей, способствует размножению в сети опасных микроорганизмов.

    Ответчик общество с ограниченной ответственностью «Тепло 20» о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен, своего представителя в судебное заседание не направил, согласно телефонному сообщению представителя ответчика Крапива Е.Ю., просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебных заседаниях 21 апреля, 04, 19, 24-25 мая 2016 года представители ответчика Крапива Е.Ю., Кособуцкая Т.А., Тихонов Д.С. исковые требования не признали, пояснили, что горячая вода в многоквартирные <адрес> подается через центральный тепловой пункт мкр.<адрес>, в котором установлен водяной теплонагреватель. Последний представляет собой трубу диаметром 300 мм, внутри которой расположены трубки меньшего диаметра, через них подается холодная вода, в межтрубном пространстве (внутри большой трубы) находится теплоноситель - горячая вода, которая и подогревает холодную воду, таким образом, из теплонагревателя холодная вода выходит уже подогретой, и затем уже горячая вода поступает в дома по сетям горячего водоснабжения. В ЦТП входит труба холодного водоснабжения, выходит труба горячего водоснабжения, а также две трубы, по которым тепловой носитель входит в ЦТП (одна труба) и выходит и возвращается на котельную (вторая труба). Трубы отопления – подающий трубопровод в многоквартирные дома и обратный трубопровод проходят через ЦТП, но для функционирования системы отопления ЦТП не требуется. ООО «Тепло 20» является ресурсоснабжающей организацией, поставщиком тепловой энергии в горячей воде, тариф для расчетов за тепловую энергию для нее установлен приказом УГРЦиТ Амурской области, тариф на горячую воду не устанавливался. ООО «Тепло 20» предоставляет только тепловую энергию, необходимую для нагрева 1 куб.м холодной воды, которую поставляет другая ресурсоснабжеющая организация - ООО «ВОС 3». Между ООО «Тепло 20» и муниципальным образованием г.Зея в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Зеи (далее – КУМИ г.Зеи) заключено концессионное соглашение № 5 в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства города Зеи, однако центральный тепловой пункт (ЦТП) мкр. <адрес>, при помощи которого производится горячая вода, а также трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП до указанных домов ООО «Тепло 20» не передавался. В связи с этим в УГРЦиТ <адрес> ответчик с заявлением об установлении тарифов на горячее водоснабжение не обращался. ЦТП мкр.<адрес> ООО «Тепло 20» не использует, лишь подает тепловой носитель в водяной теплонагреватель. Трубы отопления и горячего водоснабжения проложены в одном лотке, но каждая из них утеплена материалом индивидуально, трубы горячего водоснабжения ответчик не утеплял, поскольку они в обслуживании ООО «Тепло 20» не находятся. Ответчик ставил перед собственником имущества вопрос о передаче ЦТП и трубопровода горячего водоснабжения, на что был получен ответ о том, что данное имущество передано быть не может. В ходе рассмотрения настоящего дела от КУМИ г.Зеи поступила оферта на заключение дополнительного соглашения к указанному концессионному соглашению, по условиям которого ООО «Тепло 20» передается спорное имущество (ЦТП и сети ГВС), однако данное соглашение не подписано, по мнению ответчика, оно должно быть также согласовано с Управления ФАС Амурской области и УГРЦиТ Амурской области. Исходя из существующей схемы, теплоноситель поступает в ЦТП, вода нагревается в водоподогревателе до нужной температуры и поступает потребителям, то есть граница по теплоносителю (для производства горячей воды) проходит по ЦТП. Для установления объема поступающего теплоносителя на границе раздела и контроля качества теплоносителя 27 ноября 2015 года в здании ЦТП на тепловых сетях, переданных ООО «Тепло 20», то есть на входе в водоподогреватель, был установлен прибор учета, для уведомления о дате ввода прибора учета в эксплуатацию ответчиком направлялась телефонограмма как собственнику имущества КУМИ г. Зея, так и ТСЖ «Горизонт» (компании, которая осуществляла управление домами на момент установки такого прибора учета). В связи с неявкой представителей данных лиц акт ввода в эксплуатацию был составлен с жильцом – собственником жилого помещения в одном из многоквартирных домов, в адрес председателя ТСЖ «Горизонт» было направлено письмо о вводе эксплуатацию прибора учета и сообщено, что данные прибор учета будут использоваться для коммерческого учета. Согласно отчету о суточных параметрах теплоснабжения по данному прибору учета, теплоноситель подается согласно температурному графику, нарушений в его работе нет. В связи с этим поставщиком горячей воды, как и исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для домов <адрес> является ныне действующая управляющая компания ООО «УК Энергия 3», а не ООО «Тепло 20». Обращают внимание на то, что замеры производились не в точке водоразбора, то есть в квартирах потребителей. Услугу по подогреву холодной воды ответчик предоставлял в многоквартирные дома мкр.<адрес> еще до того, как был установлен прибор учета в здании ЦТП. Однако приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах были установлены лишь для определения объемов поставляемого ресурса – тепловой энергии для отопления, и до установки прибора учета в ЦТП объемы ресурса на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения рассчитывались по утвержденным нормативам, исходя из количества проживающих, и по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в отдельных квартирах. Кроме того, схема горячего водоснабжения от ЦТП до указанных многоквартирных домов является тупиковой, циркуляционный трубопровод обратного водоснабжения отсутствует, при проектировании системы горячего водоснабжения (ГВС) была допущена грубая ошибка, исправление которой носит капитальный характер, существующая система препятствует подаче горячей воды на вводе в жилые дома надлежащей температуры (при высоте зданий 5 этажей и отсутствии стабильного потребления горячая вода при тупиковой системе остывает). Согласно «Справочнику строителя (Системы и схемы водоснабжения зданий)» простые (тупиковые) сети горячего водоснабжения применяют в небольших малоэтажных зданиях, в бытовых помещениях промышленных зданий и в зданиях со стабильным потреблением горячей воды (бани, прачечные); тупиковая схема сети имеет наименьшую металлоемкость, но из-за значительного остывания и нерационального сброса остывшей воды применяется в жилых зданиях высотой до 4-х этажей, если на стояках не предусмотрены полотенцесушители и протяженность магистральных труб мала. Для исправления данной ошибки необходимо закольцевать систему, проложив дополнительный трубопровод с установкой компенсаторов линейного расширения и скользящих гильз, предусмотреть сброс воздуха в верхней точке, стояки систем холодного и горячего водоснабжения заменить на полипропиленовые, что должно быть возложено не на ООО «Тепло 20», а на собственника имущества. Самовольно использовать ЦТП, производить с ним какие-то действия, равно как и с инженерными сетями горячего водоснабжения, в частности реконструировать, ремонтировать, ООО «Тепло 20» не может.

Представители третьего лица общества с ограниченной ответственностью «УК Энергия 3» Губчик Т.И. и Кочеткова Т.С. исковые требования поддержали, пояснили, что ООО «УК Энергия 3» является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов <адрес>. Граница эксплуатационной ответственности ООО «Тепло 20», являющегося поставщиком тепловой энергии в горячей воде (подогрев воды), в соответствии с требованиями законодательства и положениями договора № 43/20-А от 01 мая 2015 года, заключенного с прежней управляющей организацией ТСЖ «Горизонт», определяется в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирные дома, либо на границе здания. На границе эксплуатационной ответственности в 2016 году в течение длительного времени зафиксирована температура горячей воды от 20 до 40 °C, при этом к оплате ответчик выставляет управляющей компании расходы, которые полагается нести при температуре горячей воды 58 °C. ООО «УК Энергия 3» было вынуждено обратиться в прокуратуру Зейского района с целью защиты прав жильцов. Полагают, что прибор учета в ЦТП введен ответчиком в эксплуатацию с нарушением законодательства, без участия управляющей компании и собственников жилых помещений, фиктивно. ЗГП, в присутствии которой якобы происходил ввод прибора в эксплуатацию, фактически в мкр.Солнечный не проживает, приходится родственницей работнику ответчика, с ее слов при вводе прибора учета в эксплуатацию не присутствовала, акт на подпись ей принес ее сын ЗРА, председатель ТСЖ «Горизонт» СТВ, сообщив ООО «Тепло 20» о том, что складывает свои полномочия председателя ТСЖ, просила ответчика пригласить на мероприятие по вводу в эксплуатацию прибора учета представителя ООО «УК Энергия 3», но ответчик проигнорировал ее просьбу. Ответчик является монополистом в области тепло- и водоснабжения в г.Зее, в частности, в мкр.<адрес>, никакая иная организация не сможет поставлять горячую воду в <адрес> кроме поставщика тепловой энергии ООО «Тепло 20» которое как ресурсоснабжающая организация, несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Ответчик фактически эксплуатирует ЦТП, использует водоподогреватель, сдает в аренду здание ЦТП, использует сети горячего водоснабжения. Ответчиком не представлено доказательств того, что тупиковая система водоснабжения препятствует подаче горячей воды установленной температуры, притом, что в отдельные периоды времени в 2015 году ООО «Тепло 20» соблюдало температурный режим. ООО «УК Энергия 3» как исполнитель коммунальных услуг обязана обеспечить потребителям подачу горячей воды надлежащего качества, но если ее температура не соответствует уже на границе здания, то обеспечить абонента качественной услугой управляющая компания не может.

Третье лицо администрация г.Зеи своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебных заседаниях 19, 24-25 мая 2016 года представитель администрации г.Зеи Томин А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что между собственником имущества и ответчиком заключено концессионное соглашение на передачу инженерных сетей и оборудования, необходимого для подачи тепловой энергии в мкр.Солнечный, несмотря на то, что ЦТП мкр<адрес> и сети горячего водоснабжения документально не переданы ООО «Тепло 20», состоялась фактическая их передача, ответчик использует их для предоставления услуги по подогреву холодной воды, то есть для поставки горячей воды в жилые дома от ЦТП, за что получает оплату, кроме того, по условиям концессионного соглашения он принял на себя обязательство по приведению ЦТП в надлежащее состояние, в связи с чем обязан предоставлять потребителям услугу горячего водоснабжения надлежащего качества. Кроме того, в адрес ответчика в качестве оферты направлено дополнительное соглашение к концессионному соглашению №5 от 25 марта 2014 года о передаче ЦТП мкр.<адрес> и сетей горячего водоснабжения, при этом Управление ФАС Амурской области не может не согласовывать вопрос о передаче указанного имущества ООО «Тепло 20», поскольку лишь данное юридическое лицо может поставлять горячую воду, владея теплоносителем.

Представитель третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г.Зеи Игнатюк Н.В. поддержала исковые требования, пояснила, что ООО «Тепло 20» фактически является ресурсоснабжающей организацией в отношении горячего водоснабжения и отопления мкр.<адрес>. ЦТП и сети горячего водоснабжения не были включены как самостоятельные объекты в перечень объектов, передаваемых по концессионному соглашению № 5 от 25 марта 2014 года, поскольку на момент его заключения не была подготовлена техническая документация на данный объект, при этом фактически объекты были переданы ответчику. В настоящее время достигнута договоренность с ООО «Тепло 20» по заключению дополнительного соглашения к концессионному соглашению, проект документа, подписанный КУМИ г.Зеи, дополняющий передаваемые по данному концессионному соглашению объекты ЦТП <адрес> и сетями горячего водоснабжения от ЦТП, направлен в адрес ответчика. Данные объекты неразрывно связаны с объектами, которые изначально были переданы по концессионному соглашению, и именно поэтому в данном случае проведения конкурса в отношении данного имущества не требуется. Доказательств невозможности поставки горячей воды надлежащего качества в многоквартирные дома мкр<адрес> при существующей схеме горячего водоснабжения ответчиком не представлено.

Представитель третьего лица комитета ЖКХ администрации города Зеи Шулепов Е.С. исковые требования поддержал, пояснил, что в течение длительного времени, используя ЦТП и сети горячего водоснабжения от ЦТП до домов мкр.<адрес>, ответчик фактически оказывает услугу горячего водоснабжения. 01 июня 2016 года ООО «Тепло 20» УГРЦиТ Амурской области утвержден двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение, который устанавливается для закрытой системы водоснабжения, а такая система используется ООО «Тепло 20» только с применением ЦТП мкр.<адрес>, это свидетельствует о том, что ответчик подписал дополнительное соглашение к концессионному соглашению № 5 от 25 марта 2016 года и принял от КУМИ г.Зеи ЦТП и сети горячего водоснабжения, представив данный документ в орган, устанавливающий тарифы. По действующему законодательству вне зависимости от вида и способа изготовления системы горячего водоснабжения температура воды в точке разбора должна соответствовать требованиям СанПиН. При тупиковой системе водоснабжения, действительно, возможно ухудшение качества горячей воды, но это проблема технически решаемая. По сведениям, имеющимся в администрации г.Зеи, КУМИ г.Зеи и комитете ЖКХ администрации г.Зеи, схема горячего водоснабжения в <адрес> от ЦТП являлась тупиковой, хотя техническая документация на данные сети фактически отсутствовала; в 2009 года были внесены технические изменения в данную схему, по заказу ТСЖ «Горизонт» проложен обратный трубопровод и установлены циркуляционные насосы в домах, однако в установленном порядке такие изменения не оформлялись.

В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2).

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

    Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем этого круга физических лиц в силу закона.

В судебном заседании установлено, что прокуратуру Зейского района 18 марта 2016 года обратились жители домов <адрес> с заявлением, в котором указывают на отсутствие в их домах качественного горячего водоснабжения, 16 марта 2016 года в прокуратуру Зейского района поступило также заявление ООО «УК Энергия 3», согласно которому передача тепловой энергии в горячей воде с 01 декабря 2015 года в те же многоквартирные дома осуществляется ненадлежащим образом, на границе эксплуатационной ответственности зафиксирована температура горячей воды от 20 до 40 °C, что, кроме прочего, увеличивает риск загрязнения воды возбудителями инфекционных заболеваний.

Прокурор Зейского района обратился в суд в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц, пользующихся на праве собственности или ином законном основании жилыми помещениями в многоквартирных домах <адрес>.

Несоблюдение температурного режима горячего водоснабжения в указанных многоквартирных домах затрагивает права проживающих в них граждан в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания, пользования жилыми помещениями, а также предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, поскольку существует реальная угроза нарушения прав жильцов указанных домов на бесперебойное и качественное горячее водоснабжение, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

При таких обстоятельствах обращение прокурора Зейского района в суд с данным иском является законным и обоснованным.

Часть 1 статьи 25, часть 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 гласят, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Статьей 10 ГК РФ установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно уставу ООО «Тепло-20» предметом деятельности общества является бесперебойная и надежная работа теплоисточников для отопления жилых домов, объектов социально-культурного быта и прочих предприятий (п.2.3); общество в числе прочего осуществляет выработку тепловой энергии от теплоисточников, передачу в предприятия для распределения и продажи потребителям, монтаж, ремонт, эксплуатацию оборудования и сооружений отопительных котельных, в том числе котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды; обеспечивает бесперебойную и надежную работу тепломеханического оборудования, установленного на объектах ЖКХ города (пункты 2.4.1, 2.4.2, 2.4.4); для достижения указанных целей Общество наделяется имуществом, передаваемым ему собственником на праве оперативного управления, в аренду, в субаренду (п.2.5).

Централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения) (п.27 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

В судебном заседании установлено, что теплоснабжение <адрес> осуществляется посредством котельной № 12.

В соответствии со схемой теплоснабжения г.Зеи, утвержденной постановлением администрации г.Зеи от 11 декабря 2014 года № 1807, котельная № 12 осуществляет отпуск тепловой энергии в виде горячей воды; тепловые сети г.Зеи состоят из нескольких участков, в том числе тепловые сети котельной № 12, находящиеся в пользовании теплоснабжающей организации ООО «Тепло 20» (остальные сети и котельные переданы другим теплоснабжающим организациям); тепловые сети города Зеи представляют собой двухтрубную систему, предназначенную для транспортировки теплоносителя на цели отопления и горячего водоснабжения от источников центрального теплоснабжения к потребителям; теплоснабжение на цели отопления осуществляется по закрытой схеме, горячее водоснабжение – открытым водоразбором или по закрытому контуру; присоединение системы горячего водоснабжения потребителей, подключенных к тепловым сетям котельных № 7, 10 (ООО «Тепло 16»), № 12 (ООО «Тепло 20») выполнено по закрытой схеме, то есть теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения используется для подогрева воды, предназначенной на горячее водоснабжение.

Как установлено судом, в рассматриваемые дома горячая вода поступает по закрытой схеме с использованием центрального теплового пункта (ЦТП), в котором холодная вода, поступающая в ЦТП, подогревается из системы централизованного теплоснабжения – тепловой сети котельной № 12, а затем по сети горячего водоснабжения от ЦТП поступает в многоквартирные дома.

В соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (ч.16 ст.2). Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему (ч.3 ст.7). Договор водоснабжения является публичным договором. (ч.3 ст.13). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (ч.4 ст.8). В целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды) и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения (ч.1 ст.11).

Как установлено Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 642 (ред. от 26 марта 2014 года) (далее – Правила № 642) в соответствии с договором горячего водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду установленного качества (в том числе температуры) в режиме ее подачи, определенном договором горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать в сроки, порядке и размере, которые определены договором горячего водоснабжения, принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором горячего водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и исправность средств измерений (приборов учета). (п.5) Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право принять решение об отказе в заключении договора горячего водоснабжения в следующих случаях: а) подключение (присоединение) осуществлено с нарушением технических условий на подключение (присоединение) объектов (далее - условия на подключение (присоединение); б) физическое или юридическое лицо самовольно подключило (присоединило) объект к централизованной системе горячего водоснабжения (п.11).

Согласно договорам на управление многоквартирным домом №№ ДУ-027, ДУ-029, ДУ-030 от 30 ноября 2015 года, с 01 декабря 2015 года управление многоквартирными домами <адрес> осуществляет ООО «УК Энергия 3», которое приняло на себя обязанность эффективно управлять домом с соблюдением требований действующего законодательства и договора для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников и пользующихся на законном основании жилыми помещениями в домах лиц, надлежащего содержания общего имущества дома, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме (п.1.4, п.2.1.1).

До 01 декабря 2015 года управление теми же домами осуществляло ТСЖ «Горизонт»

По договору хранения от 01 ноября 2012 года N 04-14/003/12, заключенному между КУМИ г.Зеи (Поклажедатель) и ООО «Тепло-20» (Хранитель), последнее приняло на себя обязательство хранить имущество, указанное в приложении N 1 к договору, и возвратить это имущество в сохранности по первому требованию. В перечень переданного ООО «Тепло-20» имущества (приложение N 1 к договору) входило, в том числе здание котельной N 12, центральный тепловой пункт Л-191 мкр.<адрес>; данный договор был расторгнут 25 февраля 2014 года на основании предписания Управления ФАС по Амурской области от 14 января 2014 года № 03.

В целях обеспечения потребителей (граждан), проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ «Горизонт», услугами отопления и подогрева воды, между ООО «Тепло 20» (теплоснабжающая организация) и ТСЖ «Горизонт» (абонент) заключен договор от 01 января 2014 года № 40/20А, которым установлен срок его действия – с 01 января по 31 декабря 2014 года (п.5.1), граница эксплуатационной ответственности между общим имуществом жилого дома и сетями теплоснабжающей организации определяется по внешней границе стены многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии – в месте соединения его с инженерной сетью (п.1.2), теплоснабжающая организация обязана подавать в жилые дома тепловую энергию надлежащего качества в соответствии с действующими в РФ обязательными нормами и правилами, предназначенную для бытовых нужд граждан (отопление и подогрев воды), пользующихся жилыми помещениями в таких домах, нормативная температура горячей воды, измеряемая на границе эксплуатационной ответственности, должна соответствовать СанПиН от 01 сентября 2014 года (п.2.1.4)

В соответствии с концессионным соглашением № 5 от 25 марта 2014 года, заключенным между муниципальным образованием город Зея в лице КУМИ г.Зеи и ООО «Тепло 20», Концессионеру в целях обеспечения потребителей города Зеи коммунальными услугами (теплоснабжение), в соответствии с назначением имущества, являющегося объектом соглашения переданы в числе прочего тепловые сети протяженностью 14216 м в <адрес>, кроме того Концессионер принял на себя обязательство произвести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) объекта соглашения, в том числе произвести замену тепловых сетей от ЦТП до жилых домов <адрес>, произвести замену теплообменников ЦТП мкр<адрес>; Концедент обязан предоставить Концессионеру права владения и пользования объектами, входящими в состав объекта соглашения (п.1,2,4, 9, 10, 25, Приложения 1 и 3).

Согласно протоколу № 3 от 11 марта 2014 года рассмотрения конкурсного предложения на право заключения концессионного соглашения, замена теплообменников ЦТП мкр.<адрес> являлась одним из критериев конкурса, предложение ООО «Тепло 20» соответствовало данному критерию.

Из пояснений представителя КУМИ г.Зеи, ЦТП <адрес> и сети горячего водоснабжения от ЦТП до жилых домов мкр<адрес> не были включены в приложение № 1 к концессионному соглашению от 25 марта 2014 года в связи с тем, что право собственности муниципального образования на данные объекты (здание ЦТП и сети ГВС) не было оформлено надлежащим образом, данные объекты не являлись предметом каких-либо иных концессионных соглашений, договоров, иным юридическим лицам не передавались, фактически оставались во владении ООО «Тепло 20» и после расторжения договора хранения от 01 ноября 2012 года.

Так, в судебном заседании исследовано концессионное <адрес> ООО «ВОС 3», осуществляющему холодное водоснабжение в рассматриваемые дома, переданы водопроводные сети <адрес> и сети горячего водоснабжения данному юридическому лицу не передавались, они не включены в технический паспорт водопроводных сетей <адрес>.

При заключении договора теплоснабжения № 40/20-А от 01 января 2015 года между сторонами – ТСЖ «Горизонт» и ООО «Тепло 20» возникли разногласия, в связи с чем возникший спор разрешался в судебном порядке.

Вместе с тем, сложившиеся ранее между сторонами отношения продолжились, что, в частности, подтверждается решением Зейского районного суда от 16 июля 2015 года, вступившим в законную силу 25 сентября 2015 года, которым признаны незаконными действия ООО «Тепло 20» по введению режима ограничения подачи горячего водоснабжения в многоквартирные <адрес>, на ответчика возложена обязанность не вводить режим ограничения подачи горячего водоснабжения в отношении граждан-потребителей, пользующихся жилыми помещениями в указанных домах, полностью выполняющих обязательства по оплате коммунальных услуг. Данным решением, имеющим для настоящего дела преюдициальное значение, установлено, что между ООО «Тепло 20» и ТСЖ «Горизонт» сложились фактические отношения по потреблению тепловой энергии по присоединительной сети на подогрев воды гражданам, проживающим в многоквартирных домах <адрес>.

Согласно договору теплоснабжения № 34/20-А от 01 мая 2015 года и дополнительному соглашению к нему, заключенным между ООО «Тепло 20» и ООО «УК Энергия 3», распространяющему свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 января 2016 года, теплоснабжающая организация приняла обязательство подавать в жилые дома, в том числе дома <адрес>, тепловую энергию надлежащего качества, предназначенную для бытовых нужд граждан (отопления и подогрева воды) (п.2.1.1); обеспечивать нагрев воды многоквартирных домов в течение всего года за исключением времени допустимых перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ (п.2.1.4); поддерживать нормативную температуру горячей воды, измеряемую на границе эксплуатационной ответственности, которая должна соответствовать СанПиН от 01 сентября 2009 года (п.2.1.5); согласно акту разграничения балансовой принадлежности (приложение № 8) и п.1.2 договора граница эксплуатационной ответственности между общим имуществом жилого дома и сетями теплоснабжающей организации определяется по внешней границе стены многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии – в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В судебном заседании исследованы счета-фактуры № 459 от 31 декабря 2015 года, № 43 от 31 января 2016 года, № 75 от 29 февраля 2016 года выставленные продавцом ООО «Тепло 20» покупателю ООО «УК Энергия 3», из которых следует, что ответчик выставлял к оплате расходы на подогрев воды, в том числе в дома <адрес>, исходя из показаний ИПУ, норматива потребления горячей воды и количества потребителей, а также норматива потребления теплоэнергии на подогрев 1 куб.м воды и стоимости одной Гкал.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что не позднее, чем с 2014 года ООО «Тепло 20» с использованием ЦТП мкр.Солнечный г.Зея производит подогрев холодной воды для горячего водоснабжения абонентов - управляющих организаций, предоставляющих населению коммунальные услуги по горячему водоснабжению. Используемые для производства и подачи горячей воды объекты инженерной инфраструктуры: ЦТП, тепловые сети, сети горячего водоснабжения, начинающиеся от ЦТП и проходящие до конечных потребителей (до границы эксплуатационной ответственности, проходящей по стене многоквартирных домов), находятся в фактическом пользовании ответчика, при этом параметры холодной воды, поступающей в ЦТП претерпевают в нем изменения, в связи с чем к конечным потребителям поступает иной товар – горячая вода, обладающий свойствами, отличными от свойств питьевой холодной воды. Кроме того, существенным является то обстоятельство, что теплоноситель в ЦТП мкр<адрес> может подавать лишь та организация, которая подает отопление в многоквартирные дома по тепловым сетям котельной № 12, а, следовательно, и тепловой ресурс для подогрева холодной воды в ЦТП, в связи с чем лишь ответчик имеет возможность производить и подавать горячую воду в дома мкр.Солнечный.

Ответчик в обоснование возражений относительно исковых требований указывает, что не является организацией, которой может быть установлен тариф на горячую воду, поскольку не осуществляет производство горячей воды и не оказывает услуги по горячему водоснабжению с использованием соответствующих систем, а лишь осуществляет поставку тепловой энергии в горячей воде.

Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области для ООО «Тепло 20» утверждены тарифы на тепловую энергию в виде горячей воды с учетом календарной разбивки.

Согласно ч.5 ст.31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: 1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение); 2) тариф на транспортировку горячей воды; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.

Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 9 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" были внесены изменения.

В соответствии с действующей редакцией ч.9 ст.32 данного Федерального закона тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предусматривают порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за объем потребленной горячей воды в куб. м, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вправе принять решение об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) в расчете на 1 куб. м. (информационное письмо от 18 ноября 2014 г года N СЗ-12713/5 Федеральной службы по тарифам).

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (в действующей редакции) установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (п.88), в связи с чем при использовании закрытой системы горячего водоснабжения используются такие компоненты тарифа на горячую воду как "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на холодную воду; "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию.

Таким образом, закрытая система горячего водоснабжения не препятствует установлению тарифа на горячую воду.

ООО «Тепло 20» в 2015 году направляло в администрацию г.Зеи обращение о передаче ЦТП по владение и пользование, на которое 10 августа 2015 года дан ответ о том, что передача состоится только после оформления правоустанавливающих документов на объект недвижимости.

17 мая 2016 года ООО «Тепло 20» получило проект дополнительного соглашения о внесении изменений в концессионное соглашение № 5 от 25 марта 2014 года, направленный КУМИ г.Зеи, в соответствии с которым по концессионному соглашению Концессионеру передаются сети горячего водоснабжения <адрес> от ЦТП до домов <адрес>.

Вопреки доводам ответчика, приказом УГРЦиТ Амурской области № 56-пр/в от 01 июня 2016 года (Приложение 2) для потребителей ООО «Тепло 20» (г.Зея) на 2016-2018 годы установлены тарифы на горячую воду (закрытая система горячего водоснабжения), исчисляемые в рублях за кубический метр горячей воды, включающие компонент холодного водоснабжения (руб. за куб.метр холодной воды) и компонент тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения (руб./Гкал).

Исходя из схемы теплоснабжения г.Зеи данный тариф установлен именно для потребителей, получающих горячую воду, приготовление которой производится на ЦТП мкр.<адрес>, в том числе потребителей, проживающих в домах №<адрес>.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что именно ООО «Тепло 20» являлся и является в настоящее время ресурсоснабжающей организацией в отношении коммунального ресурса – горячее водоснабжение, подаваемого в многоквартирные дома <адрес>, данный статус закреплен в договоре теплоснабжения № 34/20-А от 01 мая 2015 года и дополнительном соглашении к нему, на данный ресурс установлен соответствующий тариф.

В соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Как установлено п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со ст.ст. 4, 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.

В силу пп. «в» п. 3, п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Так, согласно Приложению № 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)

Пункт 5 приложения N 1 к Правилам № 354 предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года № 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09); предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °C; Приведенный пункт содержит сноску «2», согласно которой перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.

Вместе с тем, в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 31 мая 2013 г года № АКПИ13-394 данная норма применяется лишь в случаях, связанных с условиями и порядком изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и не подлежит применению в иных случаях.

В силу ст.24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям (ч.1). Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (ч.4). Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (ч.5).

Согласно п.10 ст.2 названного Федерального закона качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.2 ст.19); на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (п.1 и п.4 ст.39).

СанПиН 2.1.4.2496-09, как следует из содержания его пунктов 1.1 и 1.2, устанавливает гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Аналогичные требования предусмотрены пунктами 2.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24.

Согласно указанным СанПиН температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (пункты 2.3 и 2.4).

Таким образом, санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 °C) и максимальным пределом (не выше 75 °C) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.

Как следует из положений п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170, под точками водоразбора понимаются краны, смесители.

В соответствии с Правилами № 642 «граница балансовой принадлежности» - линия раздела объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, между владельцами, определяемая по признаку собственности или владению на ином предусмотренном федеральными законами основании. Местом исполнения обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение по договору горячего водоснабжения, является точка подключения (присоединения), если иное не предусмотрено договором горячего водоснабжения. (п.20). К договору горячего водоснабжения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение, по объектам централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводным сетям. (п.24)

Как указывалось выше, договором теплоснабжения № 34/20-А от 01 мая 2015 года, с учетом дополнительного соглашения к нему, заключенным между ООО «Тепло 20» и ООО «УК Энергия 3», распространяющим свое действие на отношения сторон, возникшие с 01 января 2016 года, граница эксплуатационной ответственности между общим имуществом жилого дома и сетями теплоснабжающей организации определяется по внешней границе стены многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии – в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

То обстоятельство, что если температура горячей воды на вводе в жилой дом не соответствует установленным требованиям, ниже минимально установленной величины в 60 °C, то и в точке водоразбора – в квартирах потребителей, она не может быть выше указанной величины, поскольку подогрев горячей воды на инженерных сетях рассматриваемых многоквартирных домов не производится, а осуществляется на ЦТП, является очевидным.

Согласно представленным истцом и ООО «УК Энергия 3» среднесуточным и почасовым данным теплосчетчиков, установленных в домах <адрес>, указанные выше требования к температуре горячей воды ООО «Тепло 20» не соблюдаются, с декабря 2015 года по апрель 2016 года зафиксированы среднесуточные температуры значительно ниже установленной нормы, из почасовых данных теплосчетчиков за период с 01 декабря 2015 года по 20 декабря 2015 года, с 21 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, с 11 по 21 января 2016 года, с 21 января по 19 февраля 2016 года, с 19 февраля по 21 марта 2016 года, с 21 марта по 20 апреля 2016 года, усматривается, что температура горячей воды в 60 °C фиксировалась нерегулярно и не более 1-3 раз в сутки.

Приборы учета, почасовые показания которых представлены истцом и третьи лицом ООО «УК Энергия 3», допущены к эксплуатации и функционируют в установленном порядке, по ним же исчисляется количество поставленной тепловой энергии для целей отопления.

Узлы учета тепловой энергии тепловой энергии (теплосчетчики 7КТ) в <адрес> повторно введены в эксплуатацию перед отопительным периодом 07 августа и 18 сентября 2015 года с участием представителя ТСЖ «Горизонт» и ООО «Тепло 20».

В судебном заседании исследованы руководства по эксплуатации данных приборов учета, монтажные схемы узлов регистрации температуры горячего водоснабжения зданий <адрес>, допрошенный в качестве свидетеля представитель монтажной организации ДВА показал, что узлы учета установлены в соответствии с техническими требованиями, с участием, в том числе представителя ресурсоснабжающей организации, теплосчетчики фиксируют температуру горячей воды на вводе в дом, данные фиксируются в графе «Т3».

Оснований ставить под сомнение представленные сведения о температурном режиме горячей воды на вводе в жилые дома <адрес> у суда не имеется, доказательств, ставящих под сомнение эти данные, ответчиком не представлено.

Доводы представителей ООО «Тепло 20» о необходимости использования для оценки качества предоставляемых услуг данных узла учета тепловой энергии, введенного в эксплуатацию 27 ноября 2015 года, являются несостоятельными.

Так, из акта ввода прибора в эксплуатацию, среднесуточных показаний теплосчетчика и пояснений представителей ответчика следует, что тепловой счетчик установлен в ЦТП мкр.<адрес> на входе в водонагреватель на трубах, подающих в данный нагреватель теплоноситель, при этом прибор измеряет температуру теплоносителя, а не подогретой этим теплоносителем холодной воды, фиксируя температуру подающего, обратного теплоносителя, а также разницу температур.

При этом, как установлено выше, граница ответственности ООО «Тепло 20», в том числе в отношении горячего водоснабжения, проходит по внешней стене жилых домов.

Согласно пояснительной записке к схеме теплоснабжения г.Зеи, котельная № 12 осуществляет отпуск тепловой энергии в виде горячей воды с температурным графиком 105/70 °C при температуре наружного воздуха – 42 °C, при средней температуре наружного воздуха 13,8 °C среднее значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе 73,93, в обратном 53,38 °C; отпуск теплоносителя в закрытых системах теплоснабжения (с закрытым контуром горячего водоснабжения) осуществляется по температурному графику со срезкой в зоне положительных температур наружного воздуха, то есть температура теплоносителя при положительных температурах наружного воздуха не изменяется, что позволяет обеспечить работу системы горячего водоснабжения; срезка температурного графика должна соответствовать температуре прямой сетевой воды 63-65 °C; в летний период эта температура должна быть 65-70 °C для исключения недогрева воды в абонентских установках ГВС до 60 °C и во избежание вследствие этого потерь теплоты со сливом и повышенного расхода водопроводной воды.

Законодателем на ресурсоснабжающую организацию и исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность обеспечить температуру горячей воды в определенных параметрах в точке водоразбора, а не теплоносителя для подогрева горячей воды на вводе в ЦТП.

При этом очевидно, что вода не должна дополнительно подогреваться по пути от ЦТП к дому, а также от точки ввода в дом до конечного потребителя, в связи с чем ответственность за ненадлежащее качество горячей воды не может быть возложена на управляющую компанию, которая принимала меры к разрешению рассматриваемой ситуации.

Обсуждая доводы ответчика о том, что существующая тупиковая схема водоснабжения делает невозможным обеспечение потребителей горячей водой

Согласно абз.3 п.150 Правил № 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Как указывалось выше, в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора в установленных параметрах должна обеспечиваться независимо от применяемой системы теплоснабжения. Необходимость и возможность соблюдения температурного режима горячего водоснабжения, в том числе при закрытой системе горячего водоснабжения, отражены в пояснительной записке к схеме теплоснабжения г.Зеи.

В судебном заседании исследованы обращения ООО «Тепло 2» от 19 марта 2010 года, ООО «Тепло 20» от 12 декабря 2013 года, 17 февраля 2016 года к ТСЖ «Горизонт», КУМИ г.Зеи, главе администрации г.Зеи о неэффективности тупиковой схемы теплоснабжения мкр.<адрес> с использованием ЦТП.

По сообщению КУМИ г.Зеи от 14 апреля 2016 года, схема горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных домов по адресу: <адрес> является тупиковой, циркуляционный трубопровод обратного водоснабжения отсутствует.

Из пояснений представителя отдела ЖКХ администрации г.Зеи, свидетеля <Номер обезличен>, представленных монтажных схем узлов теплового учета в многоквартирных домах <адрес> следует, что в 2009 году были произведены работы по монтажу обратного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП Л-191 до жилых домов <адрес>, для съема тепла на подогрев горячей воды в домах установлены циркуляционные насосы.

Согласно утвержденной КУМИ г.Зеи и согласованной с ООО «Тепло 20» схеме горячего водоснабжения <адрес>, данная схема предусматривает подачу горячего водоснабжения от ЦТП до домов <адрес> посредством подающего и обратного трубопроводов.

Статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" бремя доказывания обстоятельств оказания услуг, в том числе коммунальных, надлежащего качества, возникновения недостатков оказанных услуг вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя услуг, при установлении которых ответчик освобождается от ответственности, возлагает именно на ответчика.

Согласно ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

После того, как ООО «Тепло 20» был выдвинут рассматриваемый довод, определением суда от 21 апреля 2016 года ответчику предложено представить доказательства в обоснование отсутствия вины в несоответствии качества коммунального ресурса (горячей воды) на вводе в жилые помещения в <адрес> установленным температурным нормативам, доказательства в обоснование доводов о невозможности соблюдения температурных нормативов при существующей системе горячего водоснабжения, в судебных заседаниях также разъяснялась необходимость представления доказательств, и какими средствами доказывания могут быть подтверждены обстоятельства, на которые ссылается ответчик.

В соответствии с ч.1 ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Реализуя предусмотренные гражданским процессуальным законодательством право и обязанность по предоставлению доказательств стороны вправе инициировать перед судом вопрос о проведении экспертизы, ставить на разрешение вопросов собственные вопросы, предлагать кандидатуру эксперта, экспертное учреждение.

В ходе рассмотрения дела ООО «Тепло 20» было заявлено ходатайство о проведении по делу инженерно-технической экспертизы, по результатам которой можно было определить существующую фактически схему горячего водоснабжения домов <адрес>, возможность подачи коммунального ресурса надлежащего качестве при существующей схеме ГВС и состоянии оборудования.

Однако до разрешения данного ходатайства ответчик от него отказался, сославшись на невозможность проведения подобной экспертизы в отсутствие необходимой технической документации на сети ГВС и водоподогреватель, расположенный в ЦТП мкр.Солнечный. Действительно, согласно сообщению КУМИ г.Зеи, техническая документация на данные объекты отсутствует. Вместе с тем, из сообщения эксперта Союза «Амурская торгово-промышленная палата» Амурской области БАВ следует, что проведение инженерно-технической экспертизы по вопросам, поставленным ответчиком, возможно без наличия технической документации, по результатам фактического осмотра инженерных систем. Ответчик, поставленный в известность относительно возможности проведения экспертизы в имеющихся условиях, своего представителя в судебное заседание не направил, представитель ответчика Крапива Е.Ю. настаивала на отказе от проведения экспертизы.

Таким образом, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие у ответчика обстоятельств непреодолимой силы, или подтверждающих принятие ответчиком возможных мер к устранению причин, вызвавших предоставление услуги по подаче горячей воды потребителям ненадлежащего качества, ООО «Тепло 20» не представлено, в материалах дела не имеется.

Напротив, из показаний свидетеля ДКА, а также свидетеля СТВ, являвшейся ранее председателем ТСЖ «Горизонт», проблема с качеством подаваемой в <адрес> горячей воды существует давно, вместе с тем, периодически температурный режим ООО «Тепло 20» ранее соблюдался, кроме того, из показаний последней следует, что осенью 2015 года был установлен факт, когда в ЦТП были перекрыты заглушки, пускающие теплоноситель в водяной подогреватель, после открытия которых температура горячей воды на вводе в жилые дома стала повышаться до нормативных значений. Показания свидетеля подтверждаются объективными данными: согласно показаниям теплосчетчиков, установленных на домах <адрес>, за период с 20 октября по 20 ноября 2014 года, с 31 декабря 2014 года по 31 января 2015 года, с 28 февраля 2015 года по 31 марта 2015 года, температура горячей воды периодически, преимущественно в течение суток, подавалась установленной нормативами температуры – 60 °C.

Кроме того, исходя из доводов ответчика о негативных последствиях тупиковой схемы водоснабжения (необходимость длительного слива горячей воды), при соблюдении ресурсоснабжеющей организацией требований к температуре горячей воды данные теплосчетчиков должны последовательно фиксировать температуры свыше 60 °C в часы максимального водоразбора (утренний максимум с 7.00 до 9.00 часов, вечерний максимум с 19.00 до 22.00 часов).

Вместе с тем, из почасовых данных теплосчетчиков, установленных на тех же домах, за период с 01 декабря 2015 года по 20 декабря 2015 года, с 21 декабря 2015 года по 11 января 2016 года, с 11 по 21 января 2016 года, с 21 января по 19 февраля 2016 года, с 19 февраля по 21 марта 2016 года, с 21 марта по 20 апреля 2016 года, усматривается, что один раз в сутки температура горячей воды повышалась, иногда превышая 60 °C, при этом такое повышение не связано с часами максимального водоразбора, повышение фиксировалось в разные дни в различное время (08, 09, 10, 11, 12, 16 часов). Объяснить значение этих данных в совокупности с выдвигаемыми доводами представитель ответчика не смог.

При таких обстоятельствах доказательств нарушения качества предоставления коммунальных услуг вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя ответчиком не представлено, и судом не установлено.

Таким образом, судом установлено несоблюдение на протяжении длительного времени температурного режима подачи горячей воды на вводе в многоквартирные жилые дома <адрес>, что свидетельствует о нарушении ответчиком установленных требований качеству указанной коммунальной услуги и прав жильцов указанных домов на бесперебойное и качественное горячее водоснабжение.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковые требования прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепло 20» обеспечить круглосуточную в течение года (за исключением времени производства ежегодных ремонтных и профилактических работ) поставку коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги горячее водоснабжение надлежащего качества путем доведения температуры горячей воды на вводе в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> до установленных нормативов от + 60 градусов Цельсия до + 75 градусов Цельсия.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тепло 20» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья          Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 06 июня 2016 года

Судья          Е.В. Охотская

2-662/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зейского района в интересах жителей мкр.Солнечный
Ответчики
ООО "Тепло 20"
Другие
ООО "Энергия 3"
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи
администраци города Зеи
Комитет ЖКХ администрации города Зеи
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
07.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2016Передача материалов судье
07.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Судебное заседание
19.05.2016Судебное заседание
24.05.2016Судебное заседание
25.05.2016Судебное заседание
01.06.2016Судебное заседание
03.06.2016Судебное заседание
06.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее