Дело № 2-757/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2017 года г. Владивосток
Ленинский районный суд города Владивостока в составе: председательствующего судьи Ящук С.В.,
при секретаре ФИО5,
с участием прокурора ФИО6,
ФИО3 ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» ФИО7,
ФИО3 ФИО2 Е.В.,
ФИО3 <данные изъяты> ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора к ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» о возложении обязанности, треть лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», администрация Хасанского муниципального района <адрес>, Служба в пгт. Посьет <данные изъяты>, <данные изъяты>, Управление Россельхознадзора по <адрес> и <адрес>, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование требований указав, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Службы Пограничного управления в пгт. Посьет <данные изъяты> ФИО9 о нарушениях требований законодательства при функционировании и обустройстве зданий, помещений и сооружений автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации <данные изъяты> (далее по тексту - пункт пропуска МАПЛ «<данные изъяты>»), (месторасположение: <адрес>, автодорога <данные изъяты>-<данные изъяты>, 29 километр).
На территории пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» имеются два здания-модуля пассажирского и грузового направлений, принадлежащие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>).
В помещениях здания-модуля пассажирского направления пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», расположены должностные лица <данные изъяты>, Пограничной службы, Россельхознадзора и Роспотребнадзора по <адрес>, которые осуществляют следующие виды государственного контролю пограничный, таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный.
В ходе проверки установлено, что в здании-модуле пассажирского перехода протекает кровля, что создает угрозу вывода из строя досмотровой техники и может повлиять на качество выполнения возложенных на таможенные органы функций и задач по контролю за перемещением сопровождаемого физическими лицами багажа.
Также, проверкой установлены факты ненадлежащего технического состояния электрических сетей в помещениях зданий пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», где расположены государственные контролирующие органы.
Существующая электрическая проводка, электромагистрали для питания оборудования и служебных помещений государственных контролирующих органов в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>», включая подводящие кабели от вводного распределительного устройства, не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации электрических сетей, что подтверждается актом обследования помещений пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по ремонту кровельного покрытия здания-модуля пассажирского перехода пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», электрических сетей в служебных помещениях государственных контролирующих органов, принадлежащие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» лежит на собственнике.
Вместе с тем, до настоящего времени работы по ремонту кровли рассматриваемого здания и электрических сетей в служебных помещениях государственных контролирующих органов, расположенных в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>» не произведены.
В ходе проведенной проверки установлен факт ненадлежащего технического состояния досмотровых ям и отсутствие в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>» системы бесперебойного гарантированного электроснабжения.
Земельный участок, на котором расположен пункт пропуска МАПП «<данные изъяты>» согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № передан Администрацией Хасанского муниципального района в аренду ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» сроком до ДД.ММ.ГГГГ для обслуживания автоперехода «<данные изъяты>- <данные изъяты>».
Поскольку балансодержателем пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» является ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>», а здания, сооружения не переданы ФИО2, бездействие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» по оснащению пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» системой резервного электропитания создает препятствие для эффективного исполнения государственными контрольными органами своих служебных функций, чем существенно нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Просит суд обязать ответчика ООО «Автомобильный переход «<данные изъяты>» (ОГРН №, ИНН №, КПП №) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести в многостороннем автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, автодорога <данные изъяты>-<данные изъяты>, 29 километр, следующие виды работ:
капитальный ремонт кровли здания-модуля пассажирского перехода многостороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>»;
ремонт электрических сетей в помещениях здания-модуля пассажирского и грузового перехода многостороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», в которых осуществляют свои функции государственные контролирующие органы.
Оснастить многосторонний автомобильный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>» системой бесперебойного гарантированного электроснабжения.
Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства досмотровые ямы в количестве четырех штук в многостороннем автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», оборудовав их длиной 12-20 м, глубиной -1,8 м, шириной 1 м, ступенями со стороны въезда и со стороны выезда, бетонным покрытием стен и дна, дренажной системой для стока дождевых и талых вод, местным и стационарным переносным освещением (напряжение электропитания 36В переменного тока или 12В постоянного тока), с использованием фонарей с галогенными лампами для досмотра любой части транспортного средства снизу.
В судебном заседании ФИО3 истца настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
ФИО3 поддержал требования Приморского транспортного прокурора. Суду пояснил, что договор безвозмездного пользования с ФИО2 находится на стадии заключения.
ФИО3 <данные изъяты> в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что бремя содержания имущества лежит на собственнике.
ФИО3 ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, возражал против их удовлетворения по доводам и основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что обязанность по содержанию относится к полномочиям РФ в лице ФИО2. С момента строительства помещения занимают государственные органы, с которыми сложились договорные отношения безвозмездного пользования.
ФИО3 администрации Хасанского муниципального района <адрес>, Службы в пгт. Посьет <данные изъяты>, Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес>, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени его проведения уведомлены надлежащим образом. От ФИО3 администрации Хасанского муниципального района <адрес>, Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> поступили ходатайства о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего иска прокурором обусловлено тем, что несоответствие пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» требованиям действующего законодательства Российской Федерации, нарушает интересы Российской Федерации и препятствует реализации государственными контролирующими органами конституционного права на беспрепятственное пересечение гражданами Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации. Кроме того, нахождение в ненадлежащем техническом состоянии электрических сетей создает реальную угрозу возгорания и поражения людей электрическим током, чем могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>».
Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Службы Пограничного управления в пгт. Посьет <данные изъяты> ФИО9 о нарушениях требований законодательства при функционировании и обустройстве зданий, помещений и сооружений автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации <данные изъяты> (далее по тексту - пункт пропуска МАПЛ «<данные изъяты>»), (месторасположение: <адрес>, автодорога <данные изъяты>-<данные изъяты>, 29 километр).
На территории пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» имеются два здания-модуля пассажирского и грузового направлений, принадлежащие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>).
В помещениях здания-модуля пассажирского направления пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», расположены должностные лица <данные изъяты>, Пограничной службы, Россельхознадзора и Роспотребнадзора по <адрес>, которые осуществляют следующие виды государственного контроля: пограничный, таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный.
В ходе проверки установлено, что в здании-модуле пассажирского перехода протекает кровля, что создает угрозу вывода из строя досмотровой техники и может повлиять на качество выполнения возложенных на таможенные органы функций и задач по контролю за перемещением сопровождаемого физическими лицами багажа.
Подпунктами 1, 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Закон) предусмотрены положения обеспечивающие водонепроницаемость кровли, наружных стен, перекрытий, водоотвод с наружных поверхностей строительных конструкций, включая кровлю.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ремонт кровли относится к капитальному ремонту.
Также, проверкой установлены факты ненадлежащего технического состояния электрических сетей в помещениях зданий пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», где расположены государственные контролирующие органы.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее по тексту - Правила), которые имеют своей целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Пунктом 1.2.2. Правил установлено, что потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.
В силу п. 1.6.1. Правил, потребители должны обеспечить проведение технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов, модернизации и реконструкции оборудования электроустановок. Ответственность за их проведение возлагается на руководителя.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Правил, внутренние и внешние поверхности электрооборудования и электропроводок должны очищаться от пыли и волокон регулярно в сроки, определяемые местными условиями. Особое внимание следует обращать на предотвращение накапливания пыли и волокон на нагретых поверхностях.
В соответствии с п. 2.3.7. Правил установлено, что при эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях.
Существующая электрическая проводка, электромагистрали для питания оборудования и служебных помещений государственных контролирующих органов в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>», включая подводящие кабели от вводного распределительного устройства, не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации электрических сетей, что подтверждается актом обследования помещений пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Учитывая указанные требования законодательства Российской Федерации, обязанность по ремонту кровельного покрытия здания-модуля пассажирского перехода пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>», электрических сетей в служебных помещениях государственных контролирующих органов, принадлежащие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» лежит на собственнике. В связи с чем суд признает доводы ответчика об отсутствии у Приморского транспортного прокурора правовых оснований требовать от ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» выполнения указанных работ несостоятельными.
Поскольку до настоящего времени работы по ремонту кровли рассматриваемого здания и электрических сетей в служебных помещениях государственных контролирующих органов, расположенных в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>» не произведены.
В ходе проведенной проверки установлен факт ненадлежащего технического состояния досмотровых ям и отсутствие в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>» системы бесперебойного гарантированного электроснабжения.
Земельный участок, на котором расположен пункт пропуска МАПП «<данные изъяты>» согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № передан Администрацией Хасанского муниципального района в аренду ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» сроком до ДД.ММ.ГГГГ для обслуживания автоперехода «<данные изъяты>- <данные изъяты>».
Статьей 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Государственной границе Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №) предусмотрено, что общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росграницей утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В силу п. 7.4.2. Типовых технических требований по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, утвержденных Федеральной службой безопасности России ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Типовые технические требования), каждая полоса для следования автобусов, легковых и грузовых транспортных средств оборудуется досмотровой ямой для досмотра транспортных средств снизу (длина 12-20 м, глубина -1,8 м, ширина 1 м), имеющую ступени со стороны въезда и со стороны выезда, бетонное покрытие стен и дна, дренажную систему для стока дождевых и талых вод, местное и стационарное переносное освещение (напряжение электропитания 36В переменного тока или 12В постоянного тока), с использованием фонарей с галогенными лампами для досмотра любой части транспортного средства снизу.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований досмотровые ямы, предназначенные для осмотра должностными лицами пограничной службы транспортных средств снизу не соответствуют установленным параметрам, не имеют дренажной системы для стока дождевых и талых вод, в связи с чем, в период атмосферных осадков досмотровые ямы в количестве четырех штук, расположенные на пассажирском и грузовом направлениях (2 на въезд, 2 на выезд) заполняются водой, что препятствует проведению пограничного контроля в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>», создавая при этом угрозу жизни и здоровью должностных лиц пограничной службы, поскольку в досмотровые ямы подается электрическая энергия для питания осветительного оборудования.
Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Единые типовые требования к оборудованию и материально- техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее по тексту - Единые типовые требования).
На основании п. 3 Единых типовых требований для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создается, в том числе система резервного электропитания.
В соответствии с п. 4, п. 15.2 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждённых приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Типовые требования №), в технические средства и системы, необходимые для осуществления функций пограничной службы в пункте пропуска должна входить, в том числе система бесперебойного гарантированного электроснабжения, включающая в себя источник бесперебойного питания и резервную дизельную электростанцию.
Пунктом 21 Типовых требований № установлено, что система резервного электропитания предназначена для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования пункта пропуска, средств технического контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и создается при помощи альтернативных источников электропитания.
Вместе с тем, в нарушение данных требований, в пункте пропуска МАПП «<данные изъяты>» отсутствует необходимая пограничным, таможенным и другим государственным контролирующим органам система бесперебойного гарантированного электроснабжения
Поскольку балансодержателем пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» является ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>», а здания, сооружения не переданы ФИО2, бездействие ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» по оснащению пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» системой резервного электропитания создает препятствие для эффективного исполнения государственными контрольными органами своих служебных функций, чем существенно нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Выявленные нарушения требований законодательства при функционировании пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» подтверждаются актом обследования пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» на предмет несоответствия Типовым техническим требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования пункта пропуска МАПП «<данные изъяты>» на предмет протекания кровли пассажирского модуля от ДД.ММ.ГГГГ, актами комплексного обследования состояния обустройства пункта пропуска <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, обращением начальника Службы Пограничного управления в пгт. Посьет <данные изъяты> ФИО9, приложенными фотографиями.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства по делу, с учетом вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Автомобильный переход <данные изъяты>» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным также удовлетворить и требования прокурора, установив срок – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
обязать ответчика ООО «Автомобильный переход «<данные изъяты>» (ОГРН №, ИНН №, КПП №) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести в многостороннем автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, автодорога <данные изъяты>-<данные изъяты>, 29 километр, следующие виды работ:
капитальный ремонт кровли здания-модуля пассажирского перехода многостороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>»;
ремонт электрических сетей в помещениях здания-модуля пассажирского и грузового перехода многостороннего автомобильного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», в которых осуществляют свои функции государственные контролирующие органы.
Оснастить многосторонний автомобильный пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>» системой бесперебойного гарантированного электроснабжения.
Привести в соответствие с требованиями действующего законодательства досмотровые ямы в количестве четырех штук в многостороннем автомобильном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «<данные изъяты>», оборудовав их длиной 12-20 м, глубиной -1,8 м, шириной 1 м, ступенями со стороны въезда и со стороны выезда, бетонным покрытием стен и дна, дренажной системой для стока дождевых и талых вод, местным и стационарным переносным освещением (напряжение электропитания 36В переменного тока или 12В постоянного тока), с использованием фонарей с галогенными лампами для досмотра любой части транспортного средства снизу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья: Ящук С.В.
Мотивированное решение
Изготовлено 07.02.2017