№ 2-2381/18
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Масловой И.Н.
при секретаре Зориной В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления МВД России по городу Ставрополю к Тарасову Евгению Александровичу о прекращении права собственности на движимое имущество, являющегося ограниченным в гражданском обороте и разрешении его принудительной продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском, в котором просит:
- прекратить право собственности Тарасова Е.А. на принадлежащее ему оружие - ИЖ<данные изъяты>, хранящееся в Управлении МЕД России по городу Ставрополю;
- разрешить Управлению МВД России по городу Ставрополю принудительную продажу оружия - <данные изъяты>, через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю оружием, с передачей бывшему собственнику -Тарасову Е.А. вырученной суммы за вычетом всех расходов Управления МВД России зло городу Ставрополю, связанных с хранением и реализацией указанного выше оружия.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что <дата обезличена> инспектором ОЛРР Управления МВД России по <адрес обезличен> Бунятян С.Г. на основании протокола изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию произведено изъятие принадлежащего Тарасову Е.А. - <данные изъяты>, по причине нарушения указанным гражданином сроков перерегистрации разрешения на оружие - РОХа <номер обезличен>, сроком действия до <дата обезличена>.
Оружие, изъятое у Тарасова Е. А., было впоследствии помещено на временное хранение в комнату вооружения Управления МВД России по городу Ставрополю. Изъятое в сентябре 2016 года у Тарасова Е.А. оружие храниться в Управлении МВД России по городу Ставрополю до сих пор.
Тарасовым Е. А. до настоящего времени не принималось и не принимается никаких мер для возврата указанного оружия. С заявлением о возврате оружия Тарасов Е. А. в Управление МВД России по городу Ставрополю не обращался.
Более того, предпринимались попытки связаться с Тарасовым Е.А. - с целью определить совместно с ним дальнейшую судьбу принадлежащего ему оружия, но ответчик не проявил интерес к судьбе принадлежащего ему оружию.
В судебном заседании представитель истца по доверенности исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их.
Ответчик Тарасов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, заявлений в порядке ст. 167 ГПК РФ в суд не поступало.
Суд считает ответчика, извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причину его неявки в суд признает неуважительной.
Суд, с согласия представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства с вынесением заочного решения в отсутствие ответчика (ст.233 ГПК РФ).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению
В силу ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
Поскольку ответчик возражений и доказательств по существу заявленных истцом требований суду не представил, суд при рассмотрении спора, исходит из заявленных истцом требований и представленных им доказательств.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В силу статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Так, согласно части 14 статьи 13 закона РФ от 13.12.1996 г. № 150-фз «Об оружии» продление срока действия разрешения на хранение и ношение оружия, выданного гражданину Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного закона. В соответствии с частью 1 статьи 9 закона «Об оружии» приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью 6 настоящей статьи.
Конституционный суд РФ в своих определениях (от 23.06.2015 № 1237-0, от 19.11.2015 № 2727-0) неоднократно указывал, что отношения, возникающие при обороте оружия, в том числе гражданского, на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об оружии", положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула). Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия - устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели (часть первая статьи 1), в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13). Для этого федеральный законодатель определил исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, которым лицензия на приобретение оружия во всяком случае не может быть выдана (часть двадцатая статьи 13 Федерального закона "Об оружии"), а выданная - подлежит аннулированию (пункт 3 части первой статьи 26 данного Федерального закона). Одну из таких категорий составляют граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия (пункт 3 части двадцатой статьи 13).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 27 ФЗ "Об оружии" оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Из статьи 238 ГК РФ следует:
1. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
2. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
3. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Судом установлено, что Тарасов Е.А. является владельцем оружия – <данные изъяты>.
<дата обезличена> на основании ст. 27 закона РФ «Об оружии» старший инспектор ОЛРР Управления МВД России по городу Ставрополю произвел изъятие принадлежащего Тарасову Е.А.. оружия по причине нарушения Тарасовым Е.А. сроков перерегистрации разрешения на оружие, который закончился <дата обезличена>.
Изъятое оружие было помещено на временное хранение в комнату вооружения Управления МВД России по городу Ставрополю, которое там храниться до сих пор.
Тарасову Е.А. предложено реализовать принадлежащее ему оружие или переоформить его на иное лицо. Но до настоящего времени ответчик данным правом не воспользовался.
Из пояснений представителя истца следует, что ответчик не проявляет интерес к судьбе принадлежащего ему оружия.
Судом установлено, что разрешение на хранение и ношение <данные изъяты>, выданное Тарасову Е.Д., действовало до <дата обезличена>.
Данные о продлении разрешения на хранение и ношение <данные изъяты> суду не представлены, Тарасов Е.А. является нарушителем сроков перерегистрации оружия с <дата обезличена>.
Следовательно, оружие в настоящее время не может принадлежать Тарасову Е.А.
Оружие это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным Законом № 150-фз от 13.12.1996 г. «Об оружии», Постановлением Правительства РФ № 814 от 21.07.1998г. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными актами Российской Федерации.
Факт наличия в собственности оружия сам по себе не является основанием для его безграничного владения, пользования и распоряжения. Если оружие было изъято у собственника при владении, пользовании, распоряжении за нарушение требований действующего законодательства, то отказ собственника устранить нарушения, а так же его бездействие при устранении конкретных предписаний сотрудников органов внутренних дел по устранению данных нарушений свидетельствует о том, что собственник отказался от своих прав на оружие.
Согласно справке директора ООО Фирма «Конкорд 1» представленное на осмотр оружие ИЖ-58МА кал. 12/70 № В 05558 исторической ценности не представляет, и в связи с давностью изготовления, длительным сроком хранения, утратило покупательский спрос, оценивается в 4.000 рублей.
Следовательно, оружиеИЖ-58МА кал. 12/70 № В 05558 подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом всех расходов органа внутренних дел, связанных с хранением и реализацией оружия через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю оружием либо передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей в доход государства.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления МВД России по городу Ставрополю к Тарасову Евгению Александровичу о прекращении права собственности на движимое имущество, являющегося ограниченным в гражданском обороте и разрешении его последующей продажи - удовлетворить.
Прекратить право собственности Тарасова Е. А. на оружие <данные изъяты>, хранящееся в Управлении МВД России по городу Ставрополю, с его последующей продажей, через юридических лиц, имеющих лицензию на торговлю оружием, с передачей бывшему собственнику – Тарасову Евгению Александровичу вырученной суммы за вычетом всех расходов Управления МВД России по городу Ставрополю, связанных с хранением и реализацией указанного выше оружия.
Взыскать с Тарасова Евгения Александровича в доход государства госпошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.Н. Маслова