Решение от 18.11.2021 по делу № 2а-2005/2021 от 22.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2021 года                                                                    г. Новомосковск

Новомосковский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Балашова В.А.,

при секретаре Горбатовой Э.С.,

с участием

помощника Новомосковского городского прокурора Маркосова Д.Ш.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Новомосковск Демидова А.С.,

представителя заинтересованного лица МКУ «КСО» по доверенности Венюковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2005/2021 по административному иску Новомосковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Новомосковск о возложении обязанности по формированию земельного участка под городское кладбище, организации работ по обваловке территории кладбища,

установил:

Новомосковский городской прокурор обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Новомосковска, при проведении соблюдения требований земельного законодательства в части оборота земель сельскохозяйственного назначения, законодательства о погребении и похоронном деле было установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № и № с местоположением: <адрес> расположено городское кладбище. В период с 2016 года имели место и имеют место по настоящее время факты захоронения умерших за пределами границ вышеуказанных земельных участков, а именно на смежных земельных участках с кадастровыми номерами №, № которые не предоставлялись для размещения городского кладбища, используются с нарушением требований земельного законодательства, предъявляемых к категории земель и виду разрешенного использования. При устройстве кладбища должна предусматриваться обваловка территории кладбища, которая на вновь образованном земельном участке не произведена. С учетом уточнений просил обязать администрацию муниципального образования г. Новомосковск в срок до 30.11.2021 организовать работы по формированию земельного участка под общественным кладбищем, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, № с местоположением: <адрес> путем принятия мер по оформлению прав на смежные земельные участки с кадастровыми номерами № и приведения их категорий земель и вида разрешенного использования в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 для кладбищ и мест захоронения. Организовать проведение работ по обваловке вновь сформированного земельного участка под общественным кладбищем с местоположением: <адрес>

Определением Новомосковского городского суда Тульской области от 22.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены МКУ «Комбинат Специального Обслуживания» (МКУ «КСО») и Пахомов А.М.

Помощник Новомосковского городского прокурора Маркосова Д.Ш. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности Демидов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что требование прокурора о приведении категории земель и вида разрешенного использования земельных участков с К№ №, №, № в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П-0412 выполнено. В отношении земельного участка с К№ указанные требования выполнить невозможно по ряду причин, в том числе по причине того, что право образования земельного участка принадлежит его собственнику, а отсутствие согласия Пахомова А.М. на образование нового земельного участка посредством объединения нескольких земельных участков не позволяет выполнить заявленные требования. Кроме того, при объединении земельных участков с К№, №, № площадь вновь образованного земельного участка превысит 40000 кв.м., что не будет соответствовать положениям пункта 4.4 МДС 31-10.2004.Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения (рекомендованы Письмом Госстроя РФ от 20.01.2004 № СК-406/12). Земельные участки с К№, № не являются смежными. Их разделяет сооружение с К№ с наименованием «автомобильная дорога», назначением «сооружение транспорта» (автомобильная дорога)» расположенное по адресу: <адрес> (к кладбищу). Указанная автомобильная дорога является единственной артерией, связывающей жилые и нежилые здания д.Ильинка-2 с участком автомобильной дороги «Тула-Новомосковск», а, соответственно не может находится на земельном участке, с видом разрешенного использования «для размещения кладбищ». Земельные участки с К№ и № являются смежными, но находятся в разных кадастровых кварталах. При этом, земельный участок с К№ находится в границах населенного пункта д. Ильинка-2, а земельный участок с К№ не входит в границы населенного пункта. Соответственно, для объединения указанных земельных участков необходимо изменение границ д. Ильинка-2 так, чтобы земельный участок с К№ был включен в границы данного населенного пункта. Вместе с тем, администрацией муниципального образования город Новомосковск из Управления Росреестра по Тульской области было получено уведомление о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 28 апреля 2021 года №№. Таким образом, имеются существенные препятствия для уточнения границ как самого муниципального образования <адрес>, так и границ городских и сельских населенных пунктов (включая д.Ильинка-2), которые требуют существенных финансовых затрат на проведение дополнительных кадастровых работ. Устранение всех недостатков займет время не менее чем до 1 июня 2022 года, а соответственно, объединить земельные участки с № и № не представляется возможным ранее 1 июля 2022 года. Объединить земельные участки с К№, №, № с земельным участком № не представляется возможным. Соответственно, МКУ «КСО» может провести обваловку существующих захоронений только в пределах каждого из земельных участков с К№, №, № по отдельности.

Представитель заинтересованного лица МКУ «КСО» по доверенности Венюкова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, указанным стороной ответчика.

Заинтересованное лицо Пахомов А.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил, представителя не направил.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу п.22 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в действующей редакции, вопрос организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На основании статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Из содержание части 1 статьи 77 ЗК РФ, следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на земельных участках с кадастровыми номерами 71:15:070205:63 и 71:15:070205:64 с местоположением: Тульская область, Новомосковский р.н., в северо-западной части д. Ильинка – 2 расположено городское кладбище.

В период с 2016 года имели место и имеют место по настоящее время факты захоронению умерших за пределами границ вышеназванных земельных участков, на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 71:15:070201:61, 71:15:000000:941/7, которые не предоставлялись для размещения городского кладбища, то есть используются с нарушением требований, земельного законодательства, предъявляемых к категории земель и виду разрешенного использования.

          Земельный участок с кадастровым номером 71:15:070201:61 был поставлен на кадастровый учет в 2008 году, имел статус «ранее учтенный», и относился к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Данный объект недвижимости был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждает факт осуществления на нём бесконтрольного захоронения усопших в период, когда он находился на кадастровом учете, и не предоставлялся под кладбище органами местного самоуправления.

Земельный участок с кадастровым номером 71:15:000000:941/7 является частью многоконтурного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков».

В соответствии с пунктом 12.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) вид разрешенного использования «ритуальная деятельность» предполагает размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 71:15:070201:61 и 71:15:000000:941/7 используются в нарушении требований, предъявляемых законом к категории земель и виду разрешенного использования, и не предоставлялись для размещения общественных кладбищ, однако на них осуществляется захоронение.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального района, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Непринятие Администрацией МО Новомосковск необходимых мер по надлежащему содержанию кладбища и изменению видов разрешенного использования земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

При разрешении заявленных требований суд учитывает, что согласно пункта 53 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 при устройстве кладбища должны предусматриваться обваловка территории кладбища.

Установлено, что до настоящего времени нарушения требований законодательства выявленные в ходе проверки не устранены, обваловка вновь образованного земельного участка не произведена.

Так из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 71:15:000000:941/7 является частью многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 71:15:000000:941 из категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства. На земельном участке с кадастровым номером 71:15:000000:941/7 с 2016 г. по настоящее время происходит захоронение умерших, перезахоронение невозможно, в связи с чем, вопрос изменения вида разрешенного использования данного земельного участка подлежит разрешению администрацией МО Новомосковск в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства.

Возражая в удовлетворении иска, ответчик ссылается на то, что земельный участок с К№ находится в границах населенного пункта д. Ильинка-2, а земельный участок с К№ не входит в границы населенного пункта, т.е. для объединения указанных земельных участков необходимо изменение границ д. Ильинка-2. Таким образом, имеются существенные препятствия для уточнения границ как самого муниципального образования город Новомосковск, так и границ городских и сельских населенных пунктов (включая д.Ильинка-2), которые требуют существенных финансовых затрат на проведение дополнительных кадастровых работ. Устранение всех недостатков займет время не менее чем до 1 июня 2022 года.

Согласно ч. 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд; образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).

Таким образом, объединить земельные участки с К№, №, № с земельным участком № не представляется возможным, в связи с чем обваловка существующих захоронений возможна только в пределах каждого из земельных участков с К№, №, № по отдельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 1 и 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

В качестве способа восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать административного ответчика в срок до 01.07.2022 организовать работы по формированию земельных участков под общественным кладбищем, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № с местоположением: <адрес> путем принятия мер по оформлению прав на смежный земельный участок с кадастровым номером № и приведения категории земель и вида разрешенного использования в соответствие с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

Организовать проведение работ по обваловке земельных участков под общественным кладбищем с местоположением: <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10.11.2020 N ░/0412 (░░░. ░░ 16.09.2021) "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░" ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2005/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Новомосковска
Ответчики
Администрация МО г. Новомосковск
Другие
Пахомов Андрей Михайлович
Суд
Новомосковский городской суд Тульской области
Судья
Балашов В.А.
Дело на сайте суда
novomoskovsky.tula.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
21.10.2021Предварительное судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее