Судья: Никонова Л.Ф. № 33-5655/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22.05.17 г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
Председательствующего Смирновой Е.И.
Судей Никоновой О.И., Емелина А.В.
При секретаре Сукмановой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кылосова В.Г. на решение Жигулевского городского суда от 16.02.17, которым постановлено:
Кылосову В.Г. в удовлетворении иска к администрации г.о. Жигулевск, Илюшкиной У.В., Пелех Т.Н., Култышеву Ю.Н., Корелову И.Л., Захарову В.В. об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности по повторному разрешению обращения, отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Смирновой Е.И., судебная коллегия
установила :
Кылосов В.Г. обратился с иском к администрации г.о. Жигулевск об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности по повторному разрешению обращения.
С учетом уточнений просил признать незаконным отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 1000 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию г.о. Жигулевск повторно разрешить его обращение от 9 августа 2016 года.
В иске указал, 09.08.16 он обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, как военнослужащий, уволенный в запас с военной службы. К заявлению приложена схема земельного участка, подготовленная ООО «Средневолжкий ТИСИЗ». Земельный участок, согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области, расположен в жилой зоне Ж-1.
22.08.16 администрация г.о.Жигулевск отказала в предварительном согласовании предоставления бесплатно испрашиваемого земельного участка, поскольку не соблюдены требования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - расстояние от границ испрашиваемого земельного участка до лесных насаждений составляет менее 30 метров. С отказом по данным основаниям не согласен.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Илюшкина У.В.(собственник земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>); Пелех Т.Н. (собственник земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>); Култышев Ю.Н. (собственник земельного участка с кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>); Корелов И.Л. (собственник земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>); Захаров В.В. (собственник земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кылосов В.Г. просит решение отменить, считая его незаконным.
В судебном заседании представитель истца Глухов И.М. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика Илюшкиной У.В. Зумбадзе Р.А. против удовлетворения жалобы возражал.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено без их участия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлено, что предварительное согласование предоставления земельного участка является одним из этапов порядка предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в настоящей статье, статье 10.4 настоящего Закона, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, в т.ч. гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более ( п.п. «д» ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле»).
Согласно ч. 7 ст. 9 названного Закона, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно, если указанным гражданам земельные участки ранее в собственность не предоставлялись в соответствии со статьями 9 и 10.4 настоящего Закона, а также при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20 или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации либо пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Частью 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 1 статьи 39.14. ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 8 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса ( п.п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ);
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса( п.п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ);
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса( п.п. 3 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такие требования и форма утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. При этом в силу п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных данным Приказом, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. N 762 ( в редакции, действовавшей до 14 ноября 2016 года), должна была содержать значения координат, полученных с использованием технологических и программных средств, с округлением до 1 метра.
В силу требований принятого в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" СП 4.13130.2013, утвержденному Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N 288, применение указанного свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Предисловие). В настоящем своде правил приведены требования к объектам защиты различных классов функциональной пожарной опасности, представляющим собой отдельно стоящие здания и сооружения, а также требования к частям зданий, группам помещений и отдельным помещениям, входящим в состав объектов защиты (пункт 4.1). Противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м (пункт 4.14).
Согласно ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2 статьи 1 ГрК РФ).
Материалами дела установлено, что Кылосов В.Г. является военнослужащим, проходившим службу в Вооруженных Силах РФ в период с 5 августа 1978 года по 2 июня 1996 года, уволенным в запас в связи с организационно- штатными мероприятиями. Земельного участка в собственности с тем же видом разрешенного использования истец не имеет.
Таким образом, Кылосов В.Г. имеет право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства по основаниям, предусмотренным п.п. «д» ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле».
Вместе с тем, данная норма закона, предусматривающая, право гражданина на получение в собственность бесплатно земельного участка, не устанавливает обязанность орган местного самоуправления по предоставлению такого земельного участка.
Образование земельных участков для последующего распоряжения ими относится к компетенции органов местного самоуправления, а не суда.
Судом установлено, 09.08.16 Кылосов В.Г. обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (л.д.225), к заявлению приложил подготовленную ООО «Средневолжский ТИЗИС» схему расположения земельного участка площадью 1000 кв.м, находящегося южнее участка № по <адрес> (л.д.226).
Администрацией г.о. Жигулевск 22.008.16 истицу отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно указанного выше земельного участка на основании п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ по мотивам несоблюдения установленного п. 4.14 СП 4.13130.2013 расстояния до испрашиваемого участка от лесных насаждений (составляет 13, 3 метра вместо допустимых 30 метров), а также несоответствия схемы положениям п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка (л.д.8).
Из схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка, с учетом материалов стереотопографической съемки 2003 года, подготовленной гл. специалистом отдела градостроительства администрации г.о. Жигулевск ФИО13, усматривается, что расстояние от границ участка до ближайшего дерева зоны лесного массива составляет 13, 3 кв.м (л.д.42-43). Указанные обстоятельства ФИО13 подтвердила в суде первой инстанции, допрошенная в качестве свидетеля.
На предоставленной истцом схеме расположения участка расстояние до границ лесного массива не обозначено.
С учетом изложенного суд верно указал, что, поскольку выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка (несоблюдение установленного п. 4.14 СП 4.13130.2013 противопожарного расстояния до лесных насаждений), у администрации г.о. Жигулевск отсутствовали правовые основания для предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем ответчик, руководствуясь п.п. 1 п. 8 ст. 39.15, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, принял законное и обоснованное решение от 22.08.16.
Кроме того, из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области судом установлено, что земельный участок, о формировании которого просит истец, пересекает границы смежных участков с кадастровыми номерами:
-№, расположенного по адресу: <адрес>, с уточненной площадью 1046 кв.м ( правообладатель Илюшкина У.В. – л.д.51);
-№, расположенного по адресу: <адрес>, с уточненной площадью 613 кв.м, правообладатель- Пелех Т.Н.(л.д.60);
-№, расположенного по адресу: <адрес>, с уточненной площадью 1200 кв.м, правообладатель - Култышев Ю.Н.(л.д.53);
-№, расположенного по адресу: <адрес>, с уточненной площадью 1200кв.м, правообладатель - Корелов И.Л.(л.д.54);
-№, расположенного по адресу: <адрес>, с уточненной площадью 1362 кв.м, правообладатель- Захаров В.В.(л.д.57).
С учетом изложенного, суд верно указал, что испрашиваемый участок не свободен от прав третьих лиц, что исключает возможность предоставления его в собственность на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле». Следовательно, основания для предварительного согласования предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в результате повторного рассмотрения администрацией заявления истца, о чем он просит в иске, отсутствуют.
Суд обоснованно отклонил доводы истца, о том, что схема может быть согласована в иных координатах, поскольку такая схема не была предметом рассмотрения органа местного самоуправления при разрешении обращения истца.
Кроме того, судом установлено, что на испрашиваемой истцом территории расположена дорога, используемая в качестве единственно возможного варианта подхода и подъезда к участку № по <адрес>, поскольку данный участок с остальных сторон имеет смежных землепользователей: участки № по <адрес>, что явно усматривается из материалов межевого дела (л.д.123-133) и указанного выше ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области на запрос суда (л.д.29-30). Данное обстоятельство обоснованно признано судом нарушающим права смежных землепользователей, поскольку пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Доводы апелляционной жалобы Кылосова В.Г. об отсутствии вблизи участка лесных насаждений, опровергаются материалами дела, а также сводятся к переоценке доказательства, что не является основанием для отмены решения.
Доводы жалобы о том, что спор идет не о предоставлении земельного участка в собственность, а лишь о предварительном согласовании схемы, следствие чего суд не должен быть проверять основания, не указанные в отказе в предоставлении земельного участка, судебная коллегия признает несостоятельными. Подготовка схемы в силу ст. 39.14 ЗК РФ осуществляется в качеств этапа предоставления земельного участка в собственность. Дело рассматривается в порядке искового производства, в связи с чем судом обоснованно проверены все обстоятельства, влияющие на возможность предоставлении в собственность испрашиваемого участка, в том числе и нарушения прав третьих лиц. Пересечение границ со смежными участками судом установлено, вследствие чего формирование участка исключается. Отсутствие красных линий, на что указывает истец в жалобе, само по себе не свидетельствует об отсутствии проезда к смежным участкам, которое имеет место в силу сложившегося порядка землепользования. Наличие иного проезда и прохода к земельному участку Пелех Т.Н. в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не доказано. Более того, он данный факт признавал, предлагая решить вопрос проезда путем установления сервитута.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно, обоснованно и отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Жигулевского городского суда от 16.02.17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кылосова В.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: