УИД №RS0№-19
Дело №а-146/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Курильский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Якина С.А.,
при помощнике судьи ФИО2,
с участием:
административного истца заместителя прокурора <адрес> ФИО4,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в Курильский районный суд <адрес> с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – администрация) в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером 65:26:0000003:602 для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры – системы водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктуры к указанному земельному участку.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора <адрес> ФИО4 настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против административных исковых требований, указав на отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных денежных средств для обеспечения земельного участка административного истца инженерной инфраструктурой. Администрация направляла письма в правительство <адрес> в целях выделения финансирования данных работ, однако они были оставлены либо без удовлетворения либо без ответа.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщила.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Согласно п. 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В <адрес> указанные вопросы регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» (далее – Закон №-ЗО).
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона №-ЗО гражданам, имеющим трех и более детей (далее – граждане), земельные участки предоставляются в границах того муниципального образования, в котором они постоянно проживают. При отсутствии свободных земельных участков в границах муниципального образования, в котором граждане постоянно проживают, земельные участки могут быть предоставлены с согласия граждан в границах другого муниципального образования на основании соглашения, заключенного между органами местного самоуправления. Земельные участки предоставляются гражданам и их детям, указанным в ч. 2 ст. 1, в общую долевую собственность в равных долях.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона №-ЗО земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случаях, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования возведенным жилым объектом.
В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Курильский городской округ», принятого Решением сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится организация на территории городского округа обеспечения его жителей инженерной инфраструктурой. Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № многодетной семье ФИО1 из земель населенных пунктов предоставлен бесплатно в общую долевую собственность земельный участок общей площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенный по адресу: <адрес>, Курильский городской округ, <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из административного искового заявления, письма заместителя главы администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №.13.30-660/21 и не опровергается представителем ответчика, на предоставленном административному истцу земельном участке, отсутствуют водоснабжение, водоотведение и транспортная инфраструктура. До настоящего времени этот участок не обеспечен данными объектами инженерной инфраструктуры.
Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие в бюджете муниципального образования требуемых денежных средств, а также необходимость финансирования указанных работ путем получения денежных средств из областного бюджета не исключает обязанность ответчика обеспечить выделенный административному истцу земельный участок объектами инфраструктуры.
Земельный участок с кадастровым номером 65:26:0000003:602 был предоставлен в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства многодетной семье ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО прошло более 9 лет, а с момента предоставления семье ФИО1 названного земельного участка до рассмотрения дела судом более двух с половиной лет.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Курильский городской округ», выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка ФИО1 с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Курильский городской округ» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок ФИО1 с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенный по адресу: <адрес>, инженерной инфраструктурой – системой водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий С.А. Якин