Решение по делу № 2а-146/2021 от 17.06.2021

УИД RS0-19

Дело а-146/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                          <адрес>

Курильский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Якина С.А.,

при помощнике судьи ФИО2,

с участием:

административного истца заместителя прокурора <адрес> ФИО4,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в Курильский районный суд <адрес> с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – администрация) в части необеспечения инженерной инфраструктурой земельного участка с кадастровым номером 65:26:0000003:602 для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры – системы водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктуры к указанному земельному участку.

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора <адрес> ФИО4 настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против административных исковых требований, указав на отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных денежных средств для обеспечения земельного участка административного истца инженерной инфраструктурой. Администрация направляла письма в правительство <адрес> в целях выделения финансирования данных работ, однако они были оставлены либо без удовлетворения либо без ответа.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщила.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Согласно п. 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В <адрес> указанные вопросы регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей» (далее – Закон -ЗО).

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона -ЗО гражданам, имеющим трех и более детей (далее – граждане), земельные участки предоставляются в границах того муниципального образования, в котором они постоянно проживают. При отсутствии свободных земельных участков в границах муниципального образования, в котором граждане постоянно проживают, земельные участки могут быть предоставлены с согласия граждан в границах другого муниципального образования на основании соглашения, заключенного между органами местного самоуправления. Земельные участки предоставляются гражданам и их детям, указанным в ч. 2 ст. 1, в общую долевую собственность в равных долях.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона -ЗО земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность для осуществления индивидуального жилищного строительства в случаях, если в отношении земельных участков, предназначенных для такого предоставления, проведены кадастровые работы, осуществлен государственный кадастровый учет, определено разрешенное использование земельных участков, определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования возведенным жилым объектом.

В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Курильский городской округ», принятого Решением сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится организация на территории городского округа обеспечения его жителей инженерной инфраструктурой. Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье ФИО1 из земель населенных пунктов предоставлен бесплатно в общую долевую собственность земельный участок общей площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенный по адресу: <адрес>, Курильский городской округ, <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.

Как следует из административного искового заявления, письма заместителя главы администрации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ .13.30-660/21 и не опровергается представителем ответчика, на предоставленном административному истцу земельном участке, отсутствуют водоснабжение, водоотведение и транспортная инфраструктура. До настоящего времени этот участок не обеспечен данными объектами инженерной инфраструктуры.

Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие в бюджете муниципального образования требуемых денежных средств, а также необходимость финансирования указанных работ путем получения денежных средств из областного бюджета не исключает обязанность ответчика обеспечить выделенный административному истцу земельный участок объектами инфраструктуры.

Земельный участок с кадастровым номером 65:26:0000003:602 был предоставлен в общую долевую собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства многодетной семье ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с момента вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО прошло более 9 лет, а с момента предоставления семье ФИО1 названного земельного участка до рассмотрения дела судом более двух с половиной лет.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока администрацией должных мер для обеспечения данного земельного участка, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным бездействия администрации подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Курильский городской округ», выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка ФИО1 с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования «Курильский городской округ» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок ФИО1 с кадастровым номером 65:26:0000003:602, расположенный по адресу: <адрес>, инженерной инфраструктурой – системой водоснабжения и водоотведения, транспортной инфраструктурой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                                                                   С.А. Якин

2а-146/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынова Ольга Александровна
Прокуратура Курильского района
Ответчики
Администрация МО "КГО"
Суд
Курильский районный суд Сахалинской области
Судья
Якин Степан Андреевич
Дело на странице суда
kurilskiy.sah.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
21.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Подготовка дела (собеседование)
01.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее