Дело №а-825/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
29 апреля 2021 года г. Зеленодольск РТ
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Загитовой Л.В.
РїСЂРё секретаре Набиуллиной Р.Р .,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об организации водоотведения,
Заинтересованные лица: исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Общество с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис», Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам,
установил:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, с учетом последующего уточнения исковых требований (л.д.78) о признании незаконным бездействие исполкома Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не определении гарантирующей организации и не установлении зоны ее действия; об обязании исполкома Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно, организовать водоотведение в пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района РТ путем определения для централизованной системы водоотведения поселения гарантирующей организации.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка реализации мероприятий Национального проекта В«Ркология» РІ Нижневязовском РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, РІ результате которой установлено, что РІ соответствии СЃ государственным контрактом в„–/РЎРњР РѕС‚ 20.11.2019 построены биологические очистные сооружения, расположенные РїРѕ адресу: <адрес>, земельный участок СЃ кадастровым номером в„–:2, разрешение РЅР° РІРІРѕРґ объекта РІ эксплуатацию в„– выдано 29.05.2020. РџСЂРё этом органами местного самоуправления РґРѕ настоящего времени РЅРµ определена организация, эксплуатирующая указанные очистные сооружения, отсутствует акт Рѕ передаче сооружений специализированной организации РІ эксплуатацию. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что требование законодательства РѕР± определении гарантирующей организации органами местного самоуправления поселения РЅРµ исполнено, отсутствие организации, эксплуатирующей биологические очистные сооружения РІ РїРіС‚. <адрес> Республики Татарстан, может привести Рє негативным последствиям для окружающей среды. РџРѕ итогам проверки РІ адрес органов местного самоуправления Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения направлено представление РѕР± устранении нарушений закона (27.11.2020). Однако, РІ С…РѕРґРµ проверки исполнения акта РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ реагирования установлено, что нарушения РЅРµ устранены, поэтому такая обязанность подлежит возложению РЅР° ответчика РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ непринятием своевременных действий исполнительным комитетом Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Р Рў нарушаются права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц – граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области охраны окружающей среды, гарантированные СЃС‚.42 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃС‚.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право РЅР° благоприятную окружающую среду, факторы которой РЅРµ оказывают вредного воздействия РЅР° человека, поскольку отсутствие организации, эксплуатирующей биологические очистные сооружения РІ РїРіС‚. <адрес> Республики Татарстан, может привести Рє негативным последствиям для окружающей среды, РІ том числе загрязнению РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта – Куйбышевского водохранилища (СЂ. Волга), Р° также Рє перебоям РІ работе системы водоотведения РІ населенном пункте. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным Казанский межрайонный природоохранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился СЃ административным РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ.
Протокольным определением от 25.02.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ (л.д.70-72).
Определением суда от 10.03.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Нижневязовской жилкомсервис» (л.д.108-110).
Определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет РТ по тарифам (л.д.131-133).
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель Казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Мельник О.В., действующая по доверенности, на заявленных требованиях настаивала, пояснила, что у исполкома пгт. Нижние Вязовые на сегодняшний день нет никаких препятствий для определения гарантирующей организации, в дальнейшем предусмотрена процедура передачи очистных сооружений либо концессией, либо в аренду организации, которая будет ее эксплуатировать. Поэтому заявлены требования о бездействии.
Представитель административного ответчика - руководитель исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района РТ Гиниятов А.М., действующий на основании решения Совета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района № от 26.10.2020, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил, что принять решение о гарантирующей организации в сфере водоотведения можно после всех процедур согласно закону о концессионном соглашении, и передать в аренду очистные сооружения той организации, которая заявится. Начатые в 2020 году работы по сбору документов для проведения конкурса после полученных замечаний приостановлены.
Представитель заинтересованного лица - исполком Зеленодольского муниципального района РТ Нечаева Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не поддержала на том основании, что определение гарантирующей организации без передачи ей объекта эксплуатации невозможно. Органы местного самоуправления должны принять постановление, предварительно оформив все документы на сооружение, и получив тарифы. Потом проводится процедура конкурса, по результатам которого будет принято решение о гарантирующей организации. На территории Зеленодольского муниципального района РТ заявиться на конкурс может не только одна организация осуществляющая данную деятельность.
Представитель заинтересованного лица – директор общества с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис» Гизатуллин Л.Р., действующий на основании протокола №1 общего собрания ООО «Нижневязовской жилкомсервис» от 18.04.2016 об избрании на должность, в судебном заседании требования не поддержал, пояснил, что основная цель общества - получение прибыли, после объявления конкурса, если ООО «Нижневязовской жилкомсервис» будет заинтересовано, то оно заявится в данном конкурсе.
Представитель заинтересованного лица Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам Ершова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержала, ссылаясь на представленный ранее отзыв на административное исковое заявление (л.д.141-142), пояснила, что проведение работ по передаче имущества организации является обязанностью органов местного самоуправления. Гарантирующий поставщик - это организация, к которой присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющая услуги холодного водоснабжения или водоотведения. Услуги водоотведения в пгт.<адрес> ЗМРРТ оказывает ООО «Нижневязовской жилкомсервис», и является единственной регулируемой организацией, для которой установлены тарифы на водоотведение для потребителей указанного муниципального образования. Соответственно, в отсутствие других ресурсоснабжающих организаций ООО «Нижневязовской жилкомсервис» подпадает под критерий определения гарантирующей организации.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 ст.218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РР· материалов дела усматривается, что 20.11.2019 РїРѕ результатам подведения итогов электронного аукциона, проведенного РЅР° электронной торговой площадке ....ru РЅР° основании протокола в„– РѕС‚ 07.11.2019 (идентификационный РєРѕРґ закупки в„–) между Государственным казенным учреждением «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» (ГКУ «Главинвестстрой Р РўВ»), именуемым РІ дальнейшем «Государственный заказчик», Рё акционерным обществом «Управление капитального строительства инженерных сетей Рё развития энергосберегающих технологий Республики Татарстан», именуемое РІ дальнейшем В«Рсполнитель» (РђРћ «УКС»), заключен государственный контракт в„–/СЃРјСЂ, согласно которому Рсполнитель обязуется РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01.06.2020 выполнить РїРѕ заданию Государственного заказчика работы РїРѕ строительству объектов, указанных РІ Приложении в„–, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, РІ том числе строительно-монтажные Рё прочие работы, РІ том числе установка Рё монтаж оборудования РІ рамках федерального проекта «Оздоровление Волги», РІ соответствии СЃ условиями настоящего контракта Рё утвержденной проектной документацией, Р° Государственный заказчик обязуется принять РёС… результат Рё оплатить РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, предусмотренные настоящим контрактом (Р».Рґ.19-43).
В пункте 2 Приложения № к государственному контракту №/смр от 20.11.2019 указан объект «Строительство биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> <адрес> Республики Татарстан», цена контракта с НДС в рублях 193 223 397,95, срок выполнения работ – 01.06.2020 (л.д.44).
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, указанных в Приложении №.3 к государственному контракту №/смр от 20.11.2019, строительство биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> Республики Татарстан должно быть осуществлено в период с 10.12.2019 по 01.06.2020, в срок не позднее 01.06.2020 необходимо подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией и подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства объекта (л.д.47).
29.05.2020 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан исполнительному комитету Нижневязовского городского поселения ЗМРРТ выдано разрешение № на ввод в эксплуатацию построенных биологических очистных сооружений в пгт. <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами: №:200 (№:52), №:235 (№:14), №:2, №:223901, №:020111. Разрешение на строительство № в отношении объекта было выдано исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 25.10.2019. Строительный объем вводимого в эксплуатацию объекта 310 куб. м, в том числе надземной части 310 куб. м, общая площадь 1180 кв. м, количество зданий, сооружений - 1 (л.д.9-13).
17.08.2020 между исполкомом пгт. <адрес> ЗМРРТ и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» заключен договор № о сотрудничестве, согласно которому в целях содействия друг другу в решении задач в интересах населения стороны договорились предоставлять друг другу взаимную помощь в сфере обеспечения работоспособности биологических очистных сооружений в пгт. <адрес>, кадастровый номер №:4031. Путем подписания данного договора стороны подтверждают, что интересам каждой из них соответствует совместное и согласованное сотрудничество. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключен до передачи объекта в эксплуатацию организации, определенной в соответствии с действующим законодательством (л.д.96-97).
01.09.2020 между исполкомом пгт. <адрес> ЗМРРТ и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» заключен Договор № безвозмездного пользования имуществом (л.д.79-81), согласно которому исполком пгт. <адрес> ЗМРРТ (Ссудодатель) передает ООО «Нижневязовской жилкомсервис» (Ссудополучатель) имущество, указанное в приложении № (л.д.82), по акту приема-передачи (л.д.83) – административное здание (пгт. <адрес>, <адрес>), гараж (пгт. <адрес>, <адрес>) – во временное безвозмездное пользование сроком на 11 месяцев одновременно с передачей принадлежностей и документации.
01.09.2020 между исполкомом РїРіС‚. <адрес> Р—РњР Р Рў Рё РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис» заключен Договор в„– безвозмездного пользования имуществом (Р».Рґ.85-87), согласно которому исполком РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые Р—РњР Р Рў (Ссудодатель) передает РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис» (Ссудополучатель) имущество, указанное РІ Приложении в„– (Р».Рґ.88), РїРѕ акту приема-передачи (Р».Рґ.89) – Р’РќР‘ <адрес>, Р’РќР‘ <адрес>, Р’РќР‘ <адрес>, Р’РќР‘ Рґ.<адрес>, Р’РќР‘ Рґ.<адрес>, Р’РќР‘ Рґ.<адрес> <адрес>, Р’РќР‘ Рґ.<адрес> <адрес>, Р’РќР‘ Рґ.<адрес> <адрес>, водопроводная сеть, канализационная сеть, канализационная насосная станция, очистные сооружения СЃ кадастровым номером в„–:4031 – РІРѕ временное безвозмездное пользование СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 11 месяцев одновременно СЃ передачей принадлежностей Рё документации. Р’ соответствии СЃ пунктом 2.1 указанного Договора, Ссудодатель обязан Р·Р° СЃРІРѕР№ счет производить текущий ремонт Рмущества, нести РІСЃРµ расходы РїРѕ его содержанию, РїСЂРё необходимости производить улучшения Рмущества. Ссудополучатель обязан использовать Рмущество исключительно РїРѕ его назначению; обеспечить сохранность Рмущества; Р·Р° СЃРІРѕР№ счет производить текущий Рё капитальный ремонт Рмущества, нести РІСЃРµ расходы РїРѕ его содержанию, РїСЂРё необходимости производить улучшения Рмущества, после письменного согласования СЃ Ссудодателем; РїРѕ окончании СЃСЂРѕРєР° Договора возвратить Рмущество Ссудодателю. Ссудодатель вправе РІ любое время проверять РїРѕСЂСЏРґРѕРє использования Рмущества Ссудополучателем, РЅРµ вмешиваясь РІ деятельность последнего; произвести отчуждение Рмущества или передать его РІ возмездное пользование третьему лицу, РїСЂРё этом Рє РЅРѕРІРѕРјСѓ собственнику или пользователю переходят права РїРѕ ранее заключенному настоящему РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, Р° его права РІ отношении Рмущества обременяются правами Ссудополучателя. Ссудополучатель вправе РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРµ время отказаться РѕС‚ настоящего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, предупредив РѕР± этом Ссудодателя РЅРµ менее, чем Р·Р° 60 дней; претендовать РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° новый СЃСЂРѕРє, или РїСЂРё отсутствии возражений СЃРѕ стороны Ссудодателя, РЅР° продолжение пользования Рмуществом после истечения СЃСЂРѕРєР° РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РІ течение неопределенного СЃСЂРѕРєР°. Пунктом 4 Договора предусмотрено, что Ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РІ случаях, РєРѕРіРґР° Ссудополучатель использует Рмущество РЅРµ РІ соответствии СЃ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј или назначением имущества; РЅРµ выполняет обязанностей РїРѕ поддержанию имущества РІ исправном состоянии или его содержанию; существенно ухудшает состояние имущества; без согласия Ссудодателя передал имущество третьему лицу. Ссудополучатель вправе потребовать досрочного расторжения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РїСЂРё обнаружении недостатков, делающих нормальное использование Рмущества невозможным или обременительным, Рѕ наличии которых РѕРЅ РЅРµ знал Рё РЅРµ РјРѕРі знать РІ момент заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°; если Рмущество РІ силу обстоятельств, Р·Р° которые РѕРЅ РЅРµ отвечает, окажется РІ состоянии, РЅРµ РїСЂРёРіРѕРґРЅРѕРј для использования; если РїСЂРё заключении РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Ссудодатель РЅРµ предупредил его Рѕ правах третьих лиц РЅР° передаваемое Рмущество; РїСЂРё неисполнении Ссудодателем обязанности передать Рмущество либо его принадлежности Рё относящиеся Рє нему документы РІ течение 10 дней после подписания настоящего РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°.
Дополнительным соглашением № от 23.10.2020 к договору безвозмездного пользования имуществом № от 01.09.2020 объект «очистные сооружения» с кадастровым номером №:4031 с 01.11.2020 исключен из приложения № договора (л.д.93), и возвращен по акту приема-передачи (л.д.94) Ссудодателю.
15.10.2020 заместителем министра строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Р¤РРћ9 проведено совещание РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ реализации федерального проекта «Оздоровление Волги», РЅР° повестке РґРЅСЏ были поставлены следующие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: Рѕ С…РѕРґРµ строительства объектов; Рѕ РІРІРѕРґРµ РІ эксплуатацию очистных сооружений канализации, завершенных строительством РІ 2020 РіРѕРґСѓ; РѕР± исполнении плана кассовых выплат Р·Р° октябрь 2020 РіРѕРґР°; Рѕ завершении строительства первой очереди РћРЎРљ РїРіС‚. <адрес> Зеленодольского муниципального района. Р’ соответствии СЃ Дополнительным соглашением РѕС‚ 04.09.2020 в„– Рє Соглашению Рѕ предоставлении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РёР· федерального бюджета бюджету субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 12.02.2019 в„– установлена необходимость согласования СЃ Минстроем Р РѕСЃСЃРёРё задания РЅР° корректировку проектной документации РІ случае необходимости корректировки проектно-сметной документации РїРѕ объектам, реализуемым РІ рамках федерального проекта «Оздоровление Волги». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, решено, РІ том числе: исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды РЅР° биологические очистные сооружения РІ РїРіС‚. <адрес> Зеленодольского муниципального района СЃ РђРћ «ЗВКС»; ГКУ «ГУРРЎ Р РўВ» РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 01.11.2020 завершить РїСѓСЃРєРѕ-наладочные работы РЅР° построенных объектах, обеспечить своевременное завершение строительно-монтажных работ РЅР° объектах РІ рамках ФП «Оздоровление Волги» (Р».Рґ.55-56)
Р’ представлении Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры РѕС‚ 27.11.2020 в„– РѕР± устранении нарушений закона, адресованном Главе Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Р—РњР Р Рў, сообщается Рѕ проведенной проверке реализации мероприятий Национального проекта В«Ркология» РІ Нижневязовском РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј поселении Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, РІ результате которой установлено, что РІ соответствии СЃ государственным контрактом в„–/РЎРњР РѕС‚ 20.11.2019 построены биологические очистные сооружения, расположенные РїРѕ адресу: <адрес>, РїРіС‚. <адрес>, земельный участок СЃ кадастровым номером в„–:2. Рсполнительному комитету Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Р—РњР Р Рў Рнспекцией государственного строительного надзора Республики Татарстан 29.05.2020 выдано заключение Рѕ соответствии построенных биологических очистных сооружений требованиям проектной документации. РџСЂРё этом органами местного самоуправления РґРѕ настоящего времени РЅРµ определена организация, эксплуатирующая указанные очистные сооружения, отсутствует акт Рѕ передаче сооружений специализированной организации РІ эксплуатацию. Данные нарушения требований законодательства допущены РІ результате ненадлежащего исполнения ответственными лицами органа местного самоуправления СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей, Р° также ослабления СЃРѕ стороны руководителя контроля Р·Р° работой подчиненных сотрудников, что явилось причиной Рё условием, способствующим нарушениям федерального законодательства. Руководствуясь СЃС‚.24 Федерального закона «О прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, младший советник юстиции Р¤РРћ10 требует: рассмотреть настоящее представление СЃ участием представителя прокуратуры Рё принять конкретные меры РїРѕ устранению указанных фактов нарушений законодательства, Рё РїРѕ недопущению РёС… впредь; РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выявленными фактами нарушений закона рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц (РєРѕРїРёСЋ приказа Рѕ привлечении Рє дисциплинарной ответственности приложить Рє ответу РЅР° представление) (Р».Рґ.14-16).
24.12.2020 Глава Нижневязовского городского поселения ЗМРРТ Некрасова Ю.М. в ответе (№) на представление сообщает об его рассмотрении с участием старшего помощника Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры Мельник О.В.: биологические очистные сооружения в пгт. Нижние Вязовые введены в эксплуатацию 29.05.2020 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию за №, выданного исполнительным комитетом ЗМРРТ. Право собственности за муниципальным образованием «пгт. <адрес>» оформлено 17.08.2020 (№). На основании протокольного поручения Министерства строительства от 15.10.2020, принято решение о передаче биологических очистных сооружений пгт. <адрес> в аренду АО «ЗВКС». 03.11.2020 исполкомом Нижневязовского городского поселения направлена заявка в АО «Центр развития земельных отношений РТ» на подготовку документации и проведение процедуры предоставления биологических очистных сооружений в аренду. Для согласования с тарифным комитетом подготовлены и направлены следующие документы: документация по биологическим очистным сооружениям; руководство по эксплуатации биологических очистных сооружений; схема водоснабжения и водоотведения в пгт. <адрес>; проект договора аренды; производственная программа ООО «Нижневязовской жилкомсервис»; информация по расходованию электроэнергии; паспорта всего электрооборудования на биологических очистных сооружениях; план объекта. В настоящее время АО «ЦРЗО» готовит дорожную карту по передаче биологических очистных сооружений в аренду. 17.08.2020 заключен договор № о сотрудничестве между исполкомом поселения и ООО «Нижневязовской жилкомсервис» с целью обеспечения устойчивой работы биологических очистных сооружений, до момента подписания договора аренды (л.д.17-18).
26.01.2021 исполнительный комитет Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обратился Рє председателю Государственного комитета Республики Татарстан РїРѕ тарифам Р¤РРћ12 (РёСЃС…. в„–) СЃ заявлением Рѕ подготовке РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ документации РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды объекта водоотведения, расположенного РЅР° территории Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (РІ соответствии СЃ Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.05.2013 в„– «О государственном регулировании тарифов РІ сфере водоснабжения Рё водоотведения»), РІ котором указывается Рѕ праве заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды объекта водоотведения, указанного РІ Приложении 1,2 Рє данному заявлению, эксплуатирующегося СЃ 2020 РіРѕРґР°, дата начала действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды – 01 марта 2021Рі., СЃСЂРѕРє действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды – 5 лет. Рсполнительным комитетом Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РІ качестве метода долгосрочного регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов, который РѕРЅ РїСЂРѕСЃРёС‚ согласовать РІ силу Рї.Рї. «е» Рї.62 «Правил регулирования тарифов РІ сфере водоснабжения Рё водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 13.05.2013 в„– «О государственном регулировании тарифов РІ сфере водоснабжения Рё водоотведения» (Р».Рґ.59-60).
Р’ ответе РЅР° заявление руководителя исполнительного комитета Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Р Рў РѕС‚ 26.01.2021, подготовленном РІ электронной форме РІ Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан РѕС‚ 09.02.2021 №ЛХ-29/482/2021, Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан РїРѕ тарифам Р¤РРћ13, сообщается следующее. Услуги водоотведения РІ поселке <адрес> Зеленодольского муниципального района оказывает РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис», для которого постановлением Государственного комитета Республики Татарстан РїРѕ тарифам РѕС‚ 27.11.2020 в„–/РєСЃ-2020 установлены тарифы РЅР° водоотведение РЅР° 2021 РіРѕРґ РІ следующем размере: СЃ 01.01.2021 РїРѕ 30.06.2021 – 16,14 СЂСѓР±./РєСѓР±. Рј; СЃ 01.07.2021 РїРѕ 31.12.2021 – 16,73 СЂСѓР±./РєРІ. Рј. Базовый период РІ представленной финансовой модели должен соответствовать утвержденным показателям РЅР° 2021 РіРѕРґ. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· запланированного размера необходимой валовой выручки РЅР° 2022 РіРѕРґ, СЂРѕСЃС‚ тарифов для потребителей СЃРѕ второго полугодия 2022 РіРѕРґР° приведет Рє превышению РїСЂРѕРіРЅРѕР·РЅРѕРіРѕ индекса изменения размера платы граждан Р·Р° коммунальные услуги. Таким образом, необходимо построить Финансовую модель СЃ учетом доступности тарифов для потребителей, либо предусмотреть проведение мероприятий РїРѕ согласованию предельного индекса роста платы граждан Р·Р° коммунальные услуги СЃ учетом превышения среднего индекса РїРѕ Республике Татарстан РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 30.04.2017 в„– «О формировании индексов изменения размера платы граждан Р·Р° коммунальные услуги РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации». РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё осуществлении расчетов необходимо руководствоваться РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРј социально-экономического развития Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° 2021 РіРѕРґ Рё РЅР° плановый период 2022 Рё 2023 РіРѕРґРѕРІ РѕС‚ 26.09.2020. Р’ Финансовой модели необходимо разделить затраты РЅР° водоотведение СЃ учетом утвержденной базовой модели РЅР° 2021 РіРѕРґ Рё затраты РЅР° очистку сточных РІРѕРґ СЃ последующей индексацией общих расходов РЅР° период действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды, Р° также обосновать затраты РЅР° содержание очистных сооружений. Также Рє представленным материалам Госкомитет имеет СЂСЏРґ замечаний: РІ выписке РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах отсутствует информация Рѕ правообладателе очистных сооружений; РІ проекте РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды РЅРµ предоставлен перечень РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ Рё РёРЅРѕРіРѕ имущества, передаваемого РІ аренду; объекты очистных сооружений, РїРѕ которым выполнен расчет электрической энергии, отличаются РѕС‚ объектов, перечисленных РІ акте технического обследования. Для оценки удельного расхода электрической энергии необходимо представить расчет количества электрической энергии, выполненный РЅР° основании технических характеристик оборудования, указанного РІ Приложении в„– Рє заявлению Рё РІ Акте технического обследования (Р».Рґ.62-63).
28.01.2021 Глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Р¤РРћ14 РІ электронной форме РІ Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан направил обращение Президенту Республики Татарстан Р¤РРћ15 (РёСЃС…. в„–), указав, что РІ рамках реализации программы «Оздоровление Волги» национального проекта В«Ркология» РІ 2020 РіРѕРґСѓ построили Рё вели РІ эксплуатацию объект «Строительство биологических очистных сооружений РІ РїРіС‚. <адрес> Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» (БОС), общий лимит финансирования составил ... тыс. рублей (федеральный бюджет – ... тыс. СЂСѓР±., республиканский бюджет – ... тыс. СЂСѓР±.). Прогнозируемые расходы РЅР° содержание Рё эксплуатацию БОС РІ РїРіС‚. <адрес> РІ 2021 РіРѕРґСѓ РїСЂРё фактическом объеме стоков 178000 РєСѓР±. Рј РІ РіРѕРґ оцениваются РІ объеме 19,2 млн. рублей. Фактические финансовые средства РЅР° содержание эксплуатацию БОС РІ 2021 РіРѕРґСѓ составляют ... млн. рублей. Р’ целях надежной Рё эффективной эксплуатации БОС, сдерживания роста тарифов РЅР° услуги водоотведения для населения Глава Зеленодольского муниципального района Р Рў РїСЂРѕСЃРёС‚ изыскать возможность выделения субсидирования РІ части выпадающих РґРѕС…РѕРґРѕРІ РёР· бюджета Республики Татарстан РІ объеме ... млн. рублей (Р».Рґ.65).
19.02.2021 Р’СЂ.Рё.Рѕ. председателя Государственного комитета Республики Татарстан РїРѕ тарифам Р¤РРћ16, рассмотрев РїРѕ поручению Премьер-министра Р Рў Р¤РРћ17 РѕС‚ 28.01.2021 в„–-РђРџ обращение Главы Зеленодольского муниципального района Р Рў РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ функционирования биологических очистных сооружений РІ РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые, РІ пределах своей компетенции обратился Рє Министру финансов Республики Татарстан Р¤РРћ18, сообщив следующее. Регулируемую деятельность РЅР° территории указанного населенного пункта осуществляет РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис», для которого тарифы РЅР° водоотведение РЅР° 2021 РіРѕРґ установлены постановлением Госкомитета РѕС‚ 27.11.2020 в„–/РєСЃ-2020 РІ следующем размере (организация применяет упрощенную систему налогообложения): СЃ января – 16,14 СЂСѓР±./РєСѓР±. Рј; СЃ июля – 16,73 СЂСѓР±./РєРІ. Рј. Величина необходимой валовой выручки РЅР° выполнение производственной программы РІ сфере водоотведения РЅР° 2021 РіРѕРґ уточнена РІ размере 2918,07 тыс. СЂСѓР±. Затраты РЅР° обслуживание биологических очистных сооружений РЅРµ приняты РІРІРёРґСѓ непредставления организацией подтверждения законного права эксплуатации указанного объекта. Р’ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 07.12.2011 в„–416-ФЗ «О водоснабжении Рё водоотведении» передача объектов водоснабжения Рё водоотведения, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности, РІРѕ владение или пользование РІРѕР·РјРѕР¶РЅР° только РїРѕ договорам аренды или РїРѕ концессионным соглашениям, которые РјРѕРіСѓС‚ быть заключены только РЅР° РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ РѕСЃРЅРѕРІРµ РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном отраслевым Рё антимонопольным законодательством. Заявление исполнительного комитета Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Рѕ подготовке РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ документации РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды биологических очистных сооружений рассмотрено Госкомитетом РІ соответствии СЃ законодательством РІ области тарифного регулирования, заявление возвращено РЅР° доработку СЃ замечаниями РїРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ 09.02.2021 №ЛХ-29/482/2021. После заключения долгосрочного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды Рё обращения ресурсоснабжающей организации РІ Госкомитет СЃ материалами тарифного дела РЅР° 2022 РіРѕРґ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ будет оценить тарифные последствия для потребителей РѕС‚ РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию биологических очистных сооружений (Р».Рґ.101-102).
20.02.2021 Министр строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Р¤РРћ19 РІРѕ исполнение поручения Премьер-министра Р Рў Р¤РРћ17 РѕС‚ 28.01.2021 в„–-РђРџ РїРѕ обращению Главы Зеленодольского муниципального района Р Рў Рѕ выделении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° возмещение расходов организации, эксплуатирующей очистные сооружения, РІ пределах своей компетенции обратился Рє Министру финансов Республики Татарстан Р¤РРћ18 (РёСЃС…. в„–), сообщив следующее. РќР° территории РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые Зеленодольского муниципального района услуги водоотведения населению, бюджетным Рё прочим потребителям оказывает РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис». РџСЂРё утверждении тарифов РЅР° 2021 РіРѕРґ РІ состав имущества, участвующего РІ процессе оказания услуг РїРѕ водоотведению вошли канализационно-насосная станция Рё канализационные сети, которые эксплуатируются РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис» РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ безвозмездного пользования имуществом РѕС‚ 01.09.2020 в„–в„–,60, заключенных СЃ исполнительным комитетом Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения СЃСЂРѕРєРѕРј РЅР° 11 месяцев. Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан РѕС‚ 27.11.2020 в„–/РєСЃ-2020 для РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис» утверждены тарифы РЅР° услуги водоотведения РЅР° 2021 РіРѕРґ: СЃ 1 января 2021 РіРѕРґР° РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 2021 РіРѕРґР° – 16,14 СЂСѓР±./РєСѓР±. Рј; СЃ 1 июля 2021 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2021 РіРѕРґР° -16,73 СЂСѓР±./РєСѓР±. Рј (среднегодовой СЂРѕСЃС‚ тарифа составил 103,7%). Затраты РїРѕ эксплуатации БОС РІ тарифы РЅРµ включены. Р’ целях обеспечения безубыточной работы РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис», эксплуатирующему БОС, необходимо заявиться РІ Государственный комитет Республики Татарстан РїРѕ тарифам СЃ предложениями РїРѕ пересмотру тарифов РЅР° услуги водоотведения. Р’ рамках проектной документации были просчитаны тарифные последствия функционирования БОС СЃ ростом тарифа РЅР° услуги водоотведения СЃ 16,14 рублей РґРѕ 67,39 рублей Р·Р° РєСѓР±. Рј. Р РѕСЃС‚ тарифов более, чем РІ четыре раза, приведет Рє превышению утверждаемых ежегодно предельных индексов роста платы граждан Р·Р° коммунальные услуги Рё может вызвать СЂРѕСЃС‚ социальной напряженности РїРіС‚. <адрес>. РЎ учетом вышеизложенного, Министерство считает необходимым обеспечить передачу БОС РІ РїРіС‚. <адрес> эксплуатирующей организации РІ соответствии СЃ нормами Федерального закона РѕС‚ 07.12.2011 в„–416-ФЗ (ред. РѕС‚ 01.04.2020) «О водоснабжении Рё водоотведении»; установить тариф РЅР° водоотведение для эксплуатирующей организации РІ размере, достаточном для обслуживания Рё эксплуатации БОС РІ РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые; предусмотреть РІ бюджете Республики Татарстан СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ Зеленодольскому муниципальному району РЅР° выплату меры дополнительной социальной поддержки, направленной РЅР° получение потребителями компенсаций РІРІРёРґСѓ увеличения размера платы Р·Р° коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения ее размера, что соответствует принципу соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций Рё интересов потребителей (Р».Рґ.98-99).
15.03.2021 Министерство финансов Республики Татарстан, рассмотрев РїРѕ поручению Премьер-министра Р Рў Р¤РРћ17 РѕС‚ 28.01.2021 в„–-РђРџ совместно СЃ Государственным комитетом Республики Татарстан РїРѕ тарифам Рё Министерством строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обращение Зеленодольского муниципального района Р Рў Рѕ выделении СЃСѓР±СЃРёРґРёРё РЅР° возмещение затрат РїСЂРё предоставлении услуг водоотведения РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РІРІРѕРґРѕРј РІ эксплуатацию биологических очистных сооружений РІ РїРіС‚. <адрес>, РІ пределах компетенции сообщает следующее. РџСЂРё том, что РІ 2020 РіРѕРґСѓ введены РІ эксплуатацию биологические очистные сооружения РІ РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые, Государственным комитетом Республики Татарстан РїРѕ тарифам РїСЂРё установлении тарифов РЅР° 2021 РіРѕРґ РЅР° водоотведение для осуществляющей регулируемую деятельность РЅР° территории РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые организации (РћРћРћ «Нижневязовской жилкомсервис») РЅРµ учтены затраты РЅР° обслуживание указанных биологических очистных сооружений РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непредставлением организацией документов, подтверждающих право РЅР° объект. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Зеленодольским муниципальным районом РЅРµ представлены документы, подтверждающие заявленные объемы расходов, подтвердить объемы потребности РЅР° запрашиваемые цели РЅРµ представляется возможным. Министерством строительства, архитектуры Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предлагается обеспечить передачу биологических очистных сооружений РІ РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые эксплуатирующей организации РІ соответствии СЃ нормами Федерального закона РѕС‚ 07.12.2011 в„–416-ФЗ «О водоснабжении Рё водоотведении». РџРѕ информации Государственного комитета Республики Татарстан РїРѕ тарифам оценка тарифных последствий РЅР° 2022 РіРѕРґ для потребителей РѕС‚ РІРІРѕРґР° РІ эксплуатацию биологических очистных сооружений РІ РїРіС‚. <адрес> может быть осуществлена после передачи объекта эксплуатирующей организации Рё обращения РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃ предложениями РїРѕ пересмотру тарифов РЅР° услуги водоотведения. РЎ учетом изложенного, предлагают вернуться Рє рассмотрению данного РІРѕРїСЂРѕСЃР° РїРѕ итогам деятельности эксплуатирующей биологические очистные сооружения РІ РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые организации Р·Р° 2021 РіРѕРґ Рё представления необходимых документов РІ Государственный комитет Республики Татарстан РїРѕ тарифам (Р».Рґ.121).
17.03.2021 Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам по итогам совещания по вопросу оценки стоимости эксплуатации новых БОС, состоявшегося 16.03.2021, обратился в электронной форме в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (исх. №ЛХ-26/1143/2021) с письмом к руководителям регулируемых организаций сообщив, что в рамках проведения работы по оценке стоимости эксплуатации БОС Госкомитетом проведено рабочее совещание и сделан запрос в организации о необходимости представления пояснений и обоснований по каждой заявленной статье затрат. Однако запрашиваемая информация направлена не всеми организациями, а к отдельным документам имеются замечания. Учитывая необходимость подготовки дополнительной информации по данному вопросу, необходимо в срок до 24 марта представить в адрес Госкомитета следующие документы: анализ объемов пропущенных сточных вод с учетом объемов вывоза ЖБО, оказываемого на территории муниципального образования; расчет численности и фонда оплаты труда заявленного персонала на обслуживание БОС (необходимо произвести расчет исходя из нормативной численности и среднемесячной заработной платы, не ниже МРОТ, и с указанием всех надбавок); расчет стоимости и объема электрической энергии на технологические нужды (с учетом затрат на отопление БОС); расчет стоимости и количества химических реагентов, используемых на технологический цикл (необходимо указать удельную норму расхода, а также наименование химических реагентов, с приложением подтверждающих документов (проектная документация); подтверждение балансовой стоимости БОС и расчет амортизационных отчислений с учетом максимального полезного срока использования (25 лет); расчет налогов (с детализацией по видам); расчет расходов на услуги по утилизации осадка, в том числе оказываемые сторонними организациями (необходимо указать объем осадка, переданного на утилизацию, и поставщика данной услуги (копия договора на оказание услуг) (л.д.124).
Письмо Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по итогам указанного совещания направлено руководителям исполнительных комитетов муниципального района Республики Татарстан 18.03.2021 в Государственной межведомственной системе электронного документооборота Республики Татарстан (исх. №ЛХ-26/1143/2021) (л.д.123).
26.03.2021 исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ в ответ на запрос от 18.03.2021 №ЛХ-26/1149/2021 направлена дополнительная информация по каждой заявленной статье затрат (л.д.125).
Согласно ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; согласование инвестиционных программ.
Таким образом, в силу приведенной нормы права органы местного самоуправления поселка городского типа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Следовательно, для наделения организации водопроводно-канализационного хозяйства статусом гарантирующей организации по водоотведению, данная организация должна соответствовать двум обязательным критериям: 1) эксплуатировать канализационные сети; 2) к данным канализационным сетям должно быть присоединено наибольшее количество абонентов.
В соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
18.04.2016 общим собранием учредителей Общества учреждена коммерческая организация в форме общества с ограниченной ответственностью, деятельность которой будет направлена на решение вопросов местного значения муниципального образования «поселок городского типа <адрес> Республики Татарстан» - общество с ограниченной ответственностью «Нижневязовской жилкомсервис», созданное на неограниченный срок деятельности с определением местонахождения его единоличного исполнительного органа, утвержден Устав общества, сформирован уставный капитал, на должность директора избран Гизатуллин Л.Р. (л.д.118-119).
ООО «Нижневязовской жилкомсервис» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования пгт.Нижние Вязовые, к водопроводным и канализационным сетям данной организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Как следует из ч.5 ст.41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» концессионное соглашение, объектом которого являются указанные выше системы и (или) объекты, заключается по результатам открытого конкурса. В качестве критериев конкурса устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, в том числе базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации (части 12, 15 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
На основании абз.2 п.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п.8 ст.31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Поскольку понятие «водоотведение» определено в законе как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, то регулируемый тариф устанавливается на комплекс вышеперечисленных услуг.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (ред. 22.05.2020), в их системной взаимосвязи.
В силу положений пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №, они регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктами 2, 32 Основ ценообразования и пунктами 8, 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» определено, что объектами концессионного соглашения являются, в числе прочих, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурс на право заключения концессионного соглашения может быть открытым и закрытым. При этом под открытым конкурсом следует понимать процедуру определения концессионера путем размещения предложения об участии в конкурсе неограниченному числу лиц. Следовательно, закрытым конкурсом будет называться процедура определения концессионера среди конкретного числа лиц. Предложение об участии в конкурсе в этом случае направляется заранее определенному кругу лиц.
Р’ соответствии СЃ С‡.3 СЃС‚.21 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что РїСЂРё проведении открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° информация Рё протоколы РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 настоящего Федерального закона, подлежат размещению РЅР° официальном сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» для размещения информации Рѕ проведении торгов, определенном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рнформация Рѕ проведении открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что после размещения информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения концедент обязан предоставлять исчерпывающий перечень сведений и документов участнику конкурса, прошедшему предварительный отбор, об объекте концессионного соглашения в порядке, установленном конкурсной документацией.
Согласно п.4 ч.1 ст.22 Федерального закона «О концессионных соглашениях» орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.
В силу ст.23 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурсная документация должна содержать срок опубликования, размещения сообщения о проведении конкурса или направления этого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (пункт 6); срок подписания протокола о результатах проведения конкурса (пункт 21); срок подписания концессионного соглашения (пункт 22); срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (пункт 25).
РќР° основании С‡.1 СЃС‚. 26 Федерального закона «О концессионных соглашениях» сообщение Рѕ проведении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° опубликовывается РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ комиссией РІ определяемом концедентом официальном издании Рё размещается РЅР° официальном сайте РІ сети В«Рнтернет» (РїСЂРё проведении открытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°) или направляется лицам РІ соответствии СЃ решением Рѕ заключении концессионного соглашения одновременно СЃ приглашением принять участие РІ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ (РїСЂРё проведении закрытого РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°) РІ СЃСЂРѕРє, установленный РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ документацией, РЅРѕ РЅРµ менее чем Р·Р° тридцать рабочих дней РґРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° представления заявок РЅР° участие РІ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ.
В соответствии с ч.2 ст.27 Федерального закона «О концессионных соглашениях» срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее, чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса.
Конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола проведения предварительного отбора участников конкурса, но не позднее чем за шестьдесят рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения (часть 4 статьи 29 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
В случае, если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона «О концессионных соглашениях», концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации. Срок представления заявителем этого предложения составляет не более чем шестьдесят рабочих дней со дня получения заявителем предложения концедента. Срок рассмотрения концедентом представленного таким заявителем предложения устанавливается решением концедента, но не может составлять более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления таким заявителем предложения. По результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем (часть 6 статьи 29 Федерального закона «О концессионных соглашениях»).
Согласно С‡.1 СЃС‚.35 Федерального закона «О концессионных соглашениях» конкурсная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РІ течение пятнадцати рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ подписания протокола Рѕ результатах проведения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° или принятия концедентом решения РѕР± объявлении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° несостоявшимся обязана опубликовать сообщение Рѕ результатах проведения РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° СЃ указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для индивидуального предпринимателя) победителя РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° или решение РѕР± объявлении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° несостоявшимся СЃ обоснованием этого решения РІ официальном издании, РІ котором было опубликовано сообщение Рѕ проведении РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР°, Рё разместить такое сообщение РЅР° официальном сайте РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Часть 3 статьи 36 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусматривает, что в случае заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 7 статьи 32 указанного Федерального закона не позднее чем через пять рабочих дней со дня принятия концедентом решения о заключении концессионного соглашения с единственным участником конкурса концедент направляет такому участнику конкурса проект концессионного соглашения, включающий в себя его условия, определенные решением о заключении концессионного соглашения, конкурсной документацией и представленным таким участником конкурса конкурсным предложением, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами условия. Концессионное соглашение должно быть подписано в срок, установленный конкурсной документацией, указанный в сообщении о проведении конкурса и исчисляемый со дня направления такому заявителю или такому участнику конкурса проекта концессионного соглашения. В случае если до установленного конкурсной документацией дня подписания концессионного соглашения такой заявитель или такой участник конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с таким заявителем или таким участником конкурса.
Таким образом, общий срок со дня размещения информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения до принятия решения о его заключении составляет не менее 6 месяцев.
В отзыве Госкомитета Республики Татарстан по тарифам на административное исковое заявление указывается, что в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, а также Федеральным законом о 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», передача объектов водоснабжения и водотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение или пользование ресурсоснабжающей организации возможна только по договорам аренды или по концессионным соглашениям, которые могут быть заключены только на конкурсной основе в порядке, предусмотренном отраслевым и антимонопольным законодательством. После определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа (подпункт «а» пункт 6 Основ ценообразования). ООО «Нижневязовской жилкомсервис» является единственной регулируемой организацией, которая оказывает услуги по водоотведению в пгт. Нижние Вязовые, и для которой установлены тарифы на водоотведение для потребителей муниципального образования. Установление тарифов на водоотведение носит заявительный характер, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация обращается в Госкомитет с предложением об установлении тарифов с приложением обосновывающих материалов. Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности. В случае отсутствия подтверждения организацией возможности осуществления регулируемой деятельности на законных основаниях (непредставления правоустанавливающих документов), у Госкомитета отсутствуют основания для установления в отношении такой организации тарифов. Затраты ООО «Нижневязовской жилкомсервис» на эксплуатацию биологических очистных сооружений могут быть учтены в тарифе на водоотведение только после представления организацией правоустанавливающих документов на биологические очистные сооружения. Проведение работы по передаче имущества организации является обязанностью органа местного самоуправления (л.д.141-142).
РР· вышеизложенного следует, что тарифы РЅР° водоотведение потребителям РїРіС‚. РќРёР¶РЅРёРµ Вязовые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ компетентным органом РІ области тарифного регулирования установлены, между тем РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ РЅР° право заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды или концессионного соглашения исполком Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Р Рў РЅРµ объявлен, гарантирующая организация РЅРµ определена, биологические очистные сооружения без которых технологически невозможно предоставление услуги водоотведения РІРѕ владение или пользование ресурсоснабжающей организации, РЅРµ переданы. РЎРІРѕРёРјРё действиями исполнительный комитет Нижневязовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Зеленодольского муниципального района Р Рў поставил РїРѕРґ СѓРіСЂРѕР·Сѓ обеспечение водоотведения РЅР° территории муниципального образования, нарушив принцип технологического Рё организационного единства Рё целостности централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного, исследовав и оценив в порядке ст.84 КАС РФ фактические обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком нарушаются нормы Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О водоснабжении и водоотведении», а также права и законные интересы жителей пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района РТ, так как отсутствие в указанном населенном пункте организации эксплуатирующей биологические очистные сооружения может привести к перебоям в работе системы водоотведения и неблагоприятным последствиям для окружающей среды.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 218, 226, 227, ч.1 ст. 298 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Казанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района, выразившееся в не определении гарантирующей организации по эксплуатации очистных сооружений в пгт.Нижние Вязовые и не установления зоны ее деятельности.
Обязать исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоотведение в пгт.Нижние Вязовые Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан путем проведения мероприятий для определения гарантирующей организации по эксплуатации очистных сооружений в пгт.Нижние Вязовые.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 12.05.2021.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ