Судья Ситникова С.Ю. (I инст. №2а-694/2021) Дело № 33а–1616/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей: Панеш Ж.К. и Тачахова Р.З.
при секретаре судебного заседания Ордоковой Д.А.
с участием представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности – ФИО6
представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> по доверенности – ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО8 апелляционную жалобу МИФНС России № по <адрес> на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного иска МИФНС России № по <адрес> к ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи ФИО8, изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России № по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени за 2018 год.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 принадлежит на праве собственности объект недвижимости: иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>. Так же исчислен и предъявлен к уплате транспортный налог. Однако суммы налогов, исчисленные к уплате, в установленный законом срок налогоплательщиком не уплачены. Просил суд взыскать с ФИО1 сумму пени по транспортному налогу в размере 9 рублей 78 копеек, а так же задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 181.593 рубля и пеню в размере 799 рублей 99 копеек.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец по доводам апелляционной жалобы, полагая, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца ФИО7, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного ответчика ФИО1 – ФИО6, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с нормами части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Нормами статьи 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В пункте 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно пункту 2 этой же статьи в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок его взыскание с организаций производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости,
Судом апелляционной инстанции установлено, что за ФИО1 зарегистрированы следующие объекты недвижимости: иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес> Д; жилой дом, расположенный по адресу, <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>; иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес> З; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ул. III Интернационала, 32/37.
В соответствии с положениями статьи 407 Налогового кодекса РФ налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
1) квартира, часть квартиры или комната;
2) жилой дом или часть жилого дома;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;
5) гараж или машино-место.
Согласно выводов суда первой инстанции, строение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ФИО1 на праве собственности, является жилым и на него распространяется право на получение налоговой льготы в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
Приняв во внимание, что ФИО1 был предъявлен к уплате налог, размер которого за вычетом налога на объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес>, составляет 33.416 рублей 46 копеек и что ФИО1 на уплату налогов в 2029 году произведена оплата 39.165 рублей и в 2020 году – в размере 42.129 рублей, суд первой инстанции посчитал, что относимые и допустимые доказательства наличия у ФИО1 задолженности по налогам и пени отсутствует.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно материалов дела объект налогообложения, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус «Иные строения, сооружения» - «недостроенное кафе».
Указанный объект, в силу положений действующего налогового законодательства, льготированию не подлежит.
Льгота «Пенсионер» применена к ФИО1 при расчете налога на имущество в отношении объектов имеющих статус «жилой дом» и «гараж».
Из представленных Межрайонной ИФНС России № по <адрес> следует, что ФИО1 не уплачен налог на имущество, а именно налог на иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, за 2018 год, который был исчислен в размере 262.887 рублей. При этом ФИО1 частично уплачена задолженность в 2019 году в размере 39.165 рублей, а в 2020 году в размере 42.129 рублей.
Таким образом, сумма задолженности ФИО1 по налогу на иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, за 2018 год, составляет 181.593 рубля.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции об оплате ФИО1 задолженности по уплате налога на имущество на 2018 год в полном объёме является необоснованным и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела ФИО1, являясь собственником транспортных средств: «Лексус NX200» г\н № и «Фольксваген Тигуан» г/н О524ЕЕ01и является плательщиком транспортного налога.
За налоговый период 2018 года налоговым органом произведен расчет подлежащего уплате ФИО1 транспортного налога и пени в размере 9 рублей 78 копеек, которая не уплачена и подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по иску МИФНС России № 1 по Республике Адыгея о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени по транспортному налогу – отменить, и в этой части принять новое решение:
Взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС России № 1 по Республике Адыгея недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, в размере 181.593 (сто восемьдесят одна тысяча пятьсот девяносто три) рубля и пеню в размере 799 (семьсот девяносто девять) рублей 99 копеек.
Взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС России № 1 по Республике Адыгея недоимку по уплате пени по транспортному налогу с физических лиц, в размере 9 (девять) рублей 78 копеек.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Морская, 3).
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи: Ж.К. Панеш, Р.З. Тачахов
копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов