Решение по делу № 33-2703/2021 от 22.04.2021

Председательствующий: Смаилова Д.К. Дело № 33-2703/2021

2-14/2021

55RS0019-01-2020-001582-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2021 года                                г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Сафаралеева М.Р.,

судей областного суда Климовой В.В., Черноморец Т.В.,

при секретаре Овчинниковой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Мовсесян А.П. на решение Любинского районного суда Омской области от 09 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Администрации Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области удовлетворить.

Обязать Мовсесяна А. П. вернуть площадку твердых коммунальных отходов на место размещения, определенное постановлением Администрации Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района № <...> от <...> «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Новоархангельского сельского поселения», по адресу: Омская область, <...>, за домом № <...> по <...> в переулке».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Климовой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к Мовсесяну А.П. о возложении обязанности вернуть площадку ТКО на прежнее место.

В обоснование указано, что 29.05.2020 Мовсесян А.П. самовольно перенес мусорную площадку с контейнерами, установленную напротив дома <...> в переулке и установил ее на центральную <...> рядом с бывшим зданием общежития. По данному факту ответчик был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. <...>, однако площадка до настоящего времени ответчиком обратно не перенесена.

С учетом уточнения администрация просила обязать ответчика вернуть площадку ТКО на место её прежнего размещения по адресу: <...> <...> в переулке.

В судебном заседании представитель истца – и.о. главы Новоархангельского сельского поселения Гинкель П.В. исковые требования поддержал.

Ответчик Мовсесян А.П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что возражает против установления площадки ТКО напротив его дома, поскольку полагает, что такой вариант размещения противоречит санитарным нормам и правилам.

Представители третьего лица администрации Любинского муниципального района Омской области Семенихина Т.А., Федорова Ю.Б. указали, что 25.12.2018 года на сходе граждан было согласовано место расположения площадки ТКО, постановлением Администрации Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района от <...> № <...> утвержден реестр размещения. Порядок согласования места расположения площадки ТКО соблюден, ответчик имел возможность на сходе граждан высказать свое мнение относительно размещения площадки напротив его дома, однако своим правом не воспользовался. Полагали, что требования администрации Новоархангельского сельского поселения подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в <...> в судебном заседании участия не принимал, ранее представитель Шаромова Е.О. пояснила, что по поручению суда она осуществляла замеры расстояния места расположения площадки ТКО напротив дома ответчика. Расстояние от забора дома ответчика до участка, на котором ранее была установлена площадка ТКО, составило менее 20 метров. Указала, что замеры произведены без измерительных приборов. Представили письменный отзыв на иск, в котором указали, что территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области для дачи заключения по делу не вправе осуществлять контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, проводить лабораторно-инструментальные исследования.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Мовсесян А.П. просит вынесенное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации отказать. Полагает, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. В частности, не учтено, что площадка для сбора ТКО установлена напротив его дома на расстоянии менее 20 метров от него, что является нарушением санитарных норм, мусор разбросан около площадки, разлетается к его дому. Указывает, что обращался к главе поселения по вопросу переноса спорной площадки.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав и.о. главы администрации Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области Гинкеля П.В., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 13.4 данного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, (пункт 3) установлено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы (пункты 11-13 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании утвержденного постановлением главы Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области № <...> от <...> реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Новоархангельского сельского поселения, для накопления образующихся в процессе жизнедеятельности в жилом секторе улиц <...> твердых коммунальных отходов была определена оборудованная площадка по адресу: <...> в переулке (л.д.7-8).

Постановлением Администрации Любинского муниципального района Омской области от <...> утвержден порядок определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, состав комиссии, положение о комиссии.

Согласно п. 2.3 указанного порядка, уполномоченным органом для определения мест (площадок) накопления ТКО является постоянно действующая комиссия по определению мест (площадок) накопления ТКО на территории сельских поселений Любинского муниципального района Омской области.

Комиссия осуществляет рассмотрение поступающих письменных заявок на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в срок не позднее 10 календарных дней со дня поступления (п. 2.4).

По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания мест (площадок) накопления ТКО (п. 2.7).

Согласно п. 1.2 поименованного Порядка, субъекты хозяйственной и иной деятельности, а также граждане (заявители), осуществляющие свою деятельность на территории населенных пунктов Любинского муниципального района Омской области обязаны выполнять требования настоящего порядка, при накоплении отходов не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. 3.12).

Актом комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений <...> муниципального района определено место накопления твердых коммунальных отходов в <...> по адресу: <...> за домом № <...> по <...> в переулке на 2 контейнера, емкостью <...> кв.м. каждый для сбора твердых коммунальных отходов (л.д.41). К акту приложена схема расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Решением Совета Любинского муниципального района от <...> № <...> часть полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на 2020 год переданы администрацией района органам местного самоуправления сельских поселений, о чем между Администрацией Любинского муниципального района и Администрацией Новоархангельского сельского поселения заключено соглашение (л.д.9-11).

Администрацией Любинского муниципального района Омской области 18.05.2019 в собственность сельских поселений из собственности Любинского муниципального района передано безвозмездно движимое имущество – площадки накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, Новоархангельскому сельскому поселению передана площадка накопления ТКО по адресу: <...> за домом № <...> по <...> в переулке (л.д. 12-18).

Вышеуказанный акт комиссии по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов составлен, в том числе, с учетом имеющегося Протокола № <...> схода граждан в <...> от <...>, на котором принято решение о принятии предложения Главы сельского поселения оборудовать площадки ТКО в <...>, в том числе в переулке <...>. На сходе присутствовало 77 человек (л.д. 42).

Постановлением мирового судьи судебного участка № <...> в Любинском судебном районе Омской области от <...> Мовсесян А.П., проживающий по адресу: <...>, <...>, был привлечен к административной ответственности по ст. <...>. Из указанного постановления суда следует, что <...> в 07 часов 20 минут Мовсесян А.П., находясь напротив <...> в <...> Омской области, самовольно перенес мусорную площадку на <...> в <...> возле здания бывшего общежития, то есть совершил самоуправство. Постановление вступило в законную силу. Мовсесян А.П. данное постановление не обжаловал.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на момент рассмотрения настоящего дела площадка ТКО на месте, где она располагалась согласно постановлению Администрации Новоархангельского сельского поселения Любинского муниципального района № <...> от <...> «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Новоархангельского сельского поселения» (<...> в переулке), отсутствует.

Незаконное перемещение поименованной площадки для накопления отходов явилось основанием для обращения администрации сельского поселения в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными положениями закона и исходил из того, что место размещения спорной площадки для ТКО на территории <...> определено на основании действующих нормативных правовых актов, правовых оснований для переноса площадки ТКО, расположенной по адресу: <...>, <...>, за домом № <...> по <...> в переулке у ответчика не имелось, что также установлено вступившим в законную силу постановлением суда, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований администрации, с которым судебная коллегия соглашается.

Доводы подателя жалобы о том, что площадка для сбора ТКО была установлена напротив его дома на расстоянии менее 20 метров, что является нарушением санитарных норм и послужило причиной переноса площадки, не свидетельствует об ошибочности выводов районного суда.

Так, в соответствии с действовавшими в различные периоды (в том числе спорный период размещения площадки) пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть, действительно, удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Между тем, допустимых и достоверных доказательств размещения спорной площадки на расстоянии менее 20 м от дома ответчика в материалы дела не представлено; место установления спорной площадки для накопления ТКО определено в соответствии с законом и актами органов местного самоуправления; ответчиком процедура согласования нового места для размещения площадки накопления ТКО, установленная Постановлением Администрации Любинского муниципального района Омской области от <...>, не соблюдена, перенос площадки осуществлен им самовольно, что является недопустимым, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, нормы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, акты органов местного самоуправления о порядке определения места накопления ТКО, в связи с чем выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований являются верными.

Доводы ответчика о том, что он обращался к главе поселения по вопросу переноса спорной площадки, на выводы судебной коллегии не влияют, поскольку доказательств соблюдения нормативно установленной процедуры определения места размещения площадки для ТКО ответчиком не представлено; на их наличие последний не ссылался.

На основании изложенного, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы по существу не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Любинского районного суда Омской области от 09 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мовсесяна А. П. - без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судьи

33-2703/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация Новоархангельского сельского поселения
Ответчики
Мовсесян Артур Патваканович
Другие
Управление Роспотребнадзора по Омской области
Администрация Любинского муниципального района Омской области
Суд
Омский областной суд
Судья
Климова Валентина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
22.04.2021Передача дела судье
13.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Передано в экспедицию
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее