2а-6582/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ужакиной В.А.
при секретаре Воробьевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жуликовой Марии Владимировны к судебному приставу-исполнителю Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А., Одинцовскому РОСП ГУФССП России по МО и ГУФССП России по МО о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Жуликова М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А., Одинцовскому РОСП ГУФССП России по МО и ГУФССП России по МО о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А., выраженное в отказе предоставления материалов исполнительного производства № для ознакомления в день приема, также просит признать незаконное бездействие вышеуказанного судебного пристава-исполнителя Одинцовскому РОСП ГУФССП России по МО и ГУФССП России по МО, выраженное в не совершении действий для предоставления материалов исполнительного производства № для ознакомления в день приема, а именно 03.06.2021г., взыскать с ГУФССП России по Московской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что 03.06.2021г. её представитель была записана на личный прием к судебному приставу-исполнителю Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А. В день приема представителю административного истца было отказано в выдаче исполнительного производства № для ознакомления и рекомендовано написать заявление на ознакомление, которое будет рассматриваться не менее 30 дней. С указанным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку её представитель была записана на прием к судебному приставу-исполнителю заблаговременно.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО, в судебное заседание не явился.
Судебный пристав-исполнитель Одинцовского РОСП УФССП России по МО Швоян А.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель ГУФССП России по МО в судебное заседание не явился.
Суд в силу ст.ст.14, 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 ФЗ № 229-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела, представитель Жуликовой М.В. – Астровская Е.О. 27.05.2021г. записалась на личным прием к судебному приставу-исполнителю Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А. на 03.06.2021г. в 16:00-16:20, для ознакомления с материалами исполнительного производства №, что подтверждается обращением-заявкой №11022746426 (л.д. 10).
В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Обосновывая нарушение оспариваемым бездействием своих прав, административный истец ссылается необходимость ознакомления с материалами исполнительного производства для определения правильности произведенных расчетов по исполнению денежного требования.
Положения ФЗ "Об исполнительном производстве" регулируют порядок предоставления сторонам исполнительного производства, информации о его ходе, путем реализации прав, установленных в ст. 50 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Данному праву корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя предоставить сторонам исполнительного производства материалы исполнительного производства для ознакомления.
Как указывает административный истец, материалы исполнительного производства № её представителю – Астровской Е.О. для ознакомления предоставлены не были, судебным приставом-исполнителем Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А. действий для предоставления указанного исполнительного производства на ознакомление предпринято не было, рекомендовано подать заявление на ознакомление, которое будет рассмотрено не менее чем через 30 дней.
На момент рассмотрения дела в суде ни административный истец, ни его представитель с материалами исполнительного производства не ознакомлены, обратного в материалы дела представлено не было.
Право на доступ к информации означает возможность ее получения, в том числе, путем ознакомления с материалами исполнительного производства.
Поскольку административный истец представил доказательства нарушения своего права как должника на получение информации о ходе исполнительного производства, путем ознакомления с материалами исполнительного производства, суд признает правомерными доводы административного истца о том, что бездействия, выразившиеся в не предоставлении представителю административного истца возможности ознакомления с материалами исполнительного производства, нарушают его права.
Действующее законодательство, в частности ст. 50 ФЗ "Об исполнительном производстве", не предусматривает возможность либо право судебного пристава-исполнителя отказывать сторонам исполнительного производства в ознакомлении с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, независимо от того, окончено исполнительное производство, прекращено или приостановлено. При этом нахождение материалов в архиве не могло являться основанием для отказа в ознакомлении с ними, они должны были предоставляться по требованию стороны исполнительного производства, так как закон не устанавливает обязанность заблаговременно уведомлять судебного пристава-исполнителя о намерении ознакомиться с материалами.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
При этом закон не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.
Порядок, процедура и сроки ознакомления определяются судебным приставом-исполнителем, совершающим исполнительные действия. Это следует из положений Федерального закона "О судебных приставах".
Статьями 12, 13 Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. При этом процессуальным лицом, непосредственно совершающим все действия в ходе исполнительного производства, является судебный пристав-исполнитель. Именно судебный пристав-исполнитель может осуществить процедуру ознакомления должника с материалами исполнительного производства.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно ст. 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции ФЗ от 05.04.2013 N 49-ФЗ) заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118 "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов). Старший судебный пристав, в частности, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов.
В соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании бездействия незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Суд полагает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А., выразившееся в отказе предоставления материалов исполнительного производства № для ознакомления в день личного приема 03.08.2021 г.
Признать незаконное бездействие судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП ГУФССП России по МО Швоян А.А., выразившееся в не совершении действий для предоставления материалов исполнительного производства № для ознакомления в день приема, а именно 03.06.2021г.
Взыскать с ГУФССП России по Московской области в пользу Жуликовой Марии Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 16.08.2021 г.