Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

3 июля 2018 года                                г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1162/2018 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шарыпова А.К. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Индивидуальный предприниматель Шарыпов А.К. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – нежилое здание (административное здание), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного выше объекта капитального строительства утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 6 июня 2011 года составляет 31 596 520 рублей 60 копеек.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала с кадастровым номером в размере 9 201,16 руб./кв.м. Таким образом, исходя из указанного выше размера среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства – нежилого здания (административное здание), с кадастровым номером должна составлять 11 997 392 рубля 524 копейки.

При таких обстоятельствах, ИП Шарыпов А.К. полагает, что в сведениях Управления Росреестра по Самарской области присутствует кадастровая ошибка. На основании изложенного, административный истец просит суд исправить кадастровую ошибку в данных Управления Росреестра по Самарской области, изменив кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административное здание), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 31 596 520 рублей 60 копеек на 11 997 392 рубля 524 копейки.

В судебном заседании представитель административного истца Самохвалова Е.В., действующая на основании доверенности от 30 ноября 2016 года № , исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

После окончания объявленного в процессе рассмотрения настоящего административного дела перерыва Самохвалова Е.В. в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не просила, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил окончить рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представители Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представители Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области Борисова Е.В. и Борисова Л.А. в судебном заседании административный иск не признали, сославшись на доводы письменного отзыва, согласно которому в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства – нежилом здании (административное здание), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Дата постановки данного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет – 16 декабря 2008 года.

Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» в размере 31 596 520 рублей 60 копеек (позиция 32339 Приложения № 1).

Поскольку сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 и орган регистрации прав не рассчитывал данную стоимость, технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости вышеуказанного объекта не выявлено.

При этом, установить наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером возможно только при предоставлении соответствующих документов, подтверждающих, что значение кадастровой стоимости спорного объекта, воспроизведенное из Постановления Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118, утвердившего Приложение № 1, является завышенным.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрен ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которому административный истец вправе на основании представленных документов: отчета об оценке и экспертного заключения, оспорить установленную кадастровую стоимость указанного выше объекта недвижимости в судебном порядке. Однако, такие документы в суд не представлены. Таким образом, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты прав.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором также возражает против удовлетворения заявленных требований по изложенным выше основаниям.

Представитель Администрации городского округа Тольятти представил письменный отзыв на административное исковое заявление ИП Шарыпова А.К., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителей административного истца и заинтересованного лица, проверив дело, полагает административный иск ИП Шарыпова А.К. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ИП Шарыпову А.К. на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – нежилое здание (административное здание), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 4 мая 2018 года № , а также свидетельством о государственной регистрации права от 28 декабря 2013 года.

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена ФГУП «ФКЦ «Земля», в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке, на основании заключенного с ним Государственного контракта от 29 ноября 2010 года № 162Д. Расчет кадастровой стоимости объекта капитального строительства – нежилого здания (административного здания), с кадастровым номером , осуществлялся исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, таких как: кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь, вид объекта недвижимости, назначение (жилое/нежилое) и др., передаваемых исполнителю работ по государственной кадастровой оценке.

В частности, при расчете кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства были учтены следующие сведения: назначение здания – нежилое; наименование – административное; тип объекта – здание; год постройки – 1969; город – Тольятти; дом – 4; кадастровый квартал – ; материал стен – кирпичные; строение – 2; площадь – 1 303,9 кв.м.; субъект РФ – 63; тип НП – гнп; тип улицы – проезд; улица – Тупиковый; тип города – город.

Согласно отчету об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда от 29 июня 2011 года № кадастровая стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административного здания), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 июня 2011 года составляет 31 596 520 рублей 60 копеек.

В последующем, кадастровая стоимость указанного выше объекта капитального строительства утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (Приложение № 1, позиция 32339) и по состоянию на 6 июня 2011 года составляет 31 596 520 рублей 60 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 апреля 2018 года № .

Вместе с тем, судом установлено, что Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 также утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала с кадастровым номером в размере 9 201,16 руб./кв.м. (Приложение № 2).

Полагая, что исходя из указанного выше размера среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства – нежилого здания (административное здание), с кадастровым номером , должна составлять 11 997 392 рубля 524 копейки, административный истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением об исправлении кадастровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, однако, его заявление было оставлено без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ст. 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее – исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

    В силу ст. 24.18 названного выше Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – комиссия).

    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии…

    …Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования…

    К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

    нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;…

    Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

    Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

    Вместе с тем, согласно ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях…

    …Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки…

    Обратившись в суд с настоящим иском, ИП Шарыпов А.К. просит исправить кадастровую ошибку в данных Управления Росреестра по Самарской области, изменив кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административное здание), с кадастровым номером , площадью 1 303,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с 31 596 520 рублей 60 копеек на 11 997 392 рубля 524 копейки, полагая, что в сведениях Управления Росреестра по Самарской области присутствует кадастровая ошибка, т.к. установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости не соответствует среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала с кадастровым номером , утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118.

Однако, административным истцом не представлены суду какие-либо объективные, допустимые и достаточные доказательства в подтверждение использования недостоверных сведений об указанном выше объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости.

В силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Согласно ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

    При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административный иск ИП Шарыпова А.К. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости оставить без удовлетворения, поскольку в судебном заседании установлено, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства – нежилого здания (административное здание), с кадастровым номером , установлена, и в последующем утверждена, на основании отчета об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда от 29 июня 2011 года № , подготовленного ФГУП «ФКЦ «Земля», в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке, на основании заключенного с ним Государственного контракта от 29 ноября 2010 года № 162Д, доказательств использования недостоверных сведений об указанном выше объекте недвижимости при определении его кадастровой стоимости, а также доказательств, подтверждающих рыночную стоимость объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, суду не представлено, а потому предусмотренные законом основания для удовлетворения настоящего административного иска отсутствуют.

    Ссылки административного истца и его представителя на то обстоятельство, что установленная и утвержденная кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости не соответствует среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости для кадастрового квартала с кадастровым номером , утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118, не имеют правового значения по настоящему административному делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 (позиция 32339 Приложения № 1), внесена в Единый государственный реестр недвижимости 15 апреля 2012 года и актуальна с указанного выше момента по настоящее время. Приложения №№ 2 и 3 к Постановлению Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 подлежат применению при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости лишь в том случае, если кадастровая стоимость объекта не утверждена Приложением № 1 к указанному выше Постановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2018 ░░░░.

    

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                    ░░░░░░░░░ ░.░.

3а-1162/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ИП Шарыпов Алексей Константинович
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Другие
Самохвалова Е.В.
Администрация г.о. Тольятти
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
18.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
21.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2018[Адм.] Судебное заседание
03.07.2018[Адм.] Судебное заседание
04.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее