Судья Журавлева В.М.
Дело № 33-11063/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,
при секретаре Рожковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 07 ноября 2022 года гражданское дело №2-1195/2022 по иску прокурора г. Краснокамска, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности создать на территории места накопления твердых коммунальных отходов, по апелляционной жалобе администрации Краснокамского городского округа на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение прокурора Красильниковой Л.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Краснокамска, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории деревни Клепики Краснокамского городского округа место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края». В обоснование требований указано, что прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате которой выявлены существенные нарушения закона в указанной сфере. В ходе проверки установлено, что в деревне Клепики Краснокамского городского округа региональным оператором по обращению с ТКО является ПК ГУП «Теплоэнерго». Акт о невозможности обустройства мест (площадок) накопления и сбора ТКО на территории сложившейся застройки отсутствует. В соответствии с постановлением администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-п «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа», а также постановлением администрации Краснокамского городского округа от 06.07.2022 № 581-п «О внесении изменений в постановление администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-П «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа», администрацией Краснокамского городского округа в деревне Никитино должно быть создано 2 места (площадки) накопления ТКО по адресу: ул. Льва Давыдычева деревня Клепики (географические координаты: X 58,012753, У 55,605514), ул. Льва Давыдычева деревня Клепики (географические координаты: X 58,015378, У 55,616168). Отмечено, что отсутствие мест(площадок) накопления ТКО на территории деревни Клепики свидетельствует о неисполнении администрацией Краснокамского городского округа требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО, что может привести к появлению в деревне Клепики несанкционированных свалок, угрозе возникновения и распространения массовых инфекционных и не инфекционных заболеваний, созданию угрозы жизни и здоровью населения, в результате чего будет нарушено конституционное право неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор поддерживала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации Краснокамского городского округа указала, что с иском согласны в части срока исполнения решения.
Представитель третьего лица АО «Пермский региональный оператор ТКО» ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержал.
Решением Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022 исковые требования прокурора г. Краснокамска удовлетворены, на администрацию Краснокамского городского округа Пермского края в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу, возложена обязанность создать место накопления твердых коммунальных отходов, соответствующее требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края».
С указанным решением не согласился представитель администрации Краснокамского городского округа в части определенным судом сроком для исполнения решения суда, которого, по мнению апеллянта, явно недостаточно, учитывая участие администрации Краснокамского городского округа в бюджетном процессе. Истцом не представлены доказательства ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Учитывая изложенное, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, установить срок исполнения до 31.12.2024.
АО «Пермский региональный оператор ТКО» в возражениях просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru, представитель администрации в заседание суда апелляционной инстанции не явился, представитель третьего лица заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 № 309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» (далее - Порядок №309-п).
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка №309-п Контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения. В случае если на контейнерной площадке установлены контейнеры без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнеры атмосферных осадков и недопущения доступа животных.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Краснокамска проведена проверка исполнения администрацией Краснокамского городского округа Пермского края законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В результате проверки установлено, что в д.Клепики Краснокамского городского округа региональным оператором по обращению с ТКО в Пермском крае – АО «Пермский региональный оператор ТКО» осуществляется децентрализованный сбор ТКО, поскольку отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Постановлением администрации Краснокамского городского округа от 06.07.2022 №581-п «О внесении изменений в постановление администрации Краснокамского городского округа от 24.11.2020 № 674-п «Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Краснокамского городского округа». Согласно приложению к постановлению в д. Клепики утверждены схемы мест площадок накопления твердых коммунальных отходов, по адресу: Пермский край, Краснокамский городской округ, д. Клепики, ул. Льва Давыдычева, координаты: Х58,012753, У 55,605514, а также Х58,015378, У55,616168.
При изложенных обстоятельствах поскольку на указанной прокурором территории Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на администрацию Краснокамского городского округа обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать на территории д. Клепики Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых бытовых отходов.
Определяя срок для исполнения решения, отклонив доводы ответчика о неразумности срока, указанного прокурором, для исполнения обязательств ввиду дефицита бюджета, суд первой инстанции исходил из того, что право граждан на благоприятную окружающую среду не может ставиться в зависимость от условий финансирования соответствующих мероприятий. Кроме того, реестры мест (площадок) накопления ТКО определены в 2019 году, однако, до настоящего времени ответчиком соответствующих мер по устранению нарушений в сфере обращения с ТКО, не принято.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда не имеется, так как выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Не оспаривая решение суда в части возложения обязанности по созданию на территории д. Клепики места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, ответчик не согласен с определенным судом сроком для исполнения решения суда. Полагают достаточным и разумным срок до 31.12.2024.
Вместе с тем, утверждение апеллянта о недостаточности установленного судом срока для исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отмену принятого по делу судебного акта не влечет.
Судебная коллегия отмечает, что обязанность по исполнению требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО, не может быть поставлена в зависимость от отсутствия или недостаточности средств бюджетного финансирования. Кроме того, требование прокурора об устранении выявленных нарушений в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования, скорректировать бюджет, провести необходимые конкурсные процедуры, в том числе и в 2023 году.
Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы длительность процедуры финансирования не может рассматриваться в качестве основания для предоставления ответчику более длительного срока для исполнения судебного решения. В рассматриваемом случае предоставление ответчику более длительного срока для исполнения установленной решением суда обязанности не будет способствовать установлению баланса интересов, поскольку исполнение решения суда затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом, документального подтверждения ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории д. Клепики в связи с отсутствием мест складирования ТКО не требуется, поскольку, напротив, при достижении отрицательных показателей санитарно-эпидемиологической обстановки помимо обязанности по созданию мест складирования ТКО возникнет и дополнительная обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, очистке почвы и атмосферного воздуха и пр.
Судебная коллегия полагает, что срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере обращения с отходами, принципов разумности и справедливости.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 434 ГПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований для их отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 23 августа 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Краснокамского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08 ноября 2022 года.