Решение по делу № 66а-849/2020 от 28.09.2020

УИД № 17OS0000-01-2020-000041-28

                                                                     Дело № 66а-849/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск                                                                  26 ноября 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Знаменщикова Р.В.,

    судей                                 Роженцевой Ю.В., Никитиной Г.Н.,

    при секретаре                   Крикуновой Е.О.

    рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика мэрии города Кызыла на решение Верховного суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года

    по административному делу № 3а-33/2020 по административному исковому заявлению Оюн Б.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

    Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Оюн Б.А. обратилась с административным иском к мэрии города Кызыла и агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 334 530 рублей и взыскании судебных расходов в размере 300 рублей.

В обоснование административных исковых требований указала, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2012 года, вступившим в законную силу 02 октября 2012 года, на мэрию города Кызыла возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Оюн Б.А. на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам, а также техническим требованиям. Между тем, до настоящего времени указанный судебный акт не исполнен. В этой связи административный истец полагала, что общая продолжительность исполнения решения суда, составляющая более семи лет, превышает разумный срок, нарушает ее права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.

В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен департамент финансов мэрии города Кызыла, в качестве заинтересованных лиц - Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, министерство финансов Республики Тыва, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, агентство по делам семьи и детей Республики Тыва заменено на процессуального правопреемника министерство труда и социальной политики Республики Тыва.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года административные исковые требования Оюн Б.А. удовлетворены частично, ей присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 190 000 рублей, а также в ее пользу взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Исполнение решения суда возложено на департамент финансов мэрии города Кызыла за счет средств местного бюджета.

В апелляционной жалобе мэрия города Кызыла просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, а финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не поступают в местный бюджет. Кроме того, с 01 января 2013 года полномочия по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, которому из республиканского бюджета для осуществления данных полномочий выделяются субвенции. В этой связи в 2013 году мэрия города Кызыла передала указанному государственному органу все учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе учетное дело административного истца. Вместе с тем, апеллянт с 2013 года предпринимает все необходимые меры для исполнения судебного решения, поэтому оснований для взыскания компенсации с департамента финансов мэрии города Кызыла не имеется.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Оюн Б.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.

Исследовав материалы административного дела № 3а-33/2020, гражданского дела , материалы исполнительного производства , изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

При рассмотрении административного дела судом первой инстанции установлено, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2012 года, вступившим в законную силу 02 октября 2012 года, удовлетворены исковые требования Оюн Б.А. и на мэрию города Кызыла возложена обязанность в шестимесячный срок с момента вступления судебного акта в законную силу предоставить последней на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла, общей площадью не менее 12,5 квадратных метров, соответствующее установленным санитарным нормам и гигиеническим требованиям.

На основании предъявленного исполнительного листа ВС постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов города Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от 29 декабря 2012 года возбуждено исполнительное производство в отношении названного выше должника, поскольку судебное решение не было исполнено в добровольном порядке.

На момент обращения Оюн Б.А. в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением исполнительное производство не было окончено и осуществлялось более семи с половиной лет.

В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последняя имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что Оюн Б.А. самостоятельно предъявила исполнительный документ в службу судебных приставов, однако во исполнение судебного решения договор специализированного найма жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, со дня предъявления исполнительного документа к исполнению до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, общая продолжительность исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва составила семь лет шесть месяцев двадцать три дня.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При рассмотрении административного дела судом первой инстанции не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Оюн Б.А.

Из материалов гражданского дела следует, что и со стороны суда не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения его решения. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит неясностей, а установленный срок для отсрочки исполнения судебного решения истек 31 декабря 2016 года.

Кроме того, из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов города Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва предпринимались необходимые действия и применялись достаточные меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа. В частности, им должнику неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, запрашивались сведения о принятых мерах по исполнению судебного акта, руководитель мэрии города Кызыла систематически предупреждался об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение решения суда. Сведений об оспаривании взыскателем каких-либо актов судебного пристава-исполнителя не имеется.

В то же время при рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, в том числе доводам административного ответчика о невозможности исполнения судебного акта в связи с отсутствием жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, и обоснованно сделан вывод о том, что мэрией города Кызыла принимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, реализация которых в течение более семи лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению взыскателю жилого помещения, и потому такие меры нельзя признать достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека.

При этом судебная коллегия отмечает, что согласно представленным материалам, объективные и неустранимые причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, а административный истец за данную задержку исполнения решения ответственности не несет. Каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы административного дела не содержат.

Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный им срок и не может ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в муниципальном жилищном фонде города Кызыла, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, общую продолжительность исполнения указанного выше решения, характер допущенных нарушений, существенную значимость и последствия для Оюн Б.А., которая в результате длительного неисполнения судебного акта лишена гарантированного ей законом и установленного судом права на жилище, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона № 68-ФЗ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований, обоснованно определив размер компенсации равной 190 000 рублей.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в местном бюджете денежных средств на выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Также критически суд апелляционной инстанции оценивает утверждение апеллянта о том, что поскольку с 01 января 2013 года полномочия по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, которому из республиканского бюджета для осуществления данных полномочий выделяются субвенции, а мэрия города Кызыла по этой причине в 2013 году передала указанному государственному органу все учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе учетное дело административного истца, то исполнением решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2012 года должен заниматься уполномоченный орган - министерство труда и социальной политики Республики Тыва. Из материалов гражданского дела и материалов исполнительного производства следует, что обязанность по предоставлению Оюн Б.А. жилого помещение возложена на мэрию города Кызыла, и от исполнения данной обязанности должник ни судом, ни судебным приставом-исполнителем не освобожден.

Исходя из положений статьей 103 и 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает верным вывод суда о праве административного истца на возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В целом доводы жалобы сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении административно-правового спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Кызыла - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через Верховный Суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-849/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Оюн Байлак Александровна
Ответчики
Департамент финансов Мэрии г. Кызыла
Мэрия г. Кызыла
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва
Другие
Федеральная Служба Судебных Приставов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва
Министерство финансов Республики Тыва
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Тыва
Суд
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
5ap.sudrf.ru
28.09.2020Передача дела судье
12.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Передано в экспедицию
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее