Решение по делу № 2-137/2024 от 02.02.2024

№ 2-137/2024

УИД 25RS0022-01-2024-000126-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Покровка 27 марта 2024 года

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Кандыбор С.А.,

при секретаре Слепченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю к Т.Е. о признании недействительным и аннулировании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

Истец Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее ОСФР по Приморскому краю) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным и аннулировать Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии от 18.05.2020, выданный на имя Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 15.04.2020 в УПФР по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края в проактивном (беззаявительном) режиме на основании сведений о рождении детей, зарегистрированными органами ЗАГСа, поступил ретроспективный список из Федеральной государственной информационной системы Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее ФГИС ЕГР ЗАГС) содержащий информацию, в том числе о рождении у Т.Е. пятого ребенка Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с тем, что сведения о других детях матери в информационных системах не были установлены, в Федеральный регистр лиц, имеющих право на ДМГ (подсистема «Материнский (семейный) капитал» (далее ПС МСК) было введено технологическое заявление о выдаче государственного сертификата с поступившими сведениями о рождении Т.Г., далее через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) проведена проверка сведений, влияющих на определение права на МСК, сведения о рождении Т.Г. подтвердились, информации об ограничении (лишении) родительских прав матери отсутствовала. 18.05.2020 Т.Е. в проактивном (беззаявительном) режиме выдан государственный сертификат МСК на материнский (семейный) капитал в связи с рождением пятого ребенка на сумму 466617 рублей. 27.09.2023 в подсистеме МСК в проактивном режиме на основании сведений о рождении ребенка в системе персонифицированного учета поступило техническое заявление об увеличении МСК в связи с рождением у ответчика второго ребенка Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически являющейся шестым ребенком. В ходе работы с делом по МСК ответчика установлено, что решением Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края от 18.07.2023 ответчик лишена родительских прав в отношении шестого ребенка – Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Красноармейского районного суда Приморского края от 25.01.2022 ответчик лишена родительских прав в отношении двоих детей: Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решением Красноармейского районного суда Приморского края от 20.01.2016 ответчик лишена родительских прав в отношении двоих детей: Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, ответчик лишена родительских прав в отношении пятерых детей, кроме Т.Г.. Считает, что сертификат ответчику был выдан в нарушение Закона № 256-ФЗ, так как право на дополнительные меры государственной поддержки у ответчика возникло в связи с рождением второго ребенка – Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и прекратилось 28.02.2012 в связи с вступлением в законную силу решения Красноармейского районного суда Приморского края о лишении её родительских прав в отношении сертифицируемого ребенка.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца, извещенного о дне и времени слушания дела надлежащим образом, просившего о проведении судебного разбирательства в свое отсутствие.

Ответчик Т.Е. в судебном заседании пояснила, что нареканий по воспитанию Т.Г. не имеет, в отношении своих остальных лишена родительских прав. Согласна с исковыми требованиями в случае сохранения за нею права на материнский капитал, который в настоящее время выдается и в связи с рождением первого ребенка. Средства полученного сертификата не расходовала, заключила договор на оплату родительской платы за посещение детского сада Т.Г. за счет средств материнского капитала.

    Ознакомившись с исковым заявлением, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Первореченскому району г. Владивостока Приморского края от 18.05.2020 Т.Е. в связи с рождением пятого ребенка Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит к выдаче государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Согласно выписке из финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, 18.05.2020 Т.Е. в проактивном (беззаявительном) режиме выдан государственный сертификат МСК на материнский (семейный) капитал на сумму 466617 рублей, 01.01.2021 установлен размер средств поддержки 483881,83 рублей, 01.02.2022 – 524527,90 рублей, 01.02.2023 – 586946,72 рублей, 01.02.2024 – 630380,78 рублей. По состоянию на 16.02.2024 расходование средств материнского капитала не зафиксировано.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года (введен Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-ФЗ);

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2020 года (введен Федеральным законом от 01.03.2020 № 35-ФЗ).

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 данной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц (часть 2 статьи 3).

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 данного закона (часть 7 статьи 3).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с данным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 данного закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме (часть 6).

Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 - 5 статьи 3 данного закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей (часть 9 статьи 5).

По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям) (часть 10 статьи 5).

В силу статьи 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 данного закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 1).

В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 - 5 статьи 3 данного закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (часть 2 статьи 7).

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 данного кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей, начиная с 01 января 2007 года, или первого ребенка, начиная с 01 января 2020 года, однократно (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2022), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 декабря 2022 года; Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).

Из указанных положений следует, что в очередности рождения участвуют все дети, рожденные одной матерью, независимо от того, что в отношении кого-либо из детей она была лишена родительских прав.

Между тем в данном случае следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» основанием для отказа ответчику в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, а, следовательно, и основанием для признания недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с лишением родительских прав в отношении первых двух детей, тогда как, такое право у ответчика не возникло.

Судом установлено, что Т.Е. является матерью Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из этого следует, что при рождении второго ребенка Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Е. имела право на получение сертификата МСК, однако за получением сертификата МСК Т.Е. в отделения пенсионного фонда не обращалась и указанный сертификат ей не выдавался.

Решением Красноармейского районного суда Приморского края от 20.01.2016 Т.Е. лишена родительских прав в отношении двоих детей: Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Красноармейского районного суда Приморского края от 25.01.2022 Т.Е. лишена родительских прав в отношении двоих детей Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края от 18.07.2023 ответчик лишена родительских прав в отношении шестого ребенка – Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно заключению отдела опеки и попечительства Администрации Октябрьского округа материнский капитал был выдан Т.Е. в нарушение законодательства, так как право на его получение возникло с рождением несовершеннолетней Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и прекратилось 28.02.2012 с вступлением в законную силу решения Красноармейского районного суда Приморского края от 25.01.2012 о лишении Т.Е. родительских прав в отношении указанного ребенка. После рождения у Т.Е. ДД.ММ.ГГГГ дочери Т.Т. возникло право по увеличению материнского (семейного) капитала. Однако, в отношении старших детей и дочери Т.Т. ответчик была лишена родительских прав. Полагает, что заявленные исковые требования удовлетворению при условии гарантии выдачи Т.Е. материнского (семейного) капитала на первого ребенка Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Учитывая, что на момент рождения третьего и четвертого ребенка Т.Е. была лишена родительских прав в отношении первого и второго ребенка, у неё не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением третьего и последующего ребенка.

Доказательств выдачи ответчику государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка материалы дела не содержат, на такие обстоятельства истец не ссылался.

28.03.2020 Т.Е. родила сына Т.Г., который находится на её воспитании. Учитывая, что Т.Г. рожден после 01.01.2020, ответчик в отношении этого ребенка, с рождением которого у неё возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, родительских прав не лишалась, умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении этого ребенка (часть 3 статьи 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») не совершалось, у Т.Е. возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением этого ребенка без учета первого, второго и последующих двоих детей, в отношении которых она лишена родительских прав, и которые не должны учитываться истцом при определении права на дополнительные меры государственной поддержки. Право ответчика на дополнительные меры государственной поддержки в связи рождением ребенка Т.Г., то есть без учета детей, в отношении которых ответчик лишена родительских прав, прекращению не подлежит.

При этом, действие сертификата МСК не распространяется на Т.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которой она лишена родительских прав по решению Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края от 18.07.2023.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признании недействительным и аннулированию государственного сертификата материнского (семейного) капитала от 18.05.2020, выданного на имя Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в исковых требованиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю к Т.Е. о признании недействительным и аннулировании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 18.05.2020, выданного на имя Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Кандыбор

Мотивированное решение (с учетом выходных дней) составлено 03.04.2023.

2-137/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю
Ответчики
Тарасова Евгения Анатольевна
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Кандыбор Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.prm.sudrf.ru
02.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2024Передача материалов судье
07.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
03.04.2027Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее