Мировой судья Дроботова И.Н. Дело №11-77/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с.Поспелиха 18 июня 2018 года
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В., при секретаре Чаплыгиной Ю.В., с участием помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Федосовой Т.С., истца Гончаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам и апелляционную жалобу третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка №1 Поспелихинского района Алтайского края от 22 февраля 2018 года по делу по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах Гончаровой Елены Анатольевны к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края о взыскании недополученной компенсации расходов за потребленную электроэнергию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах Гончаровой Е.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края о взыскании недополученной компенсации расходов за потребленную электроэнергию.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района поступило заявление Гончаровой Е.А. в связи с неполным возвратом ей ответчиком компенсации как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
В ходе проверки установлено, что Гончарова Е.А. относится к категории педагогических работников.
Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, представленной энергоснабжающей организацией Гончаровой Е.А. в соответствии с показаниями приборов учета за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ было фактически оплачено 18964 рубля 10 копеек.
При этом компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п.16 постановления Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126 за аналогичный период, составила 2881 рубль 51 копейка.
Ссылаясь на анализ нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени: на п.4 ст.4, п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края №88-ЗС от 03 ноября 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99, прокурор просил суд взыскать с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам в пользу Гончаровой Е.А. недополученную за период с ДД.ММ.ГГГГ по март ДД.ММ.ГГГГ года включительно сумму компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 16082 рубля 59 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Поспелихинского районного суда Алтайского края от 22 февраля 2018 года исковые требования прокурора удовлетворены: с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам за счет бюджета Алтайского края взыскана в пользу Гончаровой Е.А. сумма в размере 16082 рубля 59 копеек в счет недополученной компенсации расходов за потребленную электроэнергию.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99, указывает, что компенсации педагогическим работникам подлежат только расходы на освещение жилого помещения, а не электроэнергию, используемую для удовлетворения иных потребностей педагогических работников. При этом при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вывод суда о том, что ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядок оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, является необоснованным. Ни федеральные законы, ни законы Алтайского края не регулируют вопросы, связанные с техническим обеспечением помещений приборами учета электроснабжения.
Вывод суда о том, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Кроме того, суд необоснованно взыскал компенсацию расходов на освещение за март ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ Правила от 29 февраля 2012 года №99 утратили силу, расходы за март ДД.ММ.ГГГГ года компенсированы истцу в апреле ДД.ММ.ГГГГ года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года №103.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерства труда и социальной защиты Алтайского края приводит аналогичные доводы, полагая решение незаконным и необоснованным в полном объеме, как вынесенное с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, вынесенное решение суда влечет нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета, просил отменить решение мирового судьи и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор и истец Гончарова Е.А. возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит положениям ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав прокурора, Гончарову Е.А., изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Гончарова Е.А. постоянно проживает в <адрес> <адрес> <адрес>, пользуется льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Гончарова Е.А. осуществляет оплату услуг за электроэнергию.
За период с января 2015 года по март 2017 года включительно истцом произведена оплата за потребление электроэнергии в общей сумме 18964 рубля 10 копеек. При этом истцу компенсированы расходы на освещение за указанный период в размере 2881 рубль 51 копейка.
Разрешая требования прокурора о взыскании с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам недополученной материальным истцом компенсации затрат на электроэнергию, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, а также на освещение жилого и иных помещений, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами мирового судьи не соглашается по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз.3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 01 сентября 2013 года Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 8 статьи 47).
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30 ноября 2016 года установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года №99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно п.29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в суде первой инстанции, в доме Гончаровой Е.А. в спорный период времени (ДД.ММ.ГГГГ.г.) установлен один прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов в доме.
Поскольку педагогическому работнику предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, расчетный метод подлежащих компенсации денежных средств за освещение соответствует действующим нормам права и свидетельствует о выполнении обязанности ответчика по реализации мер социальной поддержки в рассматриваемом русле, поскольку вопреки выводам мирового судьи, Гончаровой Е.А. как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, не предоставлено право на бесплатное электроснабжение. Прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, по месту регистрации материального истца отсутствует.
При этом прокурор в исковом заявлении не ссылается на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п.29 Правил.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам в пользу Гончаровой Е.А. недополученной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии не имелось.
Таким образом, решение мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст.328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Поспелихинского района Алтайского края от 22 февраля 2018 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурору Поспелихинского района Алтайского края в интересах Гончаровой Елены Анатольевны к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края о взыскании недополученной компенсации расходов за потребленную электроэнергию отказать.
Судья Антонова Н.В.