Дело № 2-243/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года пгт. Провидения
Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Куликовой Н.В.,
при секретаре Четыревой Л.Ю.,
с участием прокурора Домбровской Е.Ю.,
представителя ответчика Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» Быкова О.Н., действующего на основании доверенности от д.м.г. №,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Провиденского городского округа – Управления финансов, экономики и имущественных отношений администрации Провиденского городского округа Белея О.Р., действующего на основании доверенности от д.м.г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Провиденского района, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» о возложении обязанности оборудовать объекты резервными источниками электроснабжения,
установил:
Прокурор Провиденского района обратился в Провиденский районный суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» о возложении обязанности оборудовать объекты резервными источниками электроснабжения. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Провиденского района проведена проверка готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства социальной сферы Провиденского городского округа к эксплуатации в осенне-зимний период 2017/2018 гг., в ходе которой, выявлены нарушения в указанной сфере, связанные с необеспечением котельных и водозаборов населенных пунктов Провиденского городского округа резервными источниками электропитания, а именно: котельной №18, расположенной по адресу Провиденский городской округа, п. Провидения, ул.Набережная Дежнева, д.19; модульной котельной КМТ-2,5 расположенной по адресу Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Набережная Чирикова, д. 15; котельной, расположенной по адресу Провиденский городской округ, с. Нунлигран; водозабора «Комсомольская бухта», расположенного по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева; водозабора «Новочаплинское», расположенного по адресу Провиденский городской округ, с. Новое Чаплино; водозабора «Сиренек-Кейвук», расположенного по адресу Провиденский городской округ, с. Сиреники. Котельные п. Провидения (котельная №18), котельная с. Энмелен, котельная с. Нунлигран, водозаборы, имеющие в своем составе насосные станции и расположенные вс. Новое Чаплино, с. Сиреники и п. Провидения (водозабор «Комсомольская бухта») относятся по электроснабжению ко второй категории объектов. Энергоустановки указанных водозаборов и котельных относятся к тем электроприемникам, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, а поэтому они должны иметь независимый источник питания для обеспечения бесперебойного питания при перерывах в электроснабжении. Факт отсутствия на указанных объектах резервного источника подтверждается актами проверок исполнения требований законодательства об обеспечении объектов резервными источниками питания, проведенными прокуратурой Провиденского района. На объектах имеются технические возможности подключения резервного источника электропитания. Установка резервных источников электропитания необходима на случай чрезвычайных ситуаций с длительным отключением электроэнергии, тепла, водоснабжения. Ответчиками не обеспечена надежность теплоснабжения и водоснабжения граждан и организаций указанных сельских поселений и п. Провидения. Отсутствие резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии на котельные, особенно в зимний период, может привести к размораживанию жилых домов и социальных объектов, теплоснабжение которых обеспечивается от котельных. Такая же ситуация возникнет в случае прекращения подачи электроэнергии на водозаборы, что приведёт к перерыву подачи водоснабжения сельских поселений. Все вышеуказанное повлечет за собой значительный материальный ущерб, повлечёт угрозу жизни и здоровью людей. Ответчику ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на праве хозяйственного ведения принадлежит модульная котельная КМТ-2,5 инв. №, расположенная по адресу: с. Энмелен, ул. Набережная Чирикова, д.15, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от д.м.г.. Ответчик администрация Провиденского городского округа является собственником остальных объектов. На основании изложенного прокурор Провиденского района просит суд, с учетом уточнений, внесенных в судебном заседании обязать администрацию Провиденского городского округа в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервными источниками электроснабжения в необходимом объеме следующие объекты: котельную №, расположенную по адресу Провиденский городской округа, <адрес>; котельную, расположенную по адресу Провиденский городской округ, с. Нунлигран; водозабор «Комсомольская бухта», расположенный по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул.Набережная Дежнева; водозабор «Новочаплинское», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Новое Чаплино; водозабор «Сиренек-Кейвук», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Сиреники. Обязать ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервным источником электроснабжения в необходимом объеме модульную котельную КМТ-2,5, расположенную по адресу Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Набережная Чирикова, д. 15;
В отзыве на исковое заявление прокурора Провиденского района ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» указал, что ответчик признает требования прокурора только в части возложения обязанности на предприятие оснастить резервным источником электроснабжения модульную котельную КМТ-2,5 инв. 260, так как указанная котельная находится у предприятия на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от д.м.г.. В остальной части исковых требований к ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» просит отказать.
От ответчика администрации Провиденского городского округа поступило письмо, в котором указано, что администрация исковые требования признает в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Домбровская Е.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнила. Просила обязать администрацию Провиденского городского округа в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервными источниками электроснабжения в необходимом объеме следующие объекты: котельную № 18; котельную с. Нунлигран; водозабор «Комсомольская бухта»; водозабор «Новочаплинское»; водозабор «Сиренек-Кейвук». Обязать ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервным источником электроснабжения в необходимом объеме модульную котельную КМТ-2,5, с. Энмелен.
Определением судебного заседания от д.м.г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика администрации Провиденского городского округа привлечено Управление финансов, экономики и имущественных отношений администрации Провиденского городского округа; на стороне ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» - Правительство Чукотского автономного округа; Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
Представитель ответчика администрации Провиденского городского округа Зайковская Н.В. (доверенность от д.м.г.) в судебном заседании д.м.г. указала, что исковые требования прокурора администрация признает в полном объеме, обратилась к суду с заявлением о признании исковых требований, заявление приобщено к материалам дела. В судебном заседании д.м.г. представитель администрации обратилась к суду с ходатайством, в котором просила установить срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 151).
Представитель ответчика администрации Провиденского городского округа Зайковская Н.В. в судебное заседание д.м.г. не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представитель ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Быков О.Н. в судебном заседании указал, что ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» признает исковые требования прокурора в части возложения обязанности на предприятие оснастить резервным источником электроснабжения модульную котельную КМТ-2,5 с. Энмелен. Просил установить срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Провиденского городского округа – Управления финансов, экономики и имущественных отношений администрации Провиденского городского округа в судебном заседании поддержал ходатайство администрации об установлении срока для исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»– Правительство Чукотского автономного округа отзыв на исковое заявление прокурора не представило.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»– Правительства Чукотского автономного округа в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. 28.11 2017 от представителя Правительства Чукотского автономного округа Т. (доверенность № от д.м.г.) поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело без участия представителя Правительства Чукотского автономного округа.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» – Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в отзыве на исковое заявление прокурора сообщил, что собственником модульной котельной КМТ-2,5 в с. Энмелен является Чукотский автономный округ. Департамент осуществляет отдельные полномочия собственника имущества. В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Субъект Российской Федерации не несет ответственность по обязательствам государственного предприятия, за исключение случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (л.д. 194).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» – Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. В письме, поступившем в Провиденский районный суд д.м.г., начальник Департамента К. просила суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.
В ходе судебного заседания суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» (далее Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» с 01.10.2003 введены в действие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в которых определено, что тепловая энергоустановка – это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя. Котельная – это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии с п. 1.3 указанных Правил электрооборудование тепловых электроустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Согласно Правилам устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 08.07.2002 № 204, данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 указанных Правил. Вместе с тем, указанным пунктом также установлено, что требования данных Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Согласно п. 1.1.3 названных Правил, электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.
Согласно п. 1.2.7 названных Правил, электроприемник – аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно п.1.2.17 названных Правил, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
В силу пункта 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктом 1.2.19 Правил установлено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
В пункте 1.2.20 Правил закреплено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Пунктом 1.2.10 Правил устройства электроустановок дается определение независимого источника питания, который определяется как источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
Согласно ранее действующим Правилам устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго ССР 05.10.1979, электроприемники II категории рекомендовалось обеспечивать электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (п.1.2.19), однако данное требование обязательным не являлось.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», в случае возникновения внерегламентных отключений полное и (или) частичное ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо является следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя (п.197).
В договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя (п.113).
Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности. Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей (далее - внерегламентные отключения) до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору (п.113).
Пунктом 37 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18.03.2008 № 124), предусмотрено, что в случае возникновения внерегламентных отключений, вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения. Согласно п.39 в целях предотвращения и ликвидации аварийных электроэнергетических режимов и предотвращения массовых отключений потребителей используется противоаварийная автоматика отключения нагрузки потребителей (далее - ПАОН). При действии ПАОН минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания с автоматическим запуском, предусмотренных категорией надежности электроснабжения этого потребителя (п.51). Автономные резервные источники питания в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено их наличие, устанавливаются потребителем и поддерживаются в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования автономные резервные источники питания устанавливаются и обслуживаются сетевой организацией за счет соответствующего потребителя. В случае отключений подачи электрической энергии вследствие действия ПАОН до установки автономных резервных источников питания сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности электроснабжения по договору (п.51).
В силу п.п. 14.1, 14.2 СНиП II-35-76 «Котельные установки», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 № 229, электротехническая часть проектов котельных должна разрабатываться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), строительными нормами и правилами производства и приемки работ по электротехническим устройствам, Инструкцией по проектированию электроснабжения промышленных предприятий и настоящим разделом. Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 указанных норм и правил. В котельных второй категории с водогрейными котлами единичной производительностью более 10 Гкал/ч электродвигатели сетевых и подпиточных насосов относятся по условиям электроснабжения к первой категории.
Согласно п.1.12 СНиП II-35-76 «Котельные установки» котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
В соответствии с п. 1.11 СНиП II-35-76 «Котельные установки» к первой категории потребителей тепла по надежности теплоснабжения относятся потребители, нарушение теплоснабжения которых связано с опасностью для жизни людей или со значительным ущербом народному хозяйству (повреждение технологического оборудования, массовый брак продукции); ко второй категории - остальные потребители тепла.
Согласно п. 4.1 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Из примечания 1 к данному пункту Свода правил следует, что допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
Как следует из п. 7.1. данного Свода правил, насосные станции, подающие воду непосредственно в сеть противопожарного и объединенного водопровода, надлежит относить к I категории. Насосные станции противопожарного и объединенного водопровода объектов, указанных в примечании 1 п. 4.1, допускается относить ко II категории.
Согласно п.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Согласно пп. «в», «г» п. 3 Правил одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутри-домовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Это же указано в п. 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» - при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: круглосуточное предоставление коммунальных услуг потребителю надлежащего качества и в необходимых объемах.
В силу положений п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с п. 1 приложения 1 к Правилам холодное водоснабжение должно быть круглосуточным и бесперебойным, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно 4.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (пп. «а», «г» и «ж» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно 4.1 ст. 10 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, несмотря на то, что Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении» относительно наличия резервного независимого источника электропитания для построек после 01.01.2003 носят рекомендательный характер, однако в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18.03.2008 №124), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115), введенных в действие с 01.10.2003 и Федерального закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» наличие резервных источников снабжения электрической энергией должно быть обеспечено.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из ст. 41 Устава Провиденского городского округа, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации городского округа (http://provadm.ru), администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Провиденского городского округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Провиденского городского округа федеральными законами и законами Чукотского автономного округа. Администрация является юридическим лицом, имеет свой бланк с изображением герба Провиденского городского округа и печать с изображением герба Провиденского городского округа, действует на основании общих для казенных организаций положений в соответствии с действующим законодательством.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от д.м.г., в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице – администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, расположенной по адресу: 689251, Чукотский автономный округ, пгт. Провидения, улица Набережная Дежнёва, д. 8а (л.д.54-55).
Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Согласно положениям ч. 1 ст. 113 ГК РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником; имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с ч. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.
Согласно п. 1,3 1.6., 1.8. Устава ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Собственником имущества является Чукотский автономный округ. Предприятие является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д.35-46).
Как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от д.м.г., в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о юридическом лице – Государственном предприятии Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз», расположенном по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, улица Рультытегина, д. 24 (л.д. 56-57).
Таким образом, ответчики администрация Провиденского городского округа и ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» обладают процессуальной дееспособностью, то есть способностью своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю.
д.м.г. Прокуратурой Провиденского района вынесено решение о проведении проверки в отношении ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», цель проверки – исполнение законодательства об обеспечении резервными источниками питания объектов ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», расположенных на территории Провиденского городского округа, срок проверки – с д.м.г. по д.м.г. (л.д.49).
Актом проверки исполнения требований законодательства об обеспечении объектов резервными источниками питания от д.м.г., проведенным прокуратурой Провиденского района с участием специалиста и.о. начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Провиденскому городскому округу Ц., консультанта по вопросам BMP Администрации Провиденского городского округа М., представителя ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» заместителя главного инженера по производству участка п.Провидения ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Б. на объекте проверки котельная № 18 пгт. Провидения, установлено, что на объекте имеется резервный источник питания дизельный генератор мощностью 600 кВт, но наладка его не произведена из-за отсутствия финансирования, то есть он не введен в эксплуатацию. Возможность подключения резервного источника питания имеется (л.д. 50).
Актом проверки исполнения требований законодательства об обеспечении объектов резервными источниками питания от д.м.г., проведенным прокуратурой Провиденского района с участием специалиста и.о. начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Провиденскому городскому округу Ц., консультанта по вопросам BMP Администрации Провиденского городского округа М., представителя ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» заместителя главного инженера по производству участка п. Провидения ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Б. на объекте проверки водозабор «Комсомольская бухта» пгт. Провидения, установлено, что на объекте отсутствует резервный источник питания, требуется дизельный генератор мощностью 100 кВт. Возможность подключения резервного источника питания имеется (л.д. 52).
Актом проверки исполнения требований законодательства об обеспечении объектов резервными источниками питания от д.м.г., проведенным прокуратурой Провиденского района с участием специалиста и.о. начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Провиденскому городскому округу Ц., консультанта по вопросам BMP Администрации Провиденского городского округа М., представителя ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» начальника участка с. Новое Чаплино ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Ю., специалиста администрации Провиденского городского округа в с. Новое Чаплино А. на объекте проверки водозабор «Новочаплинское» в с. Новое Ч., имеющем в своем составе насосную станцию, установлено, что на объекте отсутствует резервный источник питания, требуется дизельный генератор мощностью 60 кВт. В качестве резервного источника питания поступил модуль дизельного генератора ЯМЗ мощностью 100 кВт, установка и наладочные работы не произведены, не введен в эксплуатацию. Технические возможности подключения резервного источника питания имеются (л.д. 53).
Из имеющегося в материалах дела сообщения № от д.м.г. и.о. генерального директора ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Н., следует, что на объектах: котельная №22 с. Энмелен, котельная № 21 с. Нунлигран, водозабор «Комсомольская бухта» п. Провидения, водозабор «Сиренек-Кейквук» с. Сиреники, водозабор «Новочаплинское» с. Новое Ч. имеется потребность в аварийных источниках энергии (покупка) (л.д. 6-8).
Из сообщения № от д.м.г. и.о. генерального директора ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Н. следует, что на объекте котельная № 18 в п. Провидения требуется проведение монтажа и пуско-наладочных работ имеющегося дизельгенератора; на объектах котельная № 22 с. Энмелен, котельная № 21 с. Нунлигран требуется покупка дизельгенераторов (л.д. 9-10).
Как следует из сообщения № от д.м.г. и.о. генерального директора ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Н., производительность котлов котельных п. Провидения (котельная № 18) – 1,38 Гкал/ч, с. Энмелен – 2,15 Гкал/ч, с. Нунлигран – 5,5Гкал/ч, то есть производительность котельных не превышает 10 Гкал/ч, следовательно, на основании п. 14.2 СНиП II-35-76 они относятся ко второй группе надежности электросбережения. В качестве резервного источника питания будет использоваться дизельный генератор (ДГ) мощностью в п. Провидения (котельная № 18) – 60 кВт, с. Энмелен – 100кВт, с. Нунлигран – 100кВт. На объектах электросетевого хозяйства имеется техническая возможность выполнения данных мероприятий (л.д. 11).
Согласно информации, представленной генеральным директором ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» П. № от д.м.г., водозаборы Провиденского района, имеющие в своем составе насосные станции, расположены в следующих населенных пунктах: пгт. Провидения - 2 шт., сп. Новое Чаплино – 1 шт. и сп. Сиреники – 1 шт., из них оснащенным резервным источником электроэнергии дизельным генератором является водозабор «Ясная поляна» в пгт. Провидения. Требуется оснастить резервными источниками электроэнергии насосные станции водозаборов: пгт. Провидения водозабор «Комсомольская бухта» - дизельным генератором мощностью 100 кВт., сп. Сиреники водозабор «Сиренек-Кейквук» - дизельным генератором мощностью 100 кВт., сп. Новое Чаплино водозабор «Новочаплинское» - дизельным генератором мощностью 60 кВт. В соответствии со «Сводом правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» СП 813130.2009 все вышепоименованные объекты водообеспечения относятся по электроснабжению ко второй категории объектов, как для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек. Таким образом, в соответствии с Правилами устройства электроустановок данные объекты должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимнорезервирующих источников питания (л.д. 12).
В соответствии с приказом генерального директора ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» от д.м.г., котельная №, п. Провидения, модульная котельная №22 с. Энмелен, котельная № 21 с. Нунлигран; водозабор «Комсомольская бухта», п. Провидения, водозабор «Новочаплинское», с. Новое Чаплино; водозабор «Сиренек-Кейвук», с. Сиреники, относятся ко второй категории обеспечения надежности электроснабжения (л.д. 147-149).
Решением Совета депутатов Провиденского городского округа № 67 от 04.05.2017 «Об утверждении «Схемы водоснабжения жилищного фонда, объектов социальной и бюджетной сферы Провиденского городского округа на 2016-2026 годы»» утверждена соответствующая схема водоснабжения. Указанное решение Совета депутатов Провиденского городского округа размещено на официальном сайте Администрации Провиденского городского округа в сети Интернет.
Как следует из схемы «Зона действия системы водоснабжения с. Новое Чаплино» от водозабора с. Новое Чаплино осуществляется водоснабжение жилых домов, расположенных по ул. Береговая, д.1-17; ул. Дружбы, д. 1-22; ул. Матлю, д.1- 23; ул. Советская, д. 1-24; социальные объекты на ул. Мира: администрация села- д.2, ФАП- д.6, магазин- д. 12, МБОУ «ООШ с. Новое Чаплино»-д.7.
В с. Сиреники из водозабора вода подается в две расходные емкости по 50 м. куб. каждая. Холодная вода потребителям подается частично централизовано по водопроводам, и частично используется подвозная вода (в домах старой постройки) автоцистерной-водовозом. Как следует из схемы «Зона действия системы водоснабжения с. Сиреники» от водозабора «Сиренек-Кейвук» осуществляется водоснабжение жилых домов, объектов, расположенных по ул. Отке, ул. Мандрикова.
Водозабор «Комсомольская бухта» предназначена для забора морской воды и используется как составная часть котельной №18 п. Провидения.
Решением Совета депутатов Провиденского городского округа № 50 от 28.02.2017 «Об утверждении «Схемы теплоснабжения жилищного фонда, объектов социальной и бюджетной сферы Провиденского городского округа на 2016-2026 годы»» утверждена соответствующая схема теплоснабжения. Указанное решение Совета депутатов Провиденского городского округа размещено на официальном сайте Администрации Провиденского городского округа в сети Интернет.
Согласно схеме теплоснабжения «Зона действия котельной №18» осуществляется теплоснабжение всех жилых домов и объектов социальной сферы, расположенных по ул. Эскимосская, ул. Полярная, ул. Набережная Дежнёва, ул. Чукотская п. Провидения.
Согласно схеме теплоснабжения «Зона действия котельной с. Нунлигран» от котельной с. Нунлигран осуществляется теплоснабжение всех жилых домов и социальных объектов (ФАП, школа-интернат, магазины, администрация села), расположенных на ул. Тундровая, ул. Центральная, ул. Чукотская, ул. Тагриной, ул.Кергау.
Согласно схеме теплоснабжения «Зона действия котельной с. Энмелен» от модульной котельной КМТ-2,5 с. Энмелен осуществляется теплоснабжение всех жилых домов и социальных объектов (ФАП, «ООШ с. Энмелен», магазин, администрация села), расположенных на ул. Чирикова и ул. Центральная.
Согласно информации ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» исх.№ от д.м.г.: котельная № 18, расположенная по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д. 21 согласно Договору безвозмездного пользования № 08 от 18.01.2008 имеет наименование Здание ТЭЦ S=3147,6 инв. № 01800, 1965; котельная, расположенная по адресу Провиденский городской округ, с. Нунлигран согласно Договору безвозмездного пользования № 08 от 18.01.2008 имеет наименование Здание котельной, б/н 1981 года; водозабор «Комсомольская бухта», расположенный по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, согласно Договору безвозмездного пользования № 08 от 18.01.2008 имеет наименование Насосная станция, Морской причал № 3 S=82,0 кв.м. инв. № 01802, 1950 г.; водозабор «Новочаплинское», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с.Новое Чаплино, согласно Договору безвозмездного пользования № 08 от 18.01.2008 имеет наименование Водозаборная скважина, б/н 1991 г.; водозабор «Сиренек-Кейвук», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Сиреники, согласно Договору безвозмездного пользования № 08 от 18.01.2008 имеет наименование Водоемное здание, б/н 1968 г.
Таким образом, указанные выше объекты обеспечивают теплоснабжением и водоснабжением жилые дома и социально значимые объекты, перерыв электроснабжения которых приведет к нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Отсутствие резервных источников электроснабжения в них в случае неисправности основного источника увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла и воды потребителям, может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от д.м.г., модульная котельная КМТ-2,5 зарегистрирована на праве хозяйственного ведения за ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз». Собственником модульной котельной КМТ-2,5 является правительство Чукотского автономного округа.
Согласно выписок их реестра муниципального имущества Провиденского городского округа по состоянию на 07.11.2017 собственником объектов: насосная станция Морской причал №3, п. Провидения; тепловая электростанция Здание ТЭЦ, п. Провидения; здание котельной с. Нунлигран; водоемное здание с. Сиреники; водозаборная скважина в с. Новое Чаплино является Провиденский городской округ, балансосодержателем – муниципальная казана Провиденского городского округа (л.д. 150, 175-180).
По договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом № от д.м.г. (далее-Договор), заключенному между ссудодателем Управлением финансов, экономики и имущественных отношений администрации Провиденского муниципального района и ссудополучателем ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», муниципальное имущество согласно приложению передано в безвозмездное временное пользование ссудополучателю на 11 месяцев, а в дальнейшем, если ни одна из сторон не заявит требование о расторжении договора, то договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределённый срок.
Согласно п. 1.2 Договора передаваемое в безвозмездное пользование имущество используется ссудополучателем в целях достижения оптимального функционирования процесса тепловодоэлектроснабжения в Провиденском муниципальном районе Чукотского АО.
В соответствии с приложением к Договору (с учетом дополнительного соглашения к договору от 19.06.2013 и Перечня муниципального имущества, переданного ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз») ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» переданы объекты водоснабжения и теплоснабжения: Здание ТЭЦ S=3147,6 инв. № 01800, 1965 года (п. 11 Акта, п.5 Перечня); здание котельной с. Нунлигран, б/н 1981 года (п.58 Акта, п.37 Перечня), насосная станция п. Провидения Морской причал № 3 S=82,0 кв.м. инв. № 01802, 1950 года (п. 13 Акта, п.7 Перечня); водозаборная скважина с. Новое Чаплино, б/н 1991 года (п.53 Акта, п. 32 Перечня); водоемное здание с. Сиреники, б/н 1968 года (п.68 Акта, п.43 Перечня).
Согласно реестру почтовых адресов объектов недвижимости, расположенных на территории Провиденского муниципального района, утвержденного постановлением Главы администрации Провиденского муниципального района № от д.м.г. объект недвижимости тепловая электростанция (здание дизельного зала, здание ТЭЦ, здание дизельного цеха, проходная будка, труба дымовая) расположено по адресу п. Провидения, ул. Набережная Дежнёва, д. 19.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что котельная № 18, расположенная по адресу Провиденский городской округа, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева, д.19; модульная котельная КМТ-2,5, расположенная по адресу Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Набережная Чирикова, д.15; котельная, расположенная по адресу Провиденский городской округ, с. Нунлигран; водозабор «Комсомольская бухта», расположенный по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева; водозабор «Новочаплинское», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Новое Чаплино; водозабор «Сиренек-Кейвук», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Сиреники на основании представленных документов и действующего законодательства относятся к электроприемникам второй категории и в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. В тоже время указанные объекты не обеспечены резервными источниками питания, при этом технические условия установки резервных источников питания на данных объектах имеются.
Представитель ответчика администрации Провиденского городского округа Зайковская Н.В. в судебном заседании д.м.г. указала, что исковые требования прокурора администрация признает в полном объеме, обратилась к суду с заявлением о признании исковых требований, заявление приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» Быков О.Н. в судебном заседании указал, что ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» признает исковые требования прокурора части возложения обязанности на предприятие оснастить резервным источником электроснабжения модульную котельную КМТ-2,5 с. Энмелен, о чем указано в отзыве на исковое заявление прокурора (л.д. 103-106).
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Частью 2 ст. 39 ГПК РФ установлено, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Принимая во внимание, что признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиками.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска, и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Как следует из абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Провиденского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» о возложении обязанности оборудовать объекты резервными источниками электроснабжения подлежат удовлетворению.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании д.м.г. представитель администрации обратилась к суду с ходатайством, в котором просила установить срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу. С аналогичным ходатайством обратился представитель ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз». Прокурор, участвующий в деле, возражений не имела. Уточнила исковые требования в части установления срока для исполнения решения суда – 24 месяца.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из обстоятельств дела, суд устанавливает срок для исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из пп.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении в суды общей юрисдикции до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей, для юридических лиц – 6000 рублей.
Таким образом, при обращении в суд с иском прокурор Провиденского района, с учетом того, что он обращается в суд с иском о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, то есть физических лиц, должен был уплатить государственную пошлину за требование неимущественного характера в размере 300 рублей, если бы не был освобожден от её уплаты.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст. 98, 102, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.
Согласно п. 5 указанного постановления Пленума при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что с ответчика ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» подлежит взысканию в доход бюджета Провиденского городского округа Чукотского автономного округа государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Провиденского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа и Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» о возложении обязанности оборудовать объекты резервными источниками электроснабжения - удовлетворить.
Обязать администрацию Провиденского городского округа Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервными источниками электроснабжения следующие объекты:
- котельную № 18, расположенную по адресу Провиденский городской округ, п.Провидения, ул. Набережная Дежнева, д.19;
- котельную, расположенную по адресу Провиденский городской округ, с.Нунлигран;
- водозабор «Комсомольская бухта», расположенный по адресу Провиденский городской округ, п. Провидения, ул. Набережная Дежнева;
- водозабор «Новочаплинское», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Новое Чаплино;
- водозабор «Сиренек-Кейвук», расположенный по адресу Провиденский городской округ, с. Сиреники.
Обязать Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервным источником электроснабжения модульную котельную КМТ-2,5, расположенную по адресу Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Набережная Чирикова, д. 15.
Взыскать с Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» государственную пошлину в доход бюджета Провиденского городского округа Чукотского автономного округа в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Куликова