Дело №2-2985/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2016 г. г.Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 в интересах ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям с учетом права на дополнительную жилую площадь,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 в интересах ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование указанных требований ссылается на то, что с 11.12.2013г. ФИО2 включен в список для получения жилой площади из Фонда РД. Имеет статус ребенка инвалида, который страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире. ФИО2 страдает хроническим психическим расстройством, которое предусматривает право на внеочередное предоставление жилья и на дополнительную жилую площадь согласно постановлению Правительства РФ № от 16.06.2006г.
Протоколом жилищной комиссии о признании граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ утвержденное постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, по дате регистрации заявлений, семья истца была принята на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Имеются все основания, предусмотренные новым ЖК РФ, для получения жилья вне очереди, в том числе новые формы справок согласно Приказу.
Администрация сообщила, что учетное дело направлено к ответчику для исполнения. Однако по настоящее время ответчик не исполнил свои обязательства, жилье им не предоставлено, и добровольно исполнить принятые на себя обязательства ответчик не желает.
Также, в соответствии с заболеванием имеет право на дополнительную жилую площадь. Приказом установлено, что инвалиды могут получить жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на 1 человека, но не более чем в два раза, при условии, что они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний из перечня, утвержденного Приказом Минздрава РФ №-н от ЗОЛ 1.2012г.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на жилище.
Просит суд признать за ФИО2 право на внеочередное получение жилого помещения и обязать Минстрой ЖКХ по РД предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Представители ответчика по доверенности ФИО7 и ФИО8 в своих возражениях и дополнении к возражениям на исковое заявление ссылаются, что исковое заявление не соответствует требованиям статей 22 и 131 ГПК РФ в связи с чем неподведомственно суду и не подлежит защите только по этому основанию.
В силу положений статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Исковое заявление не содержит правовое и фактическое обоснование нарушения или оспаривания Минстроем РД жилищных прав истицы, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Признание права на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при отсутствии спора входит в компетенцию органа местного самоуправления, а не суда, из указанных в иске ответчиков ни один не несет правовую обязанность предоставления истице жилья.
Но никаких доказательств, в обоснование утверждения, что ФИО10 P.M. страдает хроническим психическим расстройством, которое предусматривает право на внеочередное предоставление жилья и на дополнительную жилую площадь согласно постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлено.
Из искового заявления усматривается, что протоколом жилищной комиссии о признании граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, по дате регистрации заявлений, семья ФИО3 принята на учет нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилого помещения по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, как семья инвалидов, но никак в виду наличия тяжелой формы хронического заболевания.
Администрацией <адрес> список граждан, принятых на учет в соответствии с пунктом 2 ст. 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», направлен в Минстрой РД письмом от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением списка на 50 листах (копия письма и выписка из списка, всего на 4 листах, прилагаются) без учетных дел. В представленной администрацией города указанным письмом выписке за № значится мать ФИО2 - ФИО3, принятая на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях из жилищного фонда Республики Дагестан в соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» по категории «семья инвалидов».
Минстроем РД на основании указанного списка Администрации <адрес> ФИО3 включена в сводный республиканский список в разделе «<адрес> «<адрес>» за номером 3083 по категории «инвалиды, и семьи имеющие детей инвалидов», т.е. под тем же номером и по той же категории, по которым значится в списке Администрации <адрес>.
В последующем, администрацией <адрес> список граждан, принятых на учет в соответствии с пунктом 2 ст. 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», в который включены 48 заявителей, направлен в Минстрой РД письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом Минстроя РД от ДД.ММ.ГГГГ №.2-7290 указанный список и все 48 учетных дел возвращены в Администрацию <адрес> по основаниям, указанным в нем. После этого указанный список (выписка на 6 листах) администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.01-11-13-907/16 был повторно представлен в Минстрой РД без учетных дел. В последнем указанном списке хронически больных, претендующих на внеочередное обеспечение жилым помещением, ФИО3 (сын ФИО10 P.M.) не состоит.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № Минстрой РД определен уполномоченным органом на ведение сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятие в установленном порядке решений об их предоставлении в отношении категорий граждан, указанных в абзацах 1 -17, 21 статьи 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан».
Положениями пункта 5 статьи 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № установлено также, что органы, осуществляющие принятие на учет, представляют в уполномоченный орган списки и учетные дела граждан, принятых на учет.
Уполномоченный орган на основе представленных органами местного самоуправления списков составляет сводные списки граждан.
обязанность уполномоченного органа по принятию решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № возникает с момента наступления правового события, указанного в абзаце 3 пункта 5 статьи 2 данного закона - с момента передачи уполномоченному органу объектов госжилфонда указанного назначения.
В соответствии с п.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Граждане категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» по закону обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности.
Из изложенного вытекают выводы:
истица имеет право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма в порядке очередности наравне с другими категориями граждан, установленными статьей 1 Закона РД ДД.ММ.ГГГГ №;
в отношении истицы Минстроем РД выполнены функции уполномоченного органа, предусмотренные Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ №;
право истицы на жилое помещение по Закону РД ДД.ММ.ГГГГ № Минстроем РД не оспаривается и не нарушен установленный законом порядок предоставления жилого помещения.
Истица не признана и не принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» в соответствии с нормами пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому не обладает правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Помимо этого для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма вне очереди по нормам п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ необходимо наличие одновременно трех условий, а именно: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, или собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения;
проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно:
не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При отсутствии условий, предусмотренных пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, истица не могла быть принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», без чего у нее отсутствует право на обеспечение жилым помещением вне очереди.
ФИО10 P.M., в чьих интересах предъявлен иск, органом местного самоуправления не признан и не принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» в соответствии с нормами части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ и статьи 5 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>», без чего у них отсутствует право на обеспечение жилым помещением вне очереди.
По исковому требованию о внеочередном обеспечении жильем категорий граждан, которым такое право гарантировано пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, надлежащим ответчиком Минстрой РД не является.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности статей 4,5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в связи с запросами <адрес> и <адрес>» дал правовой анализ действующему законодательству по правовому регулированию государственных обязательств о внеочередном предоставлении отдельных жилых помещений категориям граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
В пункте 1.1 указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации на аналогичных примерах в Волгоградской и Сахалинской областях описана ситуация, когда «...обязанность по принятию нормативных правовых актов. регулирующих порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан в качестве меры их социальной поддержки, возлагается, на субъекты Российской Федерации», что привело к правовой неопределенности, которая «...позволяет судам общей юрисдикции толковать ее как обязывающую субъект Российской Федерации обеспечивать соответствующую категорию граждан» жильем за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, хотя федеральным законодательством к его полномочиям это прямо не отнесено».
По результатам анализа действующего законодательства по правовому регулированию государственных обязательств о внеочередном предоставлении отдельных жилых помещений категориям граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П пришел к выводам: предусмотренное пунктом 5 статьи 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статьи 12 Жилищного кодекса РФ, статья 84 Бюджетного кодекса РФ); установленное пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретное полномочие федеральным законом не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не входит в установленный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу неопределенности правового регулирования полномочия по внеочередному обеспечению жилыми помещениями лиц, больных заразными формами туберкулеза, по смыслу разъяснений в пункте 3.2 данного постановления, распространяется на имеющих равный жилищно-правовой статус граждан по заболеваниям, включенным в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», и в равной мере подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» был принят не для исполнения государственных обязательств Российской Федерации, установленных пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не переданных федеральным законом для осуществления субъектам Российской Федерации, поэтому не содержит условие о том, что обеспечение жилыми помещениями граждан, категория которых указана в абзаце 16 статьи 1 данного закона, относится к расходным обязательствам Республики Дагестан. Данный закон не порождает расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 5 статьи 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № установлено также:
органы, осуществляющие принятие на учет, представляют в уполномоченный орган списки и учетные дела граждан, принятых на учет:
уполномоченный орган на основе представленных органами местного самоуправления списков составляет сводные списки граждан (далее - Сводный республиканский список);
обязанность уполномоченного органа по принятию решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма в соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № возникает с момента наступления правового события, указанного в абзаце 3 пункта 5 статьи 2 данного закона - с момента передачи уполномоченному органу объектов госжилфонда указанного назначения.
С момента возложения постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № на Минстрой РД полномочий уполномоченного органа по настоящее время ни одного квадратного метра жилья указанного назначения в ведение (управление) Минстроя РД не передано, то есть не наступило событие, с которым закон связывает возникновение обязанности ответчика принять решение о предоставлении гражданам жилых помещений указанного назначения. Следовательно, не возникла и указанная обязанность Минстроя РД.
В судебном заседании ФИО4, опекун ФИО2, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика по доверенности ФИО7 и ФИО8 просили в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля ФИО9, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из письма отдела по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЖ усматривается, что ФИО3, мать ФИО2, принята на учет в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан» по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБ МСЭ по РД, ФИО2 установлено инвалидность второй группы бессрочно.
Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направила в Минстрой РД список граждан, принятых на учет в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан».
В последующем письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в Минстрой РД были направлены учетные дела граждан, принятых на учет в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ №, претендующих на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.2-7290 вернуло администрации <адрес> учетные дела на 48 граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, как сформированные с нарушением требований Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан". В частности, указывалось на то, что личные дела не прошнурованы и не пронумерованы, нет актов обследования жилищных условий, нет выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии в собственности заявителя и всех членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделок с жилым помещением за последние пять лет, нет данных, свидетельствующих о ежегодной перерегистрации граждан, в частности, расписка гражданина, который подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В упомянутом письме о возврате учетных дел также указывалось, что все эти граждане приняты на учет в качестве инвалидов. По этому признаку они подпадают под категорию граждан «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», предусмотренную абзацем 11 ст.1 Закона РД №, и имеют право на обеспечение жильем в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет в соответствии со ст.11 Закона №.
Действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по возврату указанных выше учетных дел, в т.ч. и учетного дела ФИО2, обжалованы не были и незаконными не признаны. Орган местного самоуправления согласился с возвратом на доукомплектование учетных дел.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен главный специалист администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» ФИО9, которая объяснила суду, что действительно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.2-7290 возвратило в администрацию города учетные дела 48 граждан, в т.ч. и учетное дело на ФИО2, После этого замечания не были устранены, администрация города обратно учетное дело ФИО2 в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не направляла и учетное дело ФИО2 находится в администрации города.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлений" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении лицам, указанным в абзацах 1 - 17, 21 статьи 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Согласно п. 3 ст. 2 закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, для принятия на соответствующий учет подают в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление по установленной форме. К заявлению прилагаются: документ, подтверждающий право гражданина состоять на учете, относиться к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма; акт проверки жилищных условий заявителя; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи; копия трудовой книжки; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилым помещением за последние пять лет; справка о составе семьи и других совместно проживающих лицах, выданная в установленном порядке, либо выписка из домовой книги; копия свидетельства о браке, о расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи.
Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" предусматривает отдельно категории, куда входят инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (абз.П ст.1) и категорию, куда входят граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности (абз.16 ст.1).
Порядок предоставления жилого помещения этим двум категориям граждан разный.
Согласно п. 3 ст.2.1 упомянутого Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ N 4 к категориям граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, относятся граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, а инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов к таким категориям не относятся. Они получают жилое помещение в порядке очередности.
Если органом местного самоуправления ФИО2 принят на учет по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», то Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (уполномоченный орган), который составляет лишь сводный список, не праве самостоятельно переводить граждан из одной категории в другую, поскольку согласно п.2 ст.2 Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, является прерогативой органа местного самоуправления по месту жительства.
Уполномоченный орган, как это предусмотрено в п.5 ст.2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4, составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.
Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 этой же статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в «соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
В связи с изложенным, если ФИО2 имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378, и он желает стать на учет по этой категории граждан, то ему следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переводе его из категории состоящих на учете граждан «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» в категорию граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
У уполномоченного органа (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан) обязанность включить ФИО2 в сводный список категорий граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, а затем и принять решение о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4, возникнет в том случае, если орган местного самоуправления поставит данного гражданина на учет по этой категории граждан и доведет до уполномоченного органа учетное дело, укомплектованное документами с соблюдением требований Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4;
На день рассмотрения настоящего дела администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>» не укомплектовала учетное дело с учетом требований упомянутого выше закона и не довела его до уполномоченного органа-Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. В установленном порядке решение о включении ФИО2 в республиканский сводный список не принято.
Требование об обязании администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» довести до уполномоченного органа (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан) учетного дела ФИО2 не заявлено.
Кроме того, в силу п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ФИО2 не относится к указанной категории граждан, то есть не является нанимателем или собственником жилого помещения, либо членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения, в котором проживает несколько семей, поскольку проживает у опекуна ФИО4
Между тем, при отсутствии условий, предусмотренных пунктом 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФИО2 не может быть принят органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», без чего у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением вне очереди.
При изложенных обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 в интересах ФИО2 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 в интересах ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании права на внеочередное получение жилого помещения и обязании предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям с учетом права на дополнительную жилую площадь, отказать
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев