Решение по делу № 2-2646/2022 от 18.05.2022

Дело № 2-2646/2022

Уникальный идентификатор дела 59RS0001-01-2022-002692-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Каробчевской К.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4

с участием представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о признании услуги не оказанной, возложении обязанности освободить от оплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с учетом уточенного иска к АО «Пермский региональный оператор ТКО» с требованием о признании услуги по сбору и утилизации ТКО по договору ФИО1 в период с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года не оказанной. Обязать АО «Пермский региональный оператор ТКО» освободить ФИО1 от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года.

В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес В период с 01.01.2019 г. по 28.02.2022 года ПГУП «Теплоэнерго» выставляет истцу счета за обращение с ТКО, но данная услуга не оказывалась в указанный период. Поэтому считает начисления незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Ближайшая площадка сбора децентрализованного сбора ТКО в указанный период находилась на расстоянии более 2 км от дома истца. Поэтому истец не пользовалась данными площадками для утилизации отходов. В мае 2021 года на станции Чайковская появились первые контейнерные площадки для сбора ТКО, но они находятся также на расстоянии более 2 километров от дома истца. Такая площадка вблизи места жительства истца была оборудована только в марте 2022 года.

Факт децентрализованного сбора и даты появления контейнерных площадок для сбора ТКО подтверждается ответом из Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.

До марта 2022 года истец производила самостоятельно утилизацию твердых коммунальных отходов - бутылки, банки использовались как оборотная тара в хозяйстве, органические отходы утилизировались в компост, бумага сжигалась, жестяная и полиэтиленовая тара сдавалась в пункты приема вторсырья.

01.08.2019 года истец обращалась к ПГУП «Теплоэнерго» с заявлением о перерасчете платы за оказываемую услугу и с просьбой не производить начисления до организации мест сбора ТКО в соответствии с действующим законодательством. В ответ на обращение 14.08.2019 года поступил отказ.

05.05.2022 г. было зарегистрировано новое предприятие, отвечающее за вывоз ТКО - АО «Пермский региональный оператор ТКО». АО «ПРО ТКО» согласно выписки из ЕГРЮЛ (строки 70-73) является правопреемником ПГУП «Теплоэнерго».

Согласно пункту 10 Правил N 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», действующих в спорный период, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Также согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.

Согласно п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.

Это означает, что вне зависимости от наличия между потребителем и региональным оператором договора услуга должна оказываться.

Пунктом 2.12. Порядка определено, что в исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных пунктом 2.11 Порядка санитарных разрывов от контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятий спортом, эти расстояния по инициативе потребителя, регионального оператора, органа местного самоуправления устанавливаются решением комиссии с участием представителей регионального оператора, органа местного самоуправления и потребителя с составлением акта, являющегося неотъемлемой частью схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования.

Такое соглашение между сторонами не заключалось.

Таким образом, истец считает, что с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года ФИО1 не являлась потребителем услуги по обращению с ТКО, оказываемой ПГУП «Теплоэнерго». В связи с этим начисление платы за данную услугу является необоснованным.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала. Предоставила письменный отзыв на возражения ответчика. Добавила, что поселок находится по обе стороны железной дороги. Ее дом находится в меньшей части, куда мусороуборочная машина не ездит и нет контейнерных площадок, для того что бы выбросить мусор нужно было бы идти через железнодорожные пути, через которые не организован пешеходный переход, а под дорогой тоннель весной и осенью затапливает.

Представитель ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» в судебном заседании на доводах письменных возражений настаивала, указала, что АО «Пермский региональный оператор ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нытвенского района. В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер. Удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает соответствующую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами жителю вышеуказанного дома, поскольку обустройство контейнерных площадок, определение схемы размещения мест накопления ТКО, осуществление ведения реестра мест накопления ТКО отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, опровергающих использование истцом контейнерных площадок, которые установлены вблизи её жилого дома. Появление отходов, это закономерный процесс жизнедеятельности человека. В связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Нытвенского городского округа, в судебном заседании участия не принимала, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На предыдущем судебном заседании представитель третьего лица с исковыми требованиями не согласилась, добавила, что обязанность по оплате лежит на истце.

Как установлено положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, считает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: Адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по поводу обращения с ТКО . Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в Нытвенском районе Пермского края. Ответчик выставляет истцу платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО.

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354). Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 13.4 закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 закона "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с п. 15 данных Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20м., но не более 100м. от входных подъездов.

П. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующие в спорный период, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Коммунальная услуга по обращению с ТКО на территории станции Адрес осуществляется с января 2019 г. децентрализованным способом. С мая 2021 года на территории станции Адрес организовано 4 контейнерных площадки для сбора ТКО по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес, с сохранением децентрализованного способа сбора по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес Также с марта 2022 г. дополнительно организовано 5 площадок по адресам: Адрес, вблизи Адрес а; Адрес; Адрес; Адрес, вблизи АЗС, Адрес., что подтверждается письмом ИГЖН Пермского края.

Администрацией Нытвенского городского округа утвержден график вывоза ТКО децентрализованным способом с территории населенных пунктов Нытвенского городского округа.

Сторонами не оспаривается, что на территории, прилегающей к жилому дому расположенному по адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, Адрес до 28.02.2022 года отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м., при этом минимальное расстояние до места расположения ближайших контейнерных площадок до 28.02.2022 г. составляла 2 км.200 метра.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ей, как собственнику жилого п адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, Адрес, услуга по обращению с ТКО не оказывается, в связи с чем, начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил до 28.02.2022 г. подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истице спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается, в том числе, представленными стороной ответчика документами, относительно заявленных требований, а именно: графиком вывоза ТБО. А также подтверждается обращением истца в ИГЖН, согласно которого с марта 2022 года организована контейнерная площадка вблизи дома истца. Таким образом, судом установлен факт ненадлежащего обращения с ТКО, а именно отсутствие мест временного хранения ТБО, сбор и транспортирование ТБО, с учетом требований п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 до 28.02.2022 года.

Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих использование контейнерных площадок, расположенных вблизи её жилого дома либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами не нарушающими санитарного законодательства, противоречат положениям Закона о защите прав потребителей и п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", так как именно на ответчика, как на регионального оператора, являющегося исполнителем услуги, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств. Суду не представлено каких-либо доказательств использования истцом какого-либо контейнера вблизи её жилого дома в период с 01.01.2019 по 28.02.2022. Довод истца о сжигании отходов в печке, которой оборудован ее баня, и частичном использовании отходов на огороде, ответчиком не опровергнут, при этом нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны истца предметом настоящего спора не является.

Доводы о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что ответчик не оказывает соответствующей услуги истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления, судом отклоняется. Действительно, обустройство контейнерных площадок и места их размещения относится к компетенции органов местного самоуправления, однако, ответчику достоверно было известно об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому истца контейнерной площадки для сбора ТБО на расстоянии не более 100 м. и осознавая отсутствие оказания истцу услуг по обращению с ТКО, производил начисление платы за данную услугу, что является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354.

Ссылка представителя ответчика в обоснование своих возражений на иную судебную практику суд признает несостоятельной поскольку, данная практика не имеет преюдициального значения для данного дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о признании услуги не оказанной, возложении обязанности освободить от оплаты - удовлетворить.

Признать услугу по сбору и утилизации ТКО по договору ФИО2 в период с 01.01.2019 по 28.02.2022 не оказанной.

Обязать АО «Пермский региональный оператор ТКО» освободить ФИО2 от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2022

Взыскать с АО «Пермский региональный оператор ТКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022

Судья – К.В. Каробчевская

Дело № 2-2646/2022

Уникальный идентификатор дела 59RS0001-01-2022-002692-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Каробчевской К.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО4

с участием представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о признании услуги не оказанной, возложении обязанности освободить от оплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с учетом уточенного иска к АО «Пермский региональный оператор ТКО» с требованием о признании услуги по сбору и утилизации ТКО по договору ФИО1 в период с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года не оказанной. Обязать АО «Пермский региональный оператор ТКО» освободить ФИО1 от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года.

В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес В период с 01.01.2019 г. по 28.02.2022 года ПГУП «Теплоэнерго» выставляет истцу счета за обращение с ТКО, но данная услуга не оказывалась в указанный период. Поэтому считает начисления незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Ближайшая площадка сбора децентрализованного сбора ТКО в указанный период находилась на расстоянии более 2 км от дома истца. Поэтому истец не пользовалась данными площадками для утилизации отходов. В мае 2021 года на станции Чайковская появились первые контейнерные площадки для сбора ТКО, но они находятся также на расстоянии более 2 километров от дома истца. Такая площадка вблизи места жительства истца была оборудована только в марте 2022 года.

Факт децентрализованного сбора и даты появления контейнерных площадок для сбора ТКО подтверждается ответом из Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.

До марта 2022 года истец производила самостоятельно утилизацию твердых коммунальных отходов - бутылки, банки использовались как оборотная тара в хозяйстве, органические отходы утилизировались в компост, бумага сжигалась, жестяная и полиэтиленовая тара сдавалась в пункты приема вторсырья.

01.08.2019 года истец обращалась к ПГУП «Теплоэнерго» с заявлением о перерасчете платы за оказываемую услугу и с просьбой не производить начисления до организации мест сбора ТКО в соответствии с действующим законодательством. В ответ на обращение 14.08.2019 года поступил отказ.

05.05.2022 г. было зарегистрировано новое предприятие, отвечающее за вывоз ТКО - АО «Пермский региональный оператор ТКО». АО «ПРО ТКО» согласно выписки из ЕГРЮЛ (строки 70-73) является правопреемником ПГУП «Теплоэнерго».

Согласно пункту 10 Правил N 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», действующих в спорный период, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Также согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.

Согласно п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.

Это означает, что вне зависимости от наличия между потребителем и региональным оператором договора услуга должна оказываться.

Пунктом 2.12. Порядка определено, что в исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных пунктом 2.11 Порядка санитарных разрывов от контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятий спортом, эти расстояния по инициативе потребителя, регионального оператора, органа местного самоуправления устанавливаются решением комиссии с участием представителей регионального оператора, органа местного самоуправления и потребителя с составлением акта, являющегося неотъемлемой частью схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов муниципального образования.

Такое соглашение между сторонами не заключалось.

Таким образом, истец считает, что с 01.01.2019 года по 28.02.2022 года ФИО1 не являлась потребителем услуги по обращению с ТКО, оказываемой ПГУП «Теплоэнерго». В связи с этим начисление платы за данную услугу является необоснованным.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия, в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала. Предоставила письменный отзыв на возражения ответчика. Добавила, что поселок находится по обе стороны железной дороги. Ее дом находится в меньшей части, куда мусороуборочная машина не ездит и нет контейнерных площадок, для того что бы выбросить мусор нужно было бы идти через железнодорожные пути, через которые не организован пешеходный переход, а под дорогой тоннель весной и осенью затапливает.

Представитель ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» в судебном заседании на доводах письменных возражений настаивала, указала, что АО «Пермский региональный оператор ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нытвенского района. В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер. Удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает соответствующую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами жителю вышеуказанного дома, поскольку обустройство контейнерных площадок, определение схемы размещения мест накопления ТКО, осуществление ведения реестра мест накопления ТКО отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, опровергающих использование истцом контейнерных площадок, которые установлены вблизи её жилого дома. Появление отходов, это закономерный процесс жизнедеятельности человека. В связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Нытвенского городского округа, в судебном заседании участия не принимала, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. На предыдущем судебном заседании представитель третьего лица с исковыми требованиями не согласилась, добавила, что обязанность по оплате лежит на истце.

Как установлено положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, считает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: Адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по поводу обращения с ТКО . Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в Нытвенском районе Пермского края. Ответчик выставляет истцу платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО.

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354). Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 13.4 закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 закона "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с п. 15 данных Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20м., но не более 100м. от входных подъездов.

П. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующие в спорный период, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Коммунальная услуга по обращению с ТКО на территории станции Адрес осуществляется с января 2019 г. децентрализованным способом. С мая 2021 года на территории станции Адрес организовано 4 контейнерных площадки для сбора ТКО по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес, с сохранением децентрализованного способа сбора по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес Также с марта 2022 г. дополнительно организовано 5 площадок по адресам: Адрес, вблизи Адрес а; Адрес; Адрес; Адрес, вблизи АЗС, Адрес., что подтверждается письмом ИГЖН Пермского края.

Администрацией Нытвенского городского округа утвержден график вывоза ТКО децентрализованным способом с территории населенных пунктов Нытвенского городского округа.

Сторонами не оспаривается, что на территории, прилегающей к жилому дому расположенному по адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, Адрес до 28.02.2022 года отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м., при этом минимальное расстояние до места расположения ближайших контейнерных площадок до 28.02.2022 г. составляла 2 км.200 метра.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ей, как собственнику жилого п адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, Адрес, услуга по обращению с ТКО не оказывается, в связи с чем, начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил до 28.02.2022 г. подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истице спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается, в том числе, представленными стороной ответчика документами, относительно заявленных требований, а именно: графиком вывоза ТБО. А также подтверждается обращением истца в ИГЖН, согласно которого с марта 2022 года организована контейнерная площадка вблизи дома истца. Таким образом, судом установлен факт ненадлежащего обращения с ТКО, а именно отсутствие мест временного хранения ТБО, сбор и транспортирование ТБО, с учетом требований п. 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 до 28.02.2022 года.

Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих использование контейнерных площадок, расположенных вблизи её жилого дома либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами не нарушающими санитарного законодательства, противоречат положениям Закона о защите прав потребителей и п. 28 Постановления Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", так как именно на ответчика, как на регионального оператора, являющегося исполнителем услуги, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств. Суду не представлено каких-либо доказательств использования истцом какого-либо контейнера вблизи её жилого дома в период с 01.01.2019 по 28.02.2022. Довод истца о сжигании отходов в печке, которой оборудован ее баня, и частичном использовании отходов на огороде, ответчиком не опровергнут, при этом нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны истца предметом настоящего спора не является.

Доводы о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что ответчик не оказывает соответствующей услуги истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления, судом отклоняется. Действительно, обустройство контейнерных площадок и места их размещения относится к компетенции органов местного самоуправления, однако, ответчику достоверно было известно об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому истца контейнерной площадки для сбора ТБО на расстоянии не более 100 м. и осознавая отсутствие оказания истцу услуг по обращению с ТКО, производил начисление платы за данную услугу, что является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354.

Ссылка представителя ответчика в обоснование своих возражений на иную судебную практику суд признает несостоятельной поскольку, данная практика не имеет преюдициального значения для данного дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 300,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к АО «Пермский региональный оператор ТКО» о признании услуги не оказанной, возложении обязанности освободить от оплаты - удовлетворить.

Признать услугу по сбору и утилизации ТКО по договору ФИО2 в период с 01.01.2019 по 28.02.2022 не оказанной.

Обязать АО «Пермский региональный оператор ТКО» освободить ФИО2 от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2022

Взыскать с АО «Пермский региональный оператор ТКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Мотивированное решение изготовлено 18.07.2022

Судья – К.В. Каробчевская

2-2646/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полежаева Наталия Геннадьевна
Ответчики
Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО»
Другие
Луговских Светлана Анатольевна
Зубова Юлия Александровна
Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Каробчевская К.В.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
18.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.07.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2022Дело оформлено
17.08.2022Дело передано в архив
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее