Гр.дело №2-1952/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2020 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Арбаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УФСИН России по Республике Бурятия о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, согласно которому просит признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от 27.04.2020г. оформленное протоколом ... в части отказа ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за истцом и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты в порядке установленном Федеральным законом от 30.12.2012г. №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязать ФИО1 по РБ поставить ФИО2 и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи пять человек с даты регистрации рапорта, 20.01.2020г. В обоснование требований истец указал, что не согласен с принятым решением, т.к. представил все необходимые документы для рассмотрения ФИО1 по РБ вопроса о постановке на его учет с членами семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и не совершал действий повлекших ухудшение жилищных условий.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО15, несовершеннолетние ФИО4, ФИО17, ФИО3
В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО7 доводы и требования изложенные в исковом заявлении поддержали, представили письменные пояснения по иску и возражения на отзыв ответчика. Суду пояснили, что не согласны с принятым решением. Для решения вопроса о постановке ФИО18 на учет для получения указанной единовременной социальной выплаты им были представлены все необходимые документы. Дочь истца ФИО4, 12.06.2016г.р., зарегистрирована по месту жительства через месяц после рождения, до этого нигде зарегистрирована не была. Фактически истец с семьей проживают в служебной квартире и были вынуждены зарегистрироваться по месту жительства в ..., в доме родителей ФИО2 Никаких действий повлекших ухудшение жилищных условий истец и члены его семьи не совершали. Поэтому основания отказа в оспариваемом решении - п.5 и п.12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. ... являются незаконными, а решение подлежит отмене с постановкой истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что при подаче рапорта заявителем ФИО2 документы представлены не в полном объеме, т.к. сведения о регистрации дочери ФИО4 по месту проживания представлены лишь с 04.08. 2016г., кроме того истцом по мнению жилищной комиссии намеренно произведены действия по регистрации всех членов семьи в ..., т.к. из представленных в учетное дело документов видно, что ранее супруга истца с дочерью ФИО4, сын ФИО3 были зарегистрированы по иным адресам, у родственников, что привело к ухудшению жилищных условий. Просила в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании третье лицо ФИО15, действуя в собственных интересах и, как законный представитель несовершеннолетних ФИО4, ФИО17, исковые требования поддержала.
Законный представитель ФИО3 – ФИО16 в судебном заседании с доводами и требованиями изложенными в исковом заявлении согласилась, поддержала пояснения ФИО2
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Из материалов дела следует, что ФИО2 проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, является подполковником внутренней службы, занимает должность заместителя начальника отдела ФКУ ОК ФИО1 по РБ, его выслуга в календарном исчислении лет составляет более 21 года.
Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГг. обратился с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. ....
Решением ФИО1 по РБ, оформленным протоколом заседания комиссии от 27.04.2020г., ФИО2 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктами 5 и 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ....
В протоколе указано об отсутствии сведений о регистрации по месту жительства дочери заявителя ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии в постановке Трусовой на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации по месту жительства ребенка.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Доводы стороны истца о том, что ФИО4 родилась 12.06.2016г. и до 04.08.2016г. не была зарегистрирована по месту жительства судом обсуждены и подлежат отклонению. Исходя из буквального толкования пп. "з" п.5 Правил заявителю надлежало представить сведения, подтверждающие место жительства членов семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо представить документы, подтверждающие невозможность получения указанных сведений, чего ФИО18 при подаче рапорта не сделано.
Таким образом, несоблюдение истцом установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о регистрации членов семьи (несовершеннолетнего ребенка) за последние пять лет до подачи рапорта, лишило комиссию возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Далее, из решения комиссии следует, что истец ФИО18 с 03.12.2009г., его супруга ФИО15 с 22.12.2016г., сын ФИО3 с 28.03.2017г., дочь ФИО4 с 22.12.2016г. и дочь ФИО5 с 18.08.2017г. по состоянию на момент принятия решения были зарегистрированы по адресу ... РБ, .... Данное жилое помещение, общей площадью 69,5 кв.м., принадлежит на праве собственности ФИО9, отцу заявителя.
При этом супруга ФИО15, ранее имела постоянную регистрацию с 20.12.2000г. по 15.09.2015г. в жилом доме, общей площадью 40,3 кв.м. по адресу ..., принадлежащем ее отцу ФИО10. С 04.08.2016г. по 22.12.2016г. супруга заявителя с дочерью ФИО4 имели постоянную регистрацию в квартире по адресу ..., общей площадью 62,9 кв.м., принадлежащей ФИО11 (родственная связь не установлена). Сын ФИО3 с 31.05.2012г. по 17.03.2017г. имел постоянную регистрацию в жилом помещении площадью 43,2 кв.м. по адресу: ..., принадлежащем ФИО12 и ФИО13
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела и стороной истца в судебном заседании не оспаривались.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно части 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
На основании изложенного, члены семьи истца – супруга и дети имели право пользования вышеназванными жилыми помещениями наравне с их собственниками. Соглашений с собственниками об ином статусе членов семьи заявителя ни комиссии, ни суду не представлено.
По данным адресам представлены выписки из домовых книг, выписки из финансовых лицевых счетов с указанием зарегистрированных лиц, согласно которым комиссией было установлено количество квадратных метров жилья приходящихся на каждого зарегистрированного лица.
Таким образом, суд соглашается с доводами ответчика о том, что члены семьи ФИО2 были обеспечены жилыми помещениями, но перед подачей ФИО18 рапорта сняты с регистрационного учета. Вопреки доводам стороны истца, комиссия правомерно пришла к выводу о том, что действия членов семьи заявителя по снятию с регистрационного учета в вышеперечисленных жилых помещениях, были намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания незаконным решения комиссии УФСИН России по Республике Бурятия от 27.04.2020г. в части отказа ФИО19 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании за истцом и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты и обязании ответчика поставить ФИО2 и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.01.2020г., иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов