Решение по делу № 33-2894/2024 от 03.04.2024

Республика Коми г.Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2023-016409-29

Дело № 2-1465/2024 г.

                                     (№ 33-2894/2024 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.

судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.

при секретаре Вахниной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 апреля 2024 г. дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2024 г., по иску Капошиной Марины Дмитриевны к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Капошина М.Д. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судом принято решение, по которому исковые требования Капошиной М.Д. удовлетворены.

Обязана администрация МО ГО "Сыктывкар" предоставить Капошиной М.Д. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г.Сыктывкар Республики Коми.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Бюджетные средства на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются в недостаточном объеме, в связи с чем во внеочередном порядке предоставить жилое помещение истцу не предоставляется возможным.

В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что Капошина М.Д., <Дата обезличена> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители - ФИО7 и ФИО8 решением <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> были лишены родительских прав.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно пункту 13 которого Капошина М.Д включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

В <Дата обезличена> истец обращалась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Комитет жилищной политики администрации МО ГО "Сыктывкар" в письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отказал в предоставлении жилого помещения Капошиной М.Д., мотивировав его недостаточным финансированием государственных полномочий Республики Коми по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Капошина М.Д. с <Дата обезличена> и по настоящее время зарегистрирована на территории <Адрес обезличен>, жилых помещений в собственности не имеет, обучается в ГПОУ "..." со сроком окончания обучения <Дата обезличена>

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Жилищного кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими возникшие правоотношения, исходил из того, что поскольку Капошина М.Д. не имеет в собственности или по договору найма жилого помещения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена на территории МО ГО "Сыктывкар" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, жилым помещением не обеспечена, то она имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 1 декабря 2015 г. № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Поскольку до настоящего времени истец не обеспечена жилым помещением, значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение, подлежащее предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения.

Фактически в апелляционной жалобе право истца на получение жилого помещения ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО "Сыктывкар" не является основанием для отказа в иске, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Доводы жалобы ответчика о невозможности исполнить решение суда в связи с наличием на исполнении значительного количества судебных постановлений, отсутствие достаточного финансирования, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований настоящего иска, поскольку реализация жилищных прав Капошиной М.Д. не может быть поставлена в зависимость от вышеуказанных обстоятельств.

Невозможность исполнения судебного постановления и добровольного предоставления администрацией МО ГО "Сыктывкар" жилья в установленные законом об исполнительном производстве сроки также не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку ответчик не лишен возможности обращения в предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством порядке за предоставлением отсрочки исполнения решения суда.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 апреля 2024 г.

Председательствующий     

                        

Судьи

33-2894/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Костенко Е. Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Передано в экспедицию
11.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее