САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-727/15 |
Судья: Каримова Н.Ю. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ильинской Л.В. |
судей |
Кудасовой Т.А. и Шиловской Н.Ю. |
при секретаре |
Б. |
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2015 года гражданское дело №2-3145/14 по апелляционной жалобе администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года по иску природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Т.., представителя администрации Невского района Санкт-Петербурга – В. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Невского района Санкт-Петербурга, указывая, что в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории, примыкающей к дому <адрес>, установлено, что территория в границах прибрежной защитной полосы водного объекта - реки Невы по адресу: <адрес> захламлена строительными отходами в виде боя бетона в кусковой форме, отходами металлолома, объемом на менее 25 куб.м. Отходы размещены на территории общего пользования. На основании ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельного кодекса РФ, истец просил обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Невского района Санкт-Петербурга на 2014 год, территорию по адресу: <адрес> обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга в 120-дневный срок с момента вступления решения суда законную силу организовать работы по очистке территории общего пользования по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления объемом 25 куб.м.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года исковые требования природоохранного прокурора удовлетворены частично. Судом постановлено обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Невского района Санкт-Петербурга на 2014 год, территорию по адресу: <адрес>, а также в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по очистке территории общего пользования по адресу: <адрес> от отходов производства и потребления объемом 15 куб.м.
В апелляционной жалобе администрация Невского района Санкт-Петербурга настаивает на отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
При разрешении спора судом установлено, что 29 июля 2014 года государственным инспектором, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Северо-Западному федеральному округу, <...>. была проведена рейдовая проверка по заявлению Природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга по факту очистки территории общего пользования береговой полосы, водоохраной зоны реки Нева (левый берег) по адресу: <адрес>
В ходе обследования установлено, что на территории общего пользования, в пределах береговой полосы и в пределах водоохраной зоны находятся отходы производства и потребления: обрезки доски, вагонки, битый кирпич, куски асфальта, пластиковые бутылки, мешки с отходами производства и потребления. Общий объем захламления составляет около 12-15 куб.м. (л.д. 26-28).
Согласно акту обследования территории земельного участка по адресу: <адрес> от 21.08.2014 года, составленному помощником природоохранного прокурора Санкт-Петербурга <...> и главным специалистом-экологом отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Невского района Санкт-Петербурга <...>, в результате выездной проверки территории земельного участка, расположенного в водоохраной зоне реки Нева по адресу: <адрес> установлено, что земельный участок занят результатами хозяйственной деятельности неустановленного лица. Размещено ограждение, площадка участка ровная, въезд на территорию закрыт металлическими воротами. На участке установлено более десяти готовых строительных бытовок, автомобильный прицеп, складированы строительные материалы: фанера, доска-вагонка, металлический уголок, вдоль проезда по участку (внутри ограждения) разбросаны строительные отходы, асфальтовый лом, полиэтилен, древесные опилки.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно нормам Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 г. № 1078, задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п.3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга № 196-р от 15.02.2001 «Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления» на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Удовлетворяя требования природоохранного прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как данный участок является землями общего пользования и администрацией, призванной в силу статей 1, 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» проводить государственную политику Санкт-Петербурга и осуществлять государственное управление на территории Невского района Санкт-Петербурга, не исполнены возложенные на нее обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку указанный вывод основан на вышеуказанных нормах закона и согласуется с установленными Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1078 от 26.08.2008 года, полномочиями администрации районов Санкт-Петербурга.
По указанным причинам судебная коллегия полагает также необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга, поскольку из материалов дела не следует, что указанный земельный участок передан в аренду.
Доводы жалобы о проведении работ по уборке указанной территории в октябре-ноябре 2013 года и 24.02.2014 года не имеют правового значения при разрешении вопроса о законности выводов суда в рамках рассматриваемого дела, поскольку доказательств включения территории данного земельного участка в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок, и проведении соответствующих работ суду не представлено.
Несостоятельными являются также ссылки апелляционной жалобы на то обстоятельство, что вторичное загрязнение указанной территории вызвано результатом хозяйственной деятельности неустановленного лица, предположительно Д. в отношении которого 18.08.2014 года был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение сроков и порядка вывоза мусора, отходов производства и потребления.
Из материалов дела следует, что по данному адресу расположено три земельных участка. Сведений о том, какой участок обязался освободить от строительных материалов гр. Д. материалы дела не содержат.
При таком положении, у суда имелись законные основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок указанной территории и организовать работы по очистке данной территории от отходов производства и потребления.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают изложенных выводов, а следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 09 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи