Именем Российской Федерации
г. Волжск 26 сентября 2018 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Щекочихиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой В. Э. к ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл», Министерству социального развития в Республике Марий Эл о признании отказа в назначении пособия в связи с рождением первого ребенка незаконным и обязании назначить ежемесячные выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Зыкова В.Э. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что решением ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» № от 01 июня 2018 года ей было отказано в выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Основанием для отказа указано, что имеется превышение среднедушевого дохода семьи над 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения (п.2 ст.1 Федерального Закона от 28.12.2017 года № 418 – ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Зыкова В.Э. указывает, что ее супруг Зыков С.М., является индивидуальным предпринимателем, и для подтверждения его дохода истцом была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2017 год. При расчете среднедушевого расчета семьи ответчик учел в качестве дохода супруга сумму полученных доходов за налоговый период из предоставленной декларации равную 2708006 рублей, что является общим доходом за налоговый период 2017 год, при этом ответчик не учел сумму произведенных расходов за налоговый период равную 2503755 рублей.
Налоговая декларация за 2017 год, представленная в налоговый орган ее супругом Зыковым С.М., который является индивидуальным предпринимателем, отчитывается по упрощенной системе налогообложения (УСН) показывает, что объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Сумма полученных доходов за налоговый период составила 2708006 руб., сумма расходов 2503755 руб., налоговая база за налоговый период составила 204251 руб. Таким образом, реальный доход за 2017 год составляет 204251 рубль.
Зыкова В.Э. просит суд признать незаконным решение ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» № от 01 июня 2018 года об отказе Зыковой В. Э. в назначении пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. Обязать ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» назначить ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с момента рождения ребенка 20 февраля 2018 года.
В судебном заседании истец Зыкова В.Э. и ее представитель Мурзина М.Ю. исковые требования поддержали, суду пояснили соответствующее изложенному в исковом заявлении. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» Красильникова Н.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать, суду пояснила, что согласно п.6 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей» доходы учитываются до вычета налогов. То есть в законе прописано, что в доход семьи берется налогооблагаемая база (за вычетом расходов), также никаких методик расчета в нормативных документах не имеется. Таким образом, Зыковой В.Э. в назначении выплаты было отказано правомерно в связи с превышением среднедушевого дохода семьи (75222,39 руб.) над 1,5 кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Республике Марий Эл (15070,50 руб.).
Представитель ответчика Министерства социального развития Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил суду возражение относительно предъявленных требований, в которых указал, что доводы истца являются необоснованными и противоречащими законодательству. Согласно перечню документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) сведения о доходах членов семьи подтверждаются рядом документов, в составе которых налоговая декларация не упомянута, но предусмотрен иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи. Документами, подтверждающими доходы индивидуального предпринимателя, являются документов, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом из состава расходов могут быть исключены некоторые затраты, необоснованно учтенные налогоплательщиком, следовательно, размеры доходов и расходов, указанных налогоплательщиком в налоговой декларации, не могут считаться достоверными до окончания камеральной налоговой проверки. Считает, что доводы Зыковой В.Э. о неверном расчете Учреждением размера доходов ее семьи и необходимостью вычета расходов, произведенных супругом Зыковой В.Э., являющимся индивидуальным предпринимателем, не основаны на законе, так как вышеуказанные нормативные акты указывают на необходимость учета доходов индивидуального предпринимателя именно до вычета налогов и сборов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Зыкова В.Э. 24 мая 2018 года обратилась в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Из свидетельства о заключении брака следует, что Балмушева В. Э. 19 декабря 2015 года заключила брак с ФИО, после заключения брака жене присвоена фамилия Зыкова.
Согласно свидетельства о рождении I-ЕС № от ДД.ММ.ГГГГ истица Зыкова В. Э. является матерью ребенка – ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцом ребенка указан ФИО
Решением ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» № от ДД.ММ.ГГГГ Зыковой В.Э. было отказано в назначении пособия ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, так как имеется превышение среднедушевого дохода семьи (75222,39 руб.) над 1,5 кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения 15070 руб. (п.2 ст.1 Федерального Закона от 28.12.2017 года № 418 – ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).
Из трудовой книжки истицы следует, что она с 31 октября 2013 года в трудовых отношениях с какой-либо организацией не состоит.
Согласно справки № от 29 мая 2018 года, выданной ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Волжска и Волжского района Республики Марий Эл», Зыкова (Балмушева) В. Э. не зарегистрирована в качестве безработной с 20.02.2018г., пособие по безработице по состоянию на 29 мая 2018 года не получает, пособие по безработице за период с 1 мая 2017г. по настоящее время не получала.
Супруг истицы Зыков С.М. 25 октября 2013 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимательства серии 12 №.
Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 год супруг истицы Зыков С.М. за налоговый период указал сумму полученных доходов нарастающим итогом - 2708006 руб., сумма произведенных расходов - 2503755 рублей, налоговая база для исчисления налога – 204251 рубль.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ
"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установить, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст.2 Федерального закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ
"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
В части 5 и 6 Федерального закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ
"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.4 Федерального закона от 28.12.2017г. №418-ФЗ
"О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Законом Республики Марий Эл №7-З от 27 февраля 2018 года государственным казенным учреждениям Республики Марий Эл - центрам предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл, находящимся в ведении Министерства социального развития Республики Марий Эл, передаются полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Согласно письму Межрайонной ИФНС России № по РМЭ № от 04.09.2018 года в 2017 году Зыковым С.М. применялась упрощенная система налогообложения, с объектом налогообложения «доход-расход». Сумма полученных доходов за 2017 год составила 2708006 рублей, сумма расходов за 2017 год составила 2503755 рублей, налоговая база за 2017 год составила 204251 руб., сумма исчисленного налога за 2017 год составила 30638 рублей, налог уплачен полностью.
Согласно формы расчета среднедушевого дохода семьи граждан, подтверждающих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, среднедушевой доход семьи гр.Зыковой В.Э., состоящий из 3 человек за период с 1 мая 2017г. по 30 апреля 2018г. составил 75222, 39 руб.
Согласно п.2 «Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" (утв.Приказом Минтруда России от 29.12.2017г. N889н) обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6956) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя.
Согласно ч.1 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 06.03.2006г. №11-З
"О прожиточном минимуме и потребительской корзине в Республике Марий Эл" Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Марий Эл, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, устанавливается Правительством Республики Марий Эл ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании потребительской корзины и данных государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и уровне расходов по обязательным платежам и сборам.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 21 июля 2017 г. №305 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Марий Эл за II квартал 2017 года» установлена величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Марий Эл за II квартал 2017 г. (далее - величина прожиточного минимума) в расчете на душу населения 9 409 рублей, для трудоспособного населения - 10 047 рублей, пенсионеров - 7 720 рублей, детей - 9 645 рублей.
Тем самым Зыковой В.Э. в назначении выплаты было отказано правомерно, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи (75 222,39 руб.) над 1,5 кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в РМЭ (15070,50 руб.).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Зыковой В.Э.
Суд в соответствии со ст.196 ГПК РФ разрешил спор в пределах заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Зыковой В. Э. к ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл», Министерству социального развития в Республике Марий Эл о признании незаконным решение ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» № от 01 июня 2018 года об отказе Зыковой В. Э. в назначении пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и обязании ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Волжске Республики Марий Эл» назначить ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с момента рождения ребенка 20 февраля 2018 года., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 1 октября 2018 года.