УИД 61RS0012-01-2022-005078-66 дело № 2-3015/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовско й области в составе :
председательствующего судьи Персидской И.Г.
при секретаре Жилиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черницкого И.Ю. к ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о защите прав потребителей, отмене начисленного штрафа, 3лица ООО«ВУК», ООО«ВРКЦ», по встречному иску ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» к Черницкому Ивану Юрьевичу, ООО «ВУК» о признании акта №106 недействительным,
установил :
Черницкий И.Ю. обратился в суд с иском к ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о защите прав потребителей, отмене начисленного штрафа, 3 лица ООО «ВУК», ООО « ВРКЦ», указав следующее.
22 марта 2022 года ответчиком проведена проверка состояния и достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях прибора учета горячего водоснабжения в квартире истца по адресу: <адрес>. По результатам проверки был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета и начислен штраф в размере 45 455 рублей 04 копейки.
Составленный ответчиком акт от 22 марта 2022 года является недействительным, поскольку ответчик принимал показания установленного в 2021 году ООО «Волгодонская управляющая компания» индивидуального прибора учета горячего водоснабжения. Оплата по показаниям данного прибора учета производилась истцом своевременно и в полном объеме. Считает необоснованной позицию ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о том, что управляющая компания не вправе была осуществлять замену и опломбировку прибора учета.
Просит признать недействительным акт о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ.
ООО «ТЭЦ-1» обратилось в суд со встречным иском к ООО «ВУК», Черницкому И.Ю. о признании акта № 106 от 27.04.2021 о допуске узла учета расхода воды по адресу: <адрес>, оформленного между ООО «ВУК» и Черницким И.Ю., недействительным.
В судебном заседании представитель истца Черницкого И.Ю., действующий на основании доверенности, просит вынести решение в соответствии с законом, в настоящее время истцом получены убытки, взысканные по решению суда с ООО «ВУК».
Представитель ответчика ООО « Волгодонская ТЭЦ» с иском Черницкого И.Ю. не согласен по доводам изложенным в отзыве, на удовлетворении встречного иска настаивает.
Представитель ООО «ВУК», действующий на основании доверенности, исковые требования Черницкого И.Ю. считает обоснованными, в удовлетворении встречных просит отказать.
Представитель ООО «ВРКЦ» в судебное заседание не явился, судебное извещение, направленное по юридическому адресу возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, ст.165.1ГК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца по в первоначальному иску и представителя 3 лица ООО «ВРКЦ».
Выслушав пояснения представителей сторон, 3 лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности первоначального иска и удовлетворении встречного иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Рассматривая встречные исковые требования ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» к Черницкому И.Ю., ООО «ВУК» о признании акта № 106 недействительным суд приходит к выводу об их обоснованности по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии в воде и ГВС в г. Волгодонск Ростовской области. В соответствии с постановлением Администрации г. Волгодонска от 31.01.2020г. № 150 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Волгодонска на период 2019-2029г.» наделено статусом единой теплоснабжающей организации с зоной деятельности в границах Северо-Западной промышленной зоны Старого города.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В пункте 4 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.11.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.(далее по тексту – Правила 354)
В пункте 2 Правил 354 предусмотрено понятие «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В пункте 17(1) Правил 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 17 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Протоколу №1 от 01.10.2020 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, собственники помещений приняли решение о заключении договор с ресурсоснабжающими организациями по предоставлению горячего водоснабжения и отопления.
05.11.2020 года письмом от 03.10.2020 г. за исх. №675 ООО «Волгодонская управляющая компания» уведомила ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, указанном выше, действующими от своего имени, решение о заключении договора горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения) с ресурсоснабжающей организацией.
С ноября 2020 года исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (теплоснабжению) в указанном МКД является ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», о чем последнюю уведомила управляющая компания - ООО «Волгодонская управляющая компания».
27.04.2021 года ООО «Волгодонская управляющая компания» с участием потребителя Черницкого И.Ю. составила акт №106 о допуске узла учета расхода горячей воды с заводским номером 44913759, установленного в <адрес> в <адрес>.
В соответствии с п. 80 Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В абз. 2 п. 81 Правил №354 предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Согласно п. 81(7) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
В п. 81(13) Правил №354 предусмотрено, что в случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Доказательств направления потребителем в адрес ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» заявки о замене индивидуального прибора учета ГВС и вводе в эксплуатацию устанавливаемого индивидуального прибора учета ГВС суду не предоставлено.
Как следует из пояснений представитель истца по первоначальному иску, с указанной заявкой обратились в управляющую компанию – ООО «Волгодонская управляющая компания».
ООО «Волгодонская управляющая компания» не предоставило суду доказательств, согласно которым ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» передало последнему полномочия по проверке состояния индивидуальных приборов учета, достоверности передачи потребителями показаний индивидуальных приборов учета, вводу в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета, как предусмотрено п. 32(1) Правил 354.
В п.1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
С учетом принятия решений на общем собрании МКД, оплаты коммунальных услуг по квитанциям с указанием исполнителя ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» начиная с ноября 2020 года, суд приходит к выводу, что потребитель не мог не знать о смене исполнителя коммунальной услуги на ресурсоснабжающую организацию - ООО «Волгодонская ТЭЦ-1». Вместе с тем ООО «Волгодонская управляющая компания» зная, что не является исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и не имея полномочий по проверке состояния приборов учета ГВС, достоверности передаваемых потребителями показаний приборов учета ГВС, демонтажу прежних ИПУ и вводу новых приборов учета ГВС в эксплуатацию, обязано было довести указанную информацию до потребителя, но действуя недобросовестно, указанную обязанность не исполнило.
Кроме того, ООО «ВУК», достоверно зная о необходимости участия представителей исполнителя при демонтаже ИПУ ГВС и при вводе вновь установленного ИПУ ГВС у потребителя, указанную информацию ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в нарушение положений абз. 2 п. 81 Правил №354 не сообщил.
Рассматривая первоначальные исковые требования Черницкого И.Ю. к ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о защите прав потребителей, отмене начисленного штрафа, 3 лица ООО «ВУК», ООО « ВРКЦ» суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 13.04.2016 года потребителю был выдан акт №001077 о допуске узла учета расхода горячей воды по адресу: <адрес>, согласно которому был введен в эксплуатацию индивидуальный прибор учета с заводским номером 23076616 с датой очередной поверки 04.01.2022 г.
Согласно установленному ИПУ ГВС потребитель передавал показания такого прибора исполнителю коммунальной услуги в целях расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Согласно п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. п. "г" п. 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В п. 81(13) Правил №354 предусмотрено, что в случае, если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Как установлено п. 81(11) Правил N 354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
Согласно п. ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В п. 1 ст. 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В п. 1 ст. 394 ГК РФ предусмотрено, что если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Как следует из Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии). «Безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
В силу п. 29 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» «бездоговорное потребление тепловой энергии» - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем;
Из системного толкования указания норм следует, что законодатель определил такие виды убытков как бездоговорное потребление и безучетное потребление энергии, которые различаются тем, что в первом случае происходит несанкционированное подключение устройств в целях потребления энергии (теплоносителя), а во втором осуществляется вмешательство в работу прибора учета такой энергии (теплоносителя).
Результатом несанкционированного вмешательства в работу прибора учета может быть безучетное потребление (бездоговорное потребление), но при этом законодатель предусматривает самостоятельную ответственность за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Таким образом, для начисления платы за несанкционированное вмешательство в работу индивидуального прибора учета достаточно установить нарушение показателей перечисленных в абзацах третьем - п. 81 (11) Правил 354, при этом исполнитель коммунальной услуги не обязан доказывать размер убытков.
22.03.2022 года в ходе проверки достоверности передаваемых данных с индивидуального прибора учета, представитель ООО «Волгодонской ТЭЦ-1» не обнаружил на линии ГВС ранее установленный индивидуальный прибор учета согласно акту №001077 от 13.04.2016, вместо которого стоял индивидуальный прибор учета, установленный согласно акту №106 от 27.04.2021.
По результатам проверки представителем ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку самовольный демонтаж прибора учета сопровождается нарушением его целостности (фактически уничтожен), доказательств обратному Черницким И.Ю. в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено, то в силу п. 81(11) Правил N 354 указанные действия должны квалифицироваться как несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
Суд отмечает, что иное толкование п. 81(11) Правил N 354, как не содержащего прямого указания на случаи самовольного демонтажа прибора учета, нивелирует обязанность потребителей исполнять законодательно установленный порядок действий потребителя в случае выхода прибора учета из строя (порядок его замены), а также способствует сокрытию истинных показаний индивидуального прибора учета и фактов несанкционированного вмешательства в его работу путем такого демонтажа перед проверками инициированными исполнителем коммунальной услуги.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Черницкого И.Ю. к ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» о защите прав потребителей, отмене начисленного штрафа, 3 лица ООО «ВУК», ООО « ВРКЦ» отказать.
Встречные исковые требовани ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» к Черницкому И.Ю., ООО «ВУК» о признании акта № 106 недействительным удовлетворить.
Признать акт №106 от 27.04.2021 о допуске узла учета расхода воды по адресу: <адрес>, оформленный между ООО «ВУК» и Черницким И.Ю., недействительным.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме через Волгодонской районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 18.12.2023.
Судья