Судья: Шульга Е.А. 33-7097/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Фёдоровой Л.Н., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Цыбульской М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ющик Екатерины Сергеевны к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признании незаконными действий
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний на решение Советского районного суда г. Владивостока от 26.04.2017, которым иск удовлетворен. Признано право Ющик С.Е. состоять в Федеральной службе исполнения наказаний на учёте для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи два человека (дочь Ющик А.А.) с 16.12.2013. Признано незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 01.12.2016 № 103, об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложена обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение, сообщить Ющик Е.С. об исполнении решения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю - Симанишиной А.Ю., Ющик Е.С., судебная коллегия
установила:
Ющик Е.С. обратилась в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю, просила с учётом уточнения требований признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (комиссия ФСИН России) от 01.12.2016 об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (единовременной социальной выплаты), признать за ней и членом ее семьи Ю. А.А. право на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты с 16.12.2013, признать незаконными действия ГУФСИН России по Приморскому краю, связанные с непредставлением в комиссию ФСИН России всех необходимых документов к ее заявлению (рапорту) для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование требований указала, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе. В целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты ею 16.12.2013 подано заявление (рапорт) с приложением требуемых документов. Отказ комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, учреждений, непосредственно подчиненных ГУФСИН России по Приморскому краю, сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, дислоцирующихся на территории Приморского края, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (комиссия ГУФСИН России по Приморскому краю) от 24.12.2013 (выписка из протокола № 2) в направлении в ФСИН России документов для получения единовременной социальной выплаты был обжалован в судебном порядке, на ГУФСИН России по Приморскому краю была возложена обязанность направить документы в ФСИН России, после чего 23.05.2014 учетное дело было направлено в ФСИН России. В связи с длительным не рассмотрением вопроса о постановке на учет была вынуждена обратиться в суд, и решением Советского районного суда г. Владивостока от 11.05.2016 на ФСИН России была возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты по заявлению (рапорту) от 16.12.2013 в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу. Решением комиссии ФСИН России от 01.12.2016 (выписка из протокола № 103) ей было отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредоставлением сведений о месте регистрации дочери Ю. А.А. в период с рождения по 24.10.2013. По мнению истца, решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты по указанному основанию является незаконным.
Представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю иск не признал.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 26.04.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФСИН России ставится вопрос об отмене решения, указывается, что у комиссии ФСИН России отсутствовала возможность установить факт совместного проживания заявителя с ее дочерью Ю. А.А., поскольку заявителем не были представлены сведения о месте нахождения дочери в период с рождения - 19.10.2011 по 24.10.2013.
В судебном заседании представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ющик Е.С. просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда правильным.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениё на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (ч.1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п.2 ч.3).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6).
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. «з» п. 5 Правил).
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ющик Е.С. проходит службу в органах ФСИН России в должности ... ГУФСИН России по Приморскому краю.
Также из дела следует, что с 16.04.2011 Ющик Е.С. состояла в браке с Ю. А.В., имеет дочь Ю. А.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, 10.01.2013 брак между Ющик Е.С. и Ю. А.В. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка № 20 Советского района г. Владивостока от 03.12.2012.
Ющик Е.С. (с 15.02.2005), Ю. А.А. (с 24.10.2013) зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью ... кв. м принадлежащем на праве собственности отцу Ющик Е.С. - К. С.В., всего в данном жилом помещении зарегистрировано пять человек.
16.12.2013 Ющик Е.С. обратилась в комиссию ГУФСИН России по Приморскому краю с заявлением (рапортом) о принятии ее и членов ее семьи (дочери) на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Общая продолжительность службы в календарном исчислении (на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты) составляла более 10 лет.
Согласно выписке из протокола от 24.12.2013 № 2 заседания комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю постановлено отказать в направлении в ФСИН России документов для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 4 указанного Федерального закона, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Вступившим в законную силу 14.04.2014 решением Советского районного суда г. Владивостока от 05.02.2014 указанное решение комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю признано незаконным, возложена обязанность направить в ФСИН России документы Ющик Е.С. для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ГУФСИН России по Приморскому краю от 21.05.2014 № 13 постановлено направить документы в ФСИН России для принятия решения о постановке Ющик Е.С. с составом семьи из двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты или отказе в постановке на учет.
Письмом ФСИН России от 22.03.2016 Ющик Е.С. поставлена в известность, что представленные ею документы будут рассмотрены в порядке общей очереди, увеличение срока рассмотрения документов происходит по причине значительного объёма поданных гражданами документов.
Вступившим в законную силу 01.08.2016 решением Советского районного суда г. Владивостока от 11.05.2016 возложена обязанность на ФСИН России рассмотреть рапорт Ющик Е.С. от 16.12.2013 на получение единовременной социальной выплаты в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решением комиссии ФСИН России от 01.12.2016 (выписка из протокола № 103) Ющик Е.С. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (не представлены сведения о месте регистрации дочери Ющик А.А. в период с рождения по 24.10.2013).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что местом жительства несовершеннолетней Ю. А.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения в период с 19.10.2011 по 24.10.2013 является место жительства ее матери, и пришел к выводу о том, что не представление Ющик Е.С. при подаче заявления информации о ее регистрации в данный период не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Как следует из дела, Ю. А.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> кв. 57, с 24.10.2013.
В судебном заседании Ющик А.А. пояснила, что представить сведения о регистрации дочери до указанной даты не представляется возможным в связи с отсутствием самой регистрации Ю. А.А. до 24.10.2013, которая проживала с момента рождения с ней и отцом Ю. А.В., последний имел намерение зарегистрировать ребенка по месту жительства на своей жилплощади, однако так и не сделал этого в связи с расторжением брака в 2012 г.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ющик Е.С. при обращении с заявлением (рапортом) о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующими Правилами.
Кроме того, согласно п. 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утв. приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 (действовавшего в период с 20.10.2013 по 13.12.2014) территориальные подкомиссии и подкомиссии осуществляли следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В целях выполнения возложенных на них функций осуществляли следующие основные полномочия: регистрировали рапорта и заявления; проводили проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата (п. 10.2 Порядка).
При подаче Ющик Е.С. 16.12.2013 и повторно 12.05.2014 заявления в комиссию ГУФСИН России по Приморскому краю каких-либо требований о необходимости предоставления дополнительных документов ей предъявлено не было.
Более того, как следует из дела, вопреки установленному порядку заявление истца рассматривалось более двух лет; отказ в удовлетворении ее заявления по мотиву отсутствия документа с учетом длительности рассмотрения заявления и отсутствия в течение указанного срока каких-либо требований о предоставлении документов, очевидно, свидетельствует о нарушении прав Ющик Е.С.
Поскольку представленные документы подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для определенной категории лиц, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд обосновано удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 26.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи