Решение от 14.05.2019 по делу № 3а-61/2019 от 14.03.2019

Дело № 3а-61/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 г. г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.,

с участием представителя административного истца Федоровой М.Л.,

представителей административных ответчиков Боробулиной Е.А., Добровольской С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению АО «Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

АО «Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта» обратилось в суд с административным иском с требованиями признать незаконным решение Комиссии при управлении Росреестра по Тверской области № 65 от 24 января 2019 г. и установлении кадастровой стоимости принадлежащих обществу земельных участков, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами: равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в соответствии с Отчетом ООО НПО «Эксперт Союз» № 52.07.179-18 от 20 декабря 2018 г.

Административный истец указал, что является собственником данных объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость которых существенно превышает рыночную стоимость, чем затрагиваются его права и законные интересы, как налогоплательщика.

В судебном заседании представитель административного истца Федорова М.Л. поддержала заявленные требования в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, просила установить кадастровую стоимость в соответствии с рыночной стоимостью, определенной заключением судебной экспертизы.

В судебном заседании представители административных ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Добровольская С.Б., Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулина Е.А. возражали против удовлетворения требования административного истца об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, полагали возможным установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной экспертом.

Другие, участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Из материалов дела следует, что АО «Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта» является собственником объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 1589277,84 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г/пос <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 4515530,24 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г/пос <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 1405536,26 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г/пос <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 3362578,30 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г/пос <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 166035,46 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровая стоимость которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 6944821,00 рублей.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена на основании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области, утвержденных приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 г. № 13-нп.

На основании ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч. 3 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Тверской области от 13 ноября 2014 г. № 91-ЗО «О единой дате начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.

АО «Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта» как собственник объектов налогообложения и налогоплательщик земельного налога вправе оспаривать кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества.

АО «Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта» 28 декабря 2018 года обращалось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков в Комиссию при Управлении Росреестра по Тверской области. Решением комиссии от 24 января 2019 г. № 65 заявление о пересмотре кадастровой стоимости отклонено.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества, в подтверждение их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 52.07.179-18 от 20 декабря 2018 г., выполненный ООО НПО «Эксперт Союз» в соответствии с которым рыночная стоимость данных объектов составила:

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 780 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 2040 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 700 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1560 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3670 000 рублей.

В материалы дела представлен также Отчет № 03/19 от 22 января 2019 года, выполненный оценщиком Коровкиным В.С. по заказу отдела по управлению имуществом и земельными отношениями Администрации г. Конаково, в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков на 01 января 2013 года составляет:

- земельного участка с кадастровым номером – 992 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером - 2529 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером – 889000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером - 1941 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером - 131 000 рублей.

Оспаривая выводы оценщика, содержащиеся в Отчете № 52.07.179-18 от 20 декабря 2018 г., представители административных ответчиков ответчики указывали на несоответствие представленного отчета федеральным стандартам оценки.

Принимая во внимание возражения стороны, в целях реализации процессуальных прав участников процесса на представление доказательств, судом по ходатайству представителя административного истца была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, производство которой поручено эксперту-оценщику Морозовой Е.В.

Согласно заключению эксперта Морозовой Е.В. от 08 мая 2019 г. рыночная стоимость объектов недвижимости составила:

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1976 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 738 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1543 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 819 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 119 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1840 000 рублей.

Оценив данное экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами дела, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и может быть положено в основу вывода о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.

Экспертное заключение содержит необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их площадь, качественные характеристики, анализ рынка земельных участков Тверской области, относящихся к сегменту рынка земельных участков, соответствующих объектам оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.

В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой экспертом, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к заключению представлены копии объявлений, размещенных в сети Интернет.

Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено, наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая наличие в деле двух Отчетов об оценке, содержащих различные сведения о рыночной стоимости земельных участков, оценив в совокупности доказательства дела, суд полагает при определении рыночной стоимости земельных участков исходить из результатов судебной экспертизы в связи с использованием экспертом Морозовой Е.В. объектов аналогов более сопоставимых по своим характеристикам с объектами оценки.

При таких обстоятельствах, суд, удовлетворяя административные исковые требования, устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.

При этом, суд полагает не подлежащим удовлетворению административный иск в части требования о признании незаконным Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области № 65 от 24 января 2019 года, поскольку согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

Надлежащим способом защиты права в данном случае является обращение с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости на дату оценки, что и было реализовано заявителем.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░/░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 1976000 ░░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 738000 ░░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░/░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 1543000 ░░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░/░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 819000 ░░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░/░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 119000 ░░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, 1840000 ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 28 ░░░░░░░ 2018 ░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 65 ░░ 24 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

3а-61/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО "Северо-Западное предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Тверской области
Администрация г.Конаково
Администрация г.Нелидово
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кустов Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
14.03.2019Регистрация административного искового заявления
15.03.2019Передача материалов судье
15.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2019Судебное заседание
14.05.2019Производство по делу возобновлено
14.05.2019Судебное заседание
16.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее