№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Шакировой Г.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Асадуллиной Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан к Сунагатову Р.Р. о взыскании недоимки по налогам и сборам,
установил:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан к Сунагатову Р.Р. о взыскании недоимки по налогам и сборам.
В обоснование требований указано, что Сунагатов Р.Р., являющийся собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, не оплатил в установленном размере и своевременно налоги, в связи с чем начислены пени. Ответчику направлены уведомления, требования об уплате налога. Определением мирового судьи судебного участка №8 по Октябрьскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года судебный приказ о взыскании недоимки от 07 октября 2019 года отменен. В настоящее время задолженность налогоплательщиком не погашена.
Административный истец просит взыскать с Сунагатова Р.Р. недоимку за 2017 год по налогу на имущество в размере 937 руб. и пеню по нему – 13,22 руб., земельному налогу – 216 руб., пеню по нему – 3,04 руб.
Административный истец о времени и месте слушания дела извещен, в суд не явился.
Административный ответчик извещался на судебные заседания, однако конверт возвращен с отметкой почты «истек срок хранения». Заявлений о переносе слушания дела в суд не направлял, возражений на административный иск не представил, контррасчет не произвел, место жительства не менял.
Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие извещенных сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Требования о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ и пунктом 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срока для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Таким образом, для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу, следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Материалами дела установлено, что Сунагатов Р.Р. состоит в МРИФНС №2 по РБ в качестве налогоплательщика.
19 августа 2018 года налогоплательщику направлено налоговое уведомление об уплате за 2017 год земельного налога в сумме 216 руб., по налогу на имущество – 937 руб.
По истечении добровольного срока погашения задолженности по налогам и сборам инспекцией в адрес ответчика выставлено требование от 28 января 2019 года об уплате земельного налога за 2017 год в сумме 216 руб. и пене по нему – 3,04 руб., по налогу на имущество – 937 руб. и пене – 13,22 руб. со сроком уплаты до 25 марта 2019 года.
Определением мирового судьи судебного участка №8 по Октябрьскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря 2019 года судебный приказ о взыскании недоимки от 07 октября 2019 года отменен. С настоящим иском инспекция обратилась 17 августа 2021 года согласно почтовому штемпелю на конверте.
Учитывая изложенное, суд приход к выводу, что налоговой инспекцией срок для обращения в суд пропущен.
При этом какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое уведомление и налоговое требование, обратиться в суд не представлены представителем административного истца.
В случае пропуска налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следовало производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 52, 70 и 48 Налогового кодекса РФ. При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленный Законом срок направления налогового уведомления и учитывая положения статей 70 и 48 НК РФ, определяющие сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, МРИФНС на дату обращения с настоящим иском утратила право на принудительное взыскание задолженности по налогу, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. При этом действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований. Пропуск налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, оснований восстановления срока не усматривает.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Башкортостан к Сунагатову Р.Р. о взыскании недоимки по налогам и сборам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья Шакирова Г.Р.