Решение по делу № 2-1705/2019 от 05.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2019

Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2019

19 августа 2019 г. г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Попик А.А.,

с участием:

истца Бондаренко О.Р.,

представителя истца Ярошевич М.П., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 26.02.2019 с полным объемом процессуальных прав сроком на три года,

представителя ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» Кондратьевой И.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2019 с ограниченным объемом процессуальных прав,

в отсутствие:

представителя ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1705/2019

по иску Бондаренко Ольги Романовны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании действий незаконными, понуждении к выделению сертификата на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бондаренко О.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» (далее – ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району»), в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, обязать заключить договор на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование своих требований указала, что была принята на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей с 26.04.2012 года. С 26.03.2014 является инвалидом третьей группы бессрочно в связи с профзаболеванием. Приказом от 22.03.2017 она признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, она признана участником подпрограммы на получение жилищного сертификата в 2019 году. Однако, начиная с 2012 года, обязательства ответчиком по предоставлению субсидии не исполняются, иного жилого помещения она не имеет, государственный жилищный сертификат до сих пор ею не получен.

Определением суда от 09.07.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В судебном заседании истец Бондаренко О.Р., представитель истца Ярошевич М.П. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» Кондратьева И.С. исковые требования не признала по доводам письменных возражений от 19.08.2019. Суду пояснила, что условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в Иркутской области, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, Порядком организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года N 115-пп. В силу положений Федерального Закона № 125-ФЗ обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Списки формируются по указанным категориям в хронологической последовательности по дате постановки на учет. Бондаренко О.Р. обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» 26.04.2012 с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Решением комиссии ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» от 27.04.2012 № 7 Бондаренко О.Р. поставлена на учет и внесена в списки граждан по Иркутской области, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры». Право граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование социальных выплат для приобретения жилья подтверждается государственным жилищным сертификатом. 14.06.2018 Бондаренко О.Р. подала заявление о включении ее и членов ее семьи в состав участников мероприятия по категории «пенсионер», на основании которого 29.06.2018 издан приказ № 77 о признании Бондаренко О.Р. участником основного мероприятия на получение жилищной субсидии в 2019 году. По Иркутской области сформирован и утверждён сводный список на 2019 год, в котором значится 166 семей. Социальная выплата для приобретения жилья Бондаренко О.Р. будет предоставлена согласно очередности по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. Учитывая, что при внеочередном предоставлении государственного жилищного сертификата Бондаренко О.Р. будут нарушены действующее законодательство и права иных граждан, обратившихся и поставленных на учет ранее Бондаренко О.Р., просит в заявленных требованиях отказать.

Представитель ответчика Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно ходатайству от 14.08.2019 представитель Манлаева К.С. просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. Согласно письменному отзыву от 19.07.2019 просила в удовлетворении иска отказать, указав, что Бондаренко О.Р. с 26.04.2012 состоит в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Федеральному закону № 125-ФЗ по категории «пенсионеры» под номером 5970 по состоянию на 01.01.2019. В сводном списке граждан по Иркутской области на 2019 год Бондаренко О.Р. зарегистрирована под номером 2 189 по категории «пенсионеры». Механизм внеочередного обеспечения жилищной субсидией в целях приобретения жилья за счет средств федерального бюджета нормами Федерального закона № 125-ФЗ не предусмотрен. Предоставление Бондаренко О.Р. социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди не представляется возможным, поскольку будут нарушены права граждан, поставленных на учет ранее.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года устанавливается Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила).Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статьей 1 указанного Закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Из системного толкования указанных нормативных положений следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В целях реализации Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Положение, согласно содержанию его пункта 1, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно пункту 2 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также из закрывающихся районов, определяется различными условиями его возникновения, связанными либо с отсутствием у них других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами их места постоянного проживания либо с постановкой их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истец Бондаренко О.Р. является неработающим пенсионером, что подтверждается представленной копиями трудовой книжки, пенсионного удостоверения на имя Бондаренко О.Р. Кроме того, Бондаренко О.Р. согласно справке МСЭ-2012 является инвалидом третьей группы бессрочно в связи с профзаболеванием с 26.03.2014.

Бондаренко О.Р. с 1984 года и по настоящее время проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области, что подтверждается справками ООО «УИ ЖКХ-2008» от 14.06.2018 № 2043 и № 2055, от 24.04.2012 № 1495, от 01.02.2016 № 796, свидетельством о регистрации по месту пребывания от 02.02.2016, т.е. более 15 календарных лет подряд.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 г. Усть-Илимск Иркутской области включен в Перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Из договоров найма жилого помещения маневренного жилищного фонда муниципального образования город Усть-Илимск от 20.01.2016 и 15.01.2018, приказа Департамента жилищной политики и городского хозяйства Администрации города Усть-Илимска от 22.03.2017 № 48-ОД следует, что Бондаренко О.Р. признана малоимущим гражданином, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 29.02.2016 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и не имеет иного жилья в других регионах Российской Федерации.

Из пояснений сторон и материалов учетного дела ОГКУ «УСЗН по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» № 2573 следует, что с 26.04.2012 года истец с членом ее семьи – сыном ФИО1, .. .. .... года рождения, была поставлена на учет в качестве гражданина, обладающего правом на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", внесена в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья первой очереди «пенсионеры» с учетом члена семьи ФИО1, что следует из заявления Бондаренко О.Р. от 26.04.2012, выписки из протокола заседания комиссии от 27.04.2012 № 7, и продолжает состоять на данном учете по настоящее время, номер очереди в общем списке по Иркутской области по состоянию на 01.01.2019 года - № 5970.

Кроме того, Бондаренко О.Р. обращалась с заявлениями 09.02.2016 о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «пенсионеры» и 14.06.2018 с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «пенсионеры», и в соответствии с приказом ОГКУ «УСЗН по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району» от 29.06.2018 № 77 состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районной крайнего Севера и приравненных к ним местностей во второй очереди «пенсионеры» на получение государственного жилищного сертификата в 2019 году, где по состоянию на 01.01.2019 в списке зарегистрирована под № 2 189.

Суд, проанализировав в совокупности положения преамбулы, ст. 1 и иные нормы Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, приходит к выводу о том, что Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, не предусмотрено право на внеочередное предоставление государственного жилищного сертификата на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к Крайнему Северу.

Требование истца о признании незаконным бездействия ответчика по непредоставлению истцу государственного жилищного сертификата суд находит необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из местности, приравненной к Крайнему Северу, гражданам, состоящим в списке на получение указанной социальной выплаты, предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Учитывая, что согласно Списку граждан, состоящих на учете на получение социальной выплаты, имеются граждане, поставленные на учет ранее истца, следовательно, оснований для предоставления истцу государственного жилищного сертификата ранее граждан, которые были поставлены на учет до истца, противоречит требованиям действующего законодательства, что свидетельствует об отсутствии виновного бездействия со стороны ответчика.

Доводы истца о не соблюдении ответчиком порядка и сроков, как и правомерности выделения государственных жилищных сертификатов иным гражданам, состоящим в списке на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением, судом отклоняются, поскольку не являются предметом рассмотрения настоящего спора, а потому не подвергаются проверке.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бондаренко О.Р. отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья               Н.С. Банщикова

2-1705/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Ольга Романовна
Ответчики
Областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району"
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Ярошевич Марина Петровна
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Банщикова Н.С.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
05.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2019Передача материалов судье
09.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2019Подготовка дела (собеседование)
25.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019Судебное заседание
23.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Дело оформлено
31.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее