Дело № 2а-206/2019
УИД 75RS0032-01-2019-000352-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кыра 25 декабря 2019 года
Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Самохваловой Е.В.,
при секретаре Поварове И.А.,
с участием представителя административного истца Михайловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района «Кыринский район» к Кыринскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального района «Кыринский район» обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 04 июля 2019 года Кыринским районным судом было принято решение по гражданскому делу №2-102/2019, обязующее администрацию муниципального района «Кыринский район» установить при входе в здание администрации муниципального района «Кыринский район», расположенном по адресу: с. Кыра, ул. Ленина, 38, информационную мнемосхему (тактическую схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м, и установить на основных путях движения в здании, тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. Установив срок исполнения решения суда до 06 октября 2019 года. По данному делу Кыринским РОСП возбуждено исполнительное производство от 11.10.2019 №. 16.10.2019 г. глава муниципального района «Кыринский район» обратилась в Кыринский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения суда сроком до 31.12.2019 г. Определением Кыринского районного суда от 18.10.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения Кыринского районного суда Забайкальского края от 04 июля 2019 года по гражданскому делу №2-102/2019 сроком до 30 ноября 2019 года. 09.12.2019 в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Кыринского РОСП М.Н.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения до 13.12.2019 г. Администрацией муниципального района «Кыринский район» решение суда на 13 декабря 2019 года частично исполнено (большая часть). Администрацией согласно договору поставки товара № от ДД.ММ.ГГГГ получены мнемосхемы, тактильные направляющие полосы, тактильные самоклеющиеся плитки в срок установленный договором. По состоянию на 13.12.2019г. в здании установлены информационные мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в здании с правой стороны по ходу движения на 1 этаже, на 2 этаже. Также установлены тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м. на основных путях движения и тактильная самоклеющаяся плитка. Тактильная направляющая полоса не установлена в правом крыле второго этажа. Данная ситуация сложилась в результате некорректно произведенных замеров. В настоящее время между администрацией и поставщиком ИП Савельевой В.А. заключен новый договор на поставку товара (направляющей тактильной полосы) № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района «Кыринский район» все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. Просит суд освободить администрацию муниципального района «Кыринский район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кыринского РОСП по Забайкальскому краю от 09.12.2019 года в рамках исполнительного производства от 11.10.2019 №
Представитель административного истца – главный специалист-юрист отдела организационной, правовой и кадровой работы Администрации МР «Кыринский район» М.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснив суду, что работа, направленная на приобретение информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании администрации муниципального района, а также тактильных направляющих полос была начата, еще в период нахождения искового заявления прокурора в производстве суда, то есть до принятия решения суда, однако не сразу представилось возможным заключить договор с поставщиком, а в дальнейшем после заключения ДД.ММ.ГГГГ договора, поставщику требовалось время для изготовления мнемосхемы и тактильных направляющих полос, а также для их пересылки. Так требуемые мнемосхема и тактильные направляющие полосы были доставлены в администрацию муниципального района «Кыринский район» в первой декаде декабря 2019 года, для их правильного установления, в соответствии с требованиями, указанными в методических рекомендациях, потребовалось также дополнительное время, таким образом, 13 декабря 2019 года большая часть требований, указанных в решении суда была исполнена, а именно в здании установлена информационная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, с правой стороны по ходу движения на 1 этаже и на 2 этаже, установлены тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м. на основных путях движения и тактильная самоклеющаяся плитка. Поскольку первоначально была допущена ошибка при проведении замеров, тактильная направляющая полоса была заказана и получена в меньшем количестве, чем требовалось, в связи с чем она не была установлена в правом крыле второго этажа. ДД.ММ.ГГГГ был заключен еще один договор с поставщиком на поставку недостающего количества тактильной направляющей полосы, по состоянию на 24 декабря 2019 года решение суда исполнено в полном объеме.
Представители административных ответчиков: Кыринского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю и УФССП по Забайкальскому краю, а также заинтересованное лицо- прокурор Кыринского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Как следует из ч.ч. 1, 2 ст. 6 названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.2 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исходя из содержания указанных правовых норм, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, решением Кыринского районного суда от 04 июля 2019 года по делу по иску прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Кыринский район» о возложении обязанностей исковые требования прокурора Кыринского района Забайкальского края удовлетворены, на Администрацию МР «Кыринский район» возложена обязанность установить при входе в здание Администрации муниципального района «Кыринский район», расположенном по адресу: с. Кыра, ул. Ленина, 38 информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м, и установить на основных путях движения в здании Администрации муниципального района «Кыринский район», расположенном по адресу: с. Кыра, ул. Ленина, 38, тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
11 октября 2019 года постановлением о возбуждении исполнительного производства судебным приставом – исполнителем Кыринского РОСП Масаловой Н.Г. на основании исполнительного листа №, выданного Кыринским районным судом по делу № 2-102/2019, в отношении Администрации муниципального района «Кыринский район» возбуждено исполнительное производство №, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Определением Кыринского районного суда от 18 октября 2019 года администрации муниципального района «Кыринский район» предоставлена отсрочка исполнения решения Кыринского районного суда от 04 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-102/2019 сроком до 30 ноября 2019 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кыринского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 9 декабря 2019 года в рамках исполнительного производства № от 11.10.2019, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Кыринским районным судом, в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и, признавая причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, с Администрации муниципального района «Кыринский район» взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу закона, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец указал, что администрацией МР «Кыринский район» были предприняты все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства, на момент рассмотрения настоящего административного иска решение суда от 4 июля 2019 года исполнено в полном объеме. Данные доводы административного истца подтверждаются, представленными суду заявками от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, копиями договоров № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, актом судебного пристава – исполнителя Кыринского РОСП Масаловой Н.Г. о совершении исполнительных действий от 24.12.2019 года.
Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины (умысла или неосторожности) административного истца по неисполнению решения суда.
Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что, предъявляя настоящие требования, административным истцом представлены доказательства отсутствия вины в нарушении сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а также отсутствии оснований для привлечения к ответственности за нарушение обязательств.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Администрация МР «Кыринский район» приняла все возможные меры для надлежащего исполнения, содержащихся в исполнительном документе требований.
Неисполнение Администрацией МР «Кыринский район» решения суда в полном объеме в установленный для добровольного исполнения срок, нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, поскольку имеются объективные обстоятельства, не зависящие от Администрации МР «Кыринский район».
При определении степени вины Администрации МР «Кыринский район» в неисполнении в полном объеме требований исполнительного документа, суд оценивает представленные доказательства, подтверждающие произведенные Администрацией МР «Кыринский район» действия по исполнению судебного акта.
Указанные административным истцом причины, подтвержденные документально, принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении в полном объеме решения суда в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09.12.2019 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 11.10.2019.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.