Гр. дело № 2-2217/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Доржиевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гармаеву Батору Базаровичу (ОГРН ..., ИНН ...) ) о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства РФ,
у с т а н о в и л:
В суд обратился Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, указав, что по результатам проверки объектов рекреации в деятельности ИП Гармаева Б.Б. при эксплуатации турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка» в ... выявлены нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности
Ссылаясь на невыполнение ИП Гармаевым Б.Б. требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности при эксплуатации турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка», которые влекут нарушение прав и законных интересов в сфере благоприятной окружающей среды и безопасности неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся на турбазе «Байкальская солянка», а также нарушение интересов Российской Федерации как собственника недр и земельных участков, которые влекут угрозу для жизни и здоровья граждан, просили обязать ответчика приостановить осуществление деятельности эксплуатации турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка», расположенной на трех земельных участках с кадастровыми номерами: ...; ...; ... по адресу: ... до устранения нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности. Обязать ответчика прекратить эксплуатацию скважины на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... до устранения нарушений природоохранного законодательства. Обязать ответчика освободить самовольно занятые земельные участки под строительство металлических ограждений турбазы «Байкальская солянка» с кирпичными столбами на фундаменте (часть земель кадастрового квартала ... общей площадью 108 кв. м (25 кв.м.; 13 кв.м, 70 кв.м). Обязать ответчика приостановить осуществление деятельности эксплуатации турбазы «Байкальская солянка», расположенной на трех земельных участках с кадастровыми номерами: ...; ... ... по адресу: ... до изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ...; ...; ... по адресу: ....
Определением суда от представителя истца принят отказ от иска в части требований о возложении обязанности на ответчика приостановить осуществление деятельности эксплуатации турбазы «Байкальская солянка» до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности и до изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ... в связи с добровольным исполнением.
С учетом уточнения требований просили возложить на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного, санитарно - эпидемиологического законодательства путем: получения санитарно – эпидемиологического заключения в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.; получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оборудования водозабора аппаратурой для систематического контроля, обустройства ограждения территории пояса зоны санитарного ограждения, обустройства твердого покрытия дорожек к водозабору, обустройства скважины пробоотборниками в срок до ДД.ММ.ГГГГ Возложить на ответчика обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства путем получения лицензии на пользование недрами в срок до ДД.ММ.ГГГГ Возложить на ответчика обязанность освободить самовольно занятые земельные участки под строительство металлических ограждений турбазы «Байкальская солянка» с кирпичными столбами на фундаменте - часть земель кадастрового квартала ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 108 кв. м (25 кв.м.; 13 кв.м, 70 кв.м, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Алиева И.А. иск, с учетом уточнения требований, поддержала, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании ИП Гармаев Б.Б. и его представитель по доверенности Хаптаев А.Р. возражений по существу иска не высказали. Пояснили, что в настоящее время меры к выполнению требований прокурора предприняты.
Представитель ответчика Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили о рассмотрении в отсутствие представителя.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан являются неотъемлемыми материальными благами. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет причинение вреда их здоровью.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ г. № 94-ФЗ установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Судом установлено, что турбаза ( гостевой дом) «Байкальская солянка» построена в период с 2012-2017 годы, расположена на трех земельных участках с кадастровыми номерами: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ....
Деятельность по эксплуатации турбазы ( гостевого дома ) «Байкальская солянка» осуществляет ИП Гармаев Б.Б. Согласно выписке из ЕГРИП Гармаев Б.Б. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка объектов рекреации, в ходе которых установлено нарушение ИП Гармаевым Б.Б. требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности при эксплуатации объектов гостевого комплекса «Байкальская солянка», а также нарушение интересов Российской Федерации как собственника недр при эксплуатации скважины и при самовольном занятии земельных участков.
Из материалов дела следует, что проверкой Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры выявлены нарушения земельного законодательства ИП Гармаевым Б.Б., выразившиеся в самовольном занятии земельного участка, находящегося в государственной собственности - в границах кадастрового квартала ..., площадью 25 кв.м.; 13 кв.м, 70 кв.м путем размещения металлических заборов в отсутствие зарегистрированного права на земельный участок.
Для целей функционирования турбазы (гостевого комплекса) «Байкальская солянка» используется для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд в качестве источника водоснабжения - скважина, эксплуатация которой осуществляется ответчиком в отсутствие лицензии на право пользования недрами и положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
В соответствии со ст.ст. 3, 4, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников и т.д.
Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» недра являются объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения и иного воздействия хозяйственной и иной деятельности. По требованию ст. 3 (абз.5) Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В ст. 35 Закона РФ «О недрах» указывается, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах», одним из оснований возникновения права пользования недрами является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, в том числе, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
В соответствии с требованиями статьи 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Проверкой установлено, что в настоящее время водозабор для хозяйственных и питьевых нужд для функционирования турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка» осуществляется из скважины в отсутствие лицензии на право пользования недрами и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям, предъявляемым к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Кроме того, водоснабжение гостевого дома осуществляется из скважины в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, что является нарушением части 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, предписывающей, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствие водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии требований п.п. 1.4, 1.6, 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для всех источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения разрабатывается проект зон санитарной охраны, фактически данный проект не представлен, что также является нарушением ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, регламентирующей, что проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Водозабор не оборудован аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водозабора проектной производительности, что является нарушением требований п. 3.2.1.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02), предписывающего, что все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зоны санитарной охраны (далее ЗСО).
Территория первого пояса зоны санитарного ограждения (ЗСО) турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка» не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, ограждение отсутствует, дорожки к сооружениям (водозабору) не имеют твердого покрытия, что является нарушением требования п. 3.2.1.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, предписывающего, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной, дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
На территории первого пояса ЗСО турбазы (гостевого дома) «Байкальская солянка» размещены объекты капитального строительства, что является нарушением требований п. 3.2.1.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, предписывающего, что на территории первого пояса ЗСО не допускается размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий.
Скважина не обеспечена пробоотборниками и возможностью проведения отбора проб питьевой воды для лабораторных исследований её качества, исследования в рамках программы производственного контроля согласно установленной кратности не проводятся-программа производственного контроля воды отсутствует, что является нарушением требований п.п. 2.4., 3.2., 3.3, 4.1, 4.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ ..., предписывающих, что в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ...- ФЗ за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно- эпидемиологический надзор и производственный контроль, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (представлен протокол разового исследования от ДД.ММ.ГГГГ. ...).
Таким образом, невыполнение ИП Гармаевым Б.Б. требований природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации объектов гостевого дома «Байкальская солянка» существенным образом нарушает права и законные интересы в сфере благоприятной окружающей среды и безопасность неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся на турбазе «Байкальская солянка», а также интересы Российской Федерации как собственника недр (при эксплуатации скважины), земельных участков (самовольное занятие под заборы).
Принимая во внимание наличие реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также возможность истощения и загрязнения подземных вод, учитывая вышеприведенные нормы права, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
При этом доводы ответчика об обращении ДД.ММ.ГГГГ. с заявлениями к Главе – руководителю Кабанского района о предоставлении в аренду земельных участков в границах кадастрового квартала ... общей площадью 108 кв. м (25 кв.м.; 13 кв.м, 70 кв.м), о подготовке проекта зоны санитарной охраны существующего водозабора (скважины) , получении экспертного заключения Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. судом обсуждены. Суд полагает, что указанные обстоятельства подтверждают намерение ответчика устранить допущенные нарушения и не свидетельствуют об их устранении.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание что ответчиком не заявлено возражений относительно срока в течение которого прокурор просит устранить нарушения - до 01.01.2019г., полагая указанный срок разумным, суд приходит к выводу о необходимости установить указанный срок для исполнения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Гармаева Батора Базаровича (ОГРН ..., ИНН ...) обязанность устранить нарушения природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации путем:
получения санитарно – эпидемиологического заключения в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к источникам хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважины) в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта (скважины) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
оборудования водозабора (скважины) аппаратурой для систематического контроля, обустройства ограждения территории пояса зоны санитарного ограждения, обустройства твердого покрытия дорожек к водозабору, обустройства скважины пробоотборниками в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Возложить на индивидуального предпринимателя Гармаева Батора Базаровича (ОГРН ..., ИНН ...) обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства путем получения лицензии на пользование недрами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на индивидуального предпринимателя Гармаева Батора Базаровича (ОГРН ..., ИНН ...) обязанность освободить самовольно занятые земельные участки под строительство металлических ограждений турбазы «Байкальская солянка» с кирпичными столбами на фундаменте (часть земель кадастрового квартала ... общей площадью 108 кв. м (25 кв.м.; 13 кв.м, 70 кв.м) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ
Судья Власова И.К.
...
...
...
...
...
...8