Решение по делу № 33-6858/2024 от 07.03.2024

    Судья: С.С. Зубаирова                   УИД 03RS0001-01-2023-001411-21

                                                                                                        дело № 2-1863/2023

                                                                                                               № 33-6858/2024

                                                                                                                        Учёт 2.053

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2024 г.                                                              город Уфа

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                                  Троценко Ю.Ю.,

судей                                               Абдрахмановой Э.Я.,

                                                  Индан И.Я.,

    при секретаре                                                                         Тукаевой Э.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2023 года

    по иску и.о. прокурора Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств.

    Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    И.о. прокурора Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств, указав, что Шарипова Э.Р. 30 декабря 1998 г.р. наблюдается в ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы с 1 ноября 2022 г. с диагнозом «рассеянный склероз».

    21 февраля 2023 г. в Центре рассеянного склероза РКБ им. Г.Г. Куватова пациентке назначено лечение препаратом «Глатирамера» ацетат 20мкг подкожно 1 раз в день.

    22 февраля 2023 г. ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы в Министерство здравоохранения РБ направлено экстренное извещение для внесения     Шариповой Э.Р. в регистр для льготного лекарственного обеспечения указанным препаратом согласно Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2018 №1416.

    В связи с необеспечением Шариповой Э.Р. указанным лекарственным препаратом, ею понесены расходы на самостоятельное приобретение указанного лекарственного препарата: 28 апреля 2023 г. на сумму 7280 руб., 10 мая 2023 г. на сумму 6 916 руб., 9 июня 2023 г. на сумму 6 916 руб.

    Прокурор с учетом уточнений просил взыскать с ответчиков в пользу Шариповой Элины Рустамовны денежные средства в размере 21 112 руб., затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных средств.

    Решением Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2023 года постановлено:

    Исковые требования и.о. прокурора Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств удовлетворить.

    Взыскать с Министерства здравоохранения Российской Федерации в пользу Шариповой Элины Рустамовны денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных средств, в размере 21 112 руб.

    Исковые требования и.о. прокурора Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств оставить без удовлетворения.

    Не согласившись с принятым решением, Министерство здравоохранения Российской Федерации обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы.

    Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

    Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации – Огневу Д.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Гайнуллину Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

    Разрешая спор и признавая право Шариповой Э.Р. на возмещение денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, суд первой инстанции верно исходил из того, что у Шариповой Э.Р. отсутствовала возможность получения жизненно необходимого препарата по льготным рецептам от 10 марта 2023 г., 24 мая 2023 г., 23 июня 2023 г. за счет средств федерального бюджета ввиду отсутствия препарата в аптеке, с чем судебная коллегия соглашается.

    Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования к Министерству здравоохранения Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных «рассеянным склерозом» и включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета РФ и является расходным обязательством федерального органа государственной власти - Министерства здравоохранения Российской Федерации, в силу чего исполнение такого расходного обязательства не может быть возложено на исполнительный орган субъекта Российской Федерации и казну Республики Башкортостан.

    Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.

    Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

    Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

    В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

    В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (п. п. 1 и 3 ст. 1).

    Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

    К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном порядке.

    Согласно Приложению № 3 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 № 2406-р, препарат «Глатирамера ацетат» включен в перечень препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных рассеянным склерозом.

    В целях реализации положений ст. 44 ФЗ № 323-ФЗ постановлением Правительства РФ № 1416 утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, которые устанавливают порядок организации обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами для медицинского применения, предназначенными для лечения этих заболеваний, по утвержденному Правительством Российской Федерации перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном им порядке, а также порядок и условия передачи лекарственных препаратов в собственность субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).

    Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил источником финансирования организации обеспечения больных в возрасте от 18 лет и старше лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации на указанные цели, а больных в возрасте до 18 лет - бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству здравоохранения Российской Федерации для Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра".

    При этом согласно пункту 5 Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной указанным Министерством, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации, в целях поставки организациям - получателям лекарственных препаратов.

    Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.

    Согласно пунктам 7, 8 Правил объем поставок лекарственных препаратов формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации на закупку лекарственных препаратов.

    В соответствии с объемами поставок лекарственных препаратов, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья с учетом решения комиссии, Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет закупку лекарственных препаратов.

Обеспечение граждан лекарственными препаратами за счет федерального бюджета в индивидуальном порядке не осуществляется.

    В этой связи переданные Министерством здравоохранения Российской Федерации уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации после закупки лекарственные препараты поступают в распоряжение указанных органов и являются собственностью соответствующего субъекта Российской Федерации.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310).

    Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября                2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (пункт 1.1. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан).

    Таким образом, именно Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих, в том числе рассеянным склерозом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

    При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований И.о. прокурора Демского района г.Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, взыскания с Министерства здравоохранения Российской Федерации в пользу Шариповой Элины Рустамовны денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств нельзя признать соответствующим вышеизложенным нормам законодательства и обстоятельствам, установленным по делу, в связи с чем решение суда в части удовлетворения исковых требований И.о. прокурора Демского района г.Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового решения.

    Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от                        6 декабря 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований И.о. прокурора Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, взыскания с Министерства здравоохранения Российской Федерации в пользу Шариповой Элины Рустамовны денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных средств, отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан.

    В отмененной части принять новое решение.

    Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Шариповой Элины Рустамовны денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственных средств, в размере 21 112 руб.

    В удовлетворении исковых требований И.о. прокурора Демского района        г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны к Министерству здравоохранения Российской Федерации, отказать.

    В остальной части то же решение суда оставить без изменения.

    Председательствующий                                                                   Ю.Ю. Троценко

    Судьи                                                                                                 Э.Я. Абдрахманова

                                                                                                                И.Я. Индан

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.04.2024 г.

33-6858/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарипова Элина Рустамовна
Прокурор Демского района г. Уфы в интересах Шариповой Элины Рустамовны
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство финансов Республики Башкортостан
Другие
ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан»
Государственное унитарное предприятие "Башфармация"
ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Троценко Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.03.2024Передача дела судье
09.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024Передано в экспедицию
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее