Дело № 2а-286/2021
УИД 22RS0023-01-2021-000266-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего, судьи Федоровой Н.А.
при секретаре Дорн В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Калманского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности принять имущество в государственную собственность Алтайского края, привести объекты в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калманского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края о возложении обязанности принять имущество в государственную собственность Алтайского края, привести объекты в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил. Требования мотивированы тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами), по результатам которой установлено, что на территории Калманского района имеются два действующих безхозяйных места захоронения животных, расположенных на территории Обского (п. Алтай) и Калманского (п. Дачный) сельсоветов. По результатам обследования указанных бесхозяйных скотомогильников установлены нарушения п.п. 29-33 требований "Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, а именно на проверенных скотомогильниках не обеспечена изоляция захораниваемых биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц, поскольку на скотомогильнике возле п. Алтай животные захоронены в яме, выкопанной в земле; крышка, которая препятствовала бы доступу к трупам животных физических лиц и животных, в том числе птиц, отсутствует. Сама территория скотомогильника огорожена забором из профлиста, который во многих местах поломан, ворота не закрываюся, доступ с скотомогильнику свободен. На скотомогильнике на территории Калманского сельсовета возле п. Дачный захоронение животных предполагается в яме, обустроенной в земле; крышка, которая бы препятствовала доступу к трупам животных физических лиц и животных, в том числе птиц, отсутствует; сама территория скотомогильника каким-либо образом не огорожена, доступ к скотомогильнику свободен.
Скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Поскольку вопросы содержания в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ, то скотомогильники (биотермические ямы) должны находиться в собственности субъекта РФ. Вышеназванные объекты не находятся ни в чьем ведении, право собственности на них не зарегистрировано, на учет не поставлены, в связи с чем возникает необходимость регистрации права собственности Алтайского края на скотомогильники, с внесением соответствующих сведений о них в реестр государственного имущества Алтайского края.
Оба скотомогильника являются потенциально опасными, создающими угрозу заражения грунта территории земель населённых пунктов заразными для людей и животных инфекциями, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации.
Просит возложить на Правительство Алтайского края обязанность в течение шести месяцев принять меры для постановки на кадастровый учёт, регистрации права собственности указанные выше объекты, включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края, организовать мероприятия по обустройству и содержанию вышеназванных объектов биологических отходов в соответствии с требованиями "Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626, а именно обеспечить изоляцию захораниваемых биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц. Также просит возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность включить в реестр государственного имущества Алтайского края сведения об указанных выше объектах.
В последующем административные исковые требования прокурором неоднократно уточнялись, в последней редакции исковые требования заявлены к Правительству Алтайского края, Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению ветеринарии Алтайского края. По основаниям, изложенным в первоначальном иске, прокурор просит признать незаконным бездействие Правительства Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности и надлежащему содержанию вышеназванных объектов биологических отходов. Признать незаконным бездействие Управления ветеринарии Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию объектов биологических отходов. Обязать Правительство Алтайского края в течение шести месяцев принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на объекты биологических отходов, обязать Правительство Алтайского края и Управление ветеринарии Алтайского края организовать мероприятия по обустройству и содержанию объектов размещения биологических отходов в соответствии с требованиями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995г. № 13-7-2/469, а именно обеспечить изоляцию захораниваемых биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц: выложить стены ямы из вдонепроницаемого материала, установить вытяжную трубу из ямы, над ямой обустроить навес, смонтировать крышку, препятствующую доступу к трупам животных физических лиц и животных, в том числе птиц; восстановить целостность забора, которым огорожен скотомогильник в п. Алтай. Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края включить в реестр государственного имущества Алтайского края сведения об указанных выше объектах.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал в полнм объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Алтайского края Сычева Ю.В. с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав на то, что Правительство Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку является высшим органом исполнительной власти, который обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава Алтайского края, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края на территории Алтайского края. Кроме того, Правительством Алтайского края были приняты меры, направленные на прием скотомогильников в собственность, в настоящее время проводятся работы, связанные с постановкой земельного участка на кадастровый учет, срок проведения указанных действий - декабрь 2021 года, не истек. В данный момент каких-либо санитарных правил, которым должен соответствовать скотомогильник, не имеется.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Алтайского края Безносова Г.С. по исковым требованиям возражала, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве. Указала, что на основании распоряжения Правительства Алтайского края от 06.10.2020г. № 312-Р, с последующими изменениями, скотомогильник, расположенный в п. Алтай принят в собственность Алтайского края. В отношении данного объекта ведутся работы по постановке на кадастровый учет и регистрации на него права собственности. Объект внесен в реестр государственной собственности субъекта Федерации. Второй скотомогильник, расположенный в п. Дачный, изначально также был принят в собственность Алтайского края, однако на основании заключения Управления ветеринарии о том, что данный объект фактически отсутствует, внесен в список объектов, подлежащих ликвидации, он был исключен из перечня имущества, подлежащего принятию в собственность Алтайского края. Оформлять право собственности на данный объект нецелесообразно и для бюджета затратно.
Представитель административного ответчика Управления ветеринарии Алтайского края Литко Е.А. по исковым требованиям возражал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Так, скотомогильники, указанные в иске прокурора, в эксплуатацию до 31.12.2020 года не вводились. Новые Ветеринарные правила не содержат требований к содержанию скотомогильников, следовательно, на Управление ветеринарии не может быть возложена обязанность организовать мероприятия по обустройству и содержанию указанных объектов размещения биологических отходов. Кроме того, по результатам обследования скотомогильников, расположенных на территории Алтайского края, Управлением ветеринарии было установлено, что скотомогильник, расположенный в п. Дачный, не является действующим, поскольку в нем не производились захоронения два года, он засыпан землей. Принятие его в собственность нецелесообразно, в связи с чем он был включен в Перечень скотомогильников (биотермических ям) подлежащих ликвидации в период 2021-2022 гг..
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также не предусматривает.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.
Как указано было выше, в силу пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Таким образом, вопросы содержания в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Согласно ст. 33 Устава (Основного закона) Алтайского края от 5.06.1995 № 3-ЗС собственность Алтайского края является одним из видов государственной собственности в РФ. В собственности Алтайского края находятся имущество Алтайского краевого законодательного собрания, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края, средства краевого бюджета, а также иное имущество, принадлежащее Алтайскому краю на праве собственности. Средства краевого бюджета, а также иное имущество Алтайского края, не закреплённое за унитарными предприятиями и учреждениями, относящимися к объектам права собственности Алтайского края, составляют казну Алтайского края.
В силу ст. 34 Устава Правительство Алтайского края осуществляет полномочия собственника имущества Алтайского края в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края.
Статьей 86 Устава Алтайского края установлены полномочия Правительства Алтайского края, к числу которых относится управление и распоряжение собственностью Алтайского края. Такие же положения закреплены в ст. 7 Закона Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края».
Постановлением Администрации Алтайского края от 09.11.2011 № 634 утверждено Положение об учёте государственного имущества Алтайского края и ведении реестра государственного имущества Алтайского края, в п. 21 которого указано, что собственником реестра является Алтайский край. Право собственности от имени Алтайского края в отношении реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство Алтайского края.
Согласно Положению об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016г. № 131, Управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.
В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, иными правовыми актами Алтайского краевого Законодательного Собрания, правовыми актами Губернатора Алтайского края и Правительства Алтайского края, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.
Управление наделяется полномочиями в установленной сфере деятельности, в том числе выступает от имени Алтайского края при государственной регистрации права собственности Алтайского края на недвижимое имущество и сделок с ним, а также права собственности края на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края; осуществляет подготовку документов для разграничения государственной собственности на землю в отношении земельных участков, подлежащих отнесению к собственности Алтайского края; осуществляет функции главного распорядителя, получателя и главного администратора (администратора) средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание управления, подведомственных учреждений, а также на реализацию возложенных на управление полномочий.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком при разрешении требований о возложении обязанности принять меры для постановки на кадастровый учёт, регистрации права собственности объектов биологических отходов является Правительство Алтайского края и Управление имущественных отношений Алтайского края.
При этом закон не связывает реализацию своих государственно-властных полномочий высшего органа исполнительной власти субъекта с наличием либо отсутствием статуса юридического лица.
Из материалов дела следует, что на территории Калманского района Алтайского края имеются действующие места захоронения животных (т.1 л.д. 4, 35).
Прокуратурой Калманского района Алтайского края 31.05.2021г. с выходом на место проведена проверка этих мест с целью проверки соблюдения федерального законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими) отходами, по результатам которой выявлены нарушения п.п. 29, 30, 33 "Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов", утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 № 626. В частности в ходе проверки установлено, что на территории Калманского сельсовета Калманского района, примерно в 1 км на север от ориентира: дом № 18 по ул. Советская, с. Калманка, находится бесхозяйный скотомогильник. На вышеуказанном скотомогильнике не обеспечиваются условия, обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных, поскольку захоронение животных предполагается в яме, обустроенной в земле; крышка, которая бы препятствовала доступу к трупам животных, отсутствует. Сама территория скотомогильника каким-либо образом не огорожена, доступ к скотомогильнику свободен. По результатам проведения проверки составлена фототаблица (т.1 л.д. 21-28).
Также в ходе проверки установлено, что на территории Обского сельсовета Калманского района, примерно в 1,5 км на север-восток от ориентира: дом № 27 по ул. Советская, п. Алтай, находится бесхозяйный скотомогильник. На вышеуказанном скотомогильнике не обеспечиваются условия, обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных, поскольку захоронение животных предполагается в яме, обустроенной в земле; крышка, которая бы препятствовала доступу к трупам животных, отсутствует. Сама территория скотомогильника огорожена забором из профлиста, который во многих местах поломан, ворота не закрываются, доступ к скотомогильнику свободен (т.1 л.д. 29-34).
Сведения о собственниках данного имущества в Едином государственном реестре недвижимости - отсутствуют, в реестре федерального имущества данные объекты не значатся (т.1 л.д. 50, 51, 177).
14.01.2020г. Правительством Алтайского края утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") "Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биотермические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством" № 05-Пл/02, где п.2.6 определен срок государственной регистрации права собственности Алтайского края - апрель - декабрь 2021 года.
06.10.2020г. врио Губернатора Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края вынесено Распоряжение № 312-Р о принятии в собственность Алтайского края в целях организации на территории Алтайского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней и животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и исполнения мероприятий ("дорожной карты") от 14.01.2020г.№ 05-Пл/2, выявленных скотомогильников, в том числе двух, расположенных в Калманском районе (расположены в 1000 м от поселка Дачный, в 1000м на северо-восток от поселка Алтай). Управлению имущественных отношений вынесено распоряжение обеспечить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Алтайского края в отношении имущества (т.1 л.д. 5 - 20).
Как следует из выписки из реестра краевого имущества, скотомогильник, расположенный в п. Алтай Калманского района, внесен в реестр имущества Алтайского края (т.2 л.д. 180).
10.12.2020г. специалистами ООО "Геопрофф", осуществляющими изготовление технических планов на скотомогильники (биотермические ямы) при выполнении работ было установлено, что на местности отсутствует скотомогильник, расположенный в 1000 метрах от поселка Дачный Калманского района (т.1 л.д. 142).
На основании данного сообщения Управлением ветеринарии в адрес Управления имущественных отношений направлено обращение о внесении изменений в приложение к Распоряжению от 06.10.2020г. № 312-Р, исключении из него скотомогильника, расположенного в поселке Дачном Калманского района Алтайского края.
На основании приказа начальника Управления ветеринарии Алтайского края "Об утверждении перечня скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации" от 02.07.2021г. № 118-П скотомогильник, расположенный в 1000 метрах от поселка Дачный Калманского района, внесен в данный перечень (т.1 л.д. 144-159).
Распоряжением Правительства Алтайского края от 08.06.2021г. № 183-Р внесены изменения в Распоряжение № 312-Р от 06.10.2020г., скотомогильник, расположенный на территории Калманского района в 1000 метрах от поселка Дачный, исключен из Перечня объектов, подлежащих принятию в собственность Алтайского края (т.2 л.д. 36-59).
Согласно акта осмотра скотомогильника, расположенного от ближайшего населенного пункта в с. Калманка в 500 метрах, проведенного комиссией в составе: начальника КГБУ УВ по г. Барнаулу, начальника противоэпизоотического отдела КГБУ по г. Барнаулу, ветеринарным врачом Калманского Ветеринарного участка 09.08.2021г. установлено, что предполагаемый скотомогильник расположен в черте территории бывшего комплекса для содержания крупного рогатого скота в направлении на северо-восток от с. Калманка. Данный объект представляет собой холм, поросший травой. Ограждение, следы оканавливания, вскрывочная, перекрытие, пути подъезда - отсутствуют (т.2 л.д. 83).
Как следует из акта осмотра скотомогильника, расположенного в с. Калманка Калманского районного Алтайского края, проведенного комиссией в составе: главного специалиста отдела государственного надзора (контроля) Управления ветеринарии Алтайского края, начальника КГБУ «Управление ветеринарии по г. Барнаулу» 23.09.2021г., скотомогильник в 2021 году засыпан (законсервирован) землей неизвестными лицами, не используется (т.3 л.д 9 об.).
Согласно описания скотомогильника, составленного Управлением ветеринарии по Алтайскому краю, обследованный скотомогильник находится в 1000 м от поселка Дачный (направление не указано), имеет площадь 600 кв.м, начал эксплуатироваться в 1998 году, является действующим (т.1 л.д. 148, позиция 22199).
Принимая во внимание, что иных скотомогильников на территории Калманского сельсовета Калманского района Алтайского края не установлено, суд приходит к выводу, что в проверке прокурора и иске прокурора идет речь о скотомогильнике, который внесен Управлением ветеринарии в перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Согласно ответа Управления ветеринарии Алтайского края, в скотомогильниках, расположенных на территории Калманского района, захоронений трупов животных, зараженных возбудителями сибирской язвы, не производилось (т.2 л.д. 190).
Согласно ответов администрации Калманского района Алтайского края, администрации Калманского сельсовета Калманского района Алтайского края, администрации Обского сельсовета Калманского района Алтайского края, сведения о последних захоронениях в вышеназванных скотомогильниках - отсутствуют.
Согласно пояснений представителя Управления ветеринарии Алтайского края, последние захоронения в скотомогильниках были произведены два года назад.
Оценивая представленные сторонами доказательства, а также документы, представленные по запросу суда, суд приходит к выводу, что скотомогильники, указанные в иске прокурора, не являются стихийными захоронениями.
Правительством Алтайского края, Управлением имущественных отношений в рамках их полномочий и обязанностей приняты должные меры, направленные на постановку скотомогильника, расположенного на территории Обского сельсовета Калманского района Алтайского края, на кадастровый учет, регистрации на него права собственности, включению в реестр государственной имущества Алтайского края. Бездействия в данной части со стороны Правительства Алтайского края и Управления имущественных отношений Алтайского края не усматривается.
Постановлением Правительства Алтайского края от 14.09.2020 № 394 утвержден порядок ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников, который определяет последовательность проводимых на территории Алтайского края мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников, которые находятся в государственной собственности, не имеют собственника или собственник которых неизвестен, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предупреждения распространения болезней животных и охраны окружающей среды от загрязнения (п. 1.2). Разделом 2 названного Порядка предусмотрены мероприятия по ликвидации скотомогильников, которые осуществляются в несколько этапов: I этап – формирование перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации; II этап – проведение лабораторно-диагностического исследования неиспользуемых скотомогильников; III этап – закрытие (консервация) неиспользуемых скотомогильников (в случае если скотомогильники не являются закрытыми (законсервированными); IV этап – снятие скотомогильников с ветеринарного учета. Перечень скотомогильников, подлежащих ликвидации, утверждается Управлением ветеринарии Алтайского края по согласованию с Управлением имущественных отношений Алтайского края. В Перечень включаются скотомогильники, которые не эксплуатируются в течение 2 лет с момента последнего захоронения. Закрытие (консервация) скотомогильников осуществляется государственными учреждениями ветеринарии в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края».
Как следует из проверки прокурора, в том числе проведенной на месте, с использованием фотофиксации, был обследован участок, расположенный, примерно, в 1 км на север от ориентира: дом № 18 по ул. Советская, с. Калманка. Установлено, что на данном участке находится действующий скотомогильник. Согласно фототаблице осмотрен участок местности, на котором находится возвышение в виде холма, за ним, в районе дерева, расположено перекрытие из бетонных плит, в которых имеются сквозные отверстия, под ними ямы, выкопанные непосредственно в земле, где и должны производится захоронения животных.
Как указано выше, Управлением ветеринарии Алтайского края установлено, что захоронения в данном скотомогильнике не производились в течение 2 лет с момента последнего захоронения, в настоящее время скотомогильник засыпан землей. Не доверять указанным пояснениям и представленным актам, составленным в август и сентябре 2021 года, у суда оснований не имеется, поскольку данные пояснения даны представителем уполномоченного органа, акты подтверждаются приложенными фототаблицами.
Приказом Управления ветеринарии Алтайского края от 02.07.2021 № 118-п в соответствие с п. 2.2 Порядка ликвидации на территории Алтайского края неиспользуемых скотомогильников, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 14.09.2020 № 394, утвержден Перечень скотомогильников (биотермических ям), подлежащих ликвидации в период с 2021-2025 г.г., среди которых скотомогильник, расположенный на территории Калманского сельсовета Калманского района.
Оснований возлагать на Правительство Алтайского края и Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность включить в реестр имущества государственной собственности Алтайского края и зарегистрировать право собственности, поставить на кадастровый учет скотомогильник на территории Калманского сельсовета Калманского района, в отношении которого приказом Управления ветеринарии принято решение о ликвидации, не имеется, поскольку Порядком, утвержденным постановлением Правительства Алтайского края от 14.09.2020 № 394, предусмотрены мероприятия по ликвидации скотомогильников, в число которых не включено такое мероприятие, как государственная регистрация права собственности Алтайского края. Ликвидация скотомогильников также является мерой, направленной на охрану окружающей среды и экологической безопасности, соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что вышеназванный скотомогильник не является сибириязвеннным, суд в данной части также не усматривает оснований для удовлетворения иска.
До 01.01.2021 на территории Российской Федерации действовали Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469. Санитарные правила регламентировали порядок соблюдения санитарных требований и выполнения комплекса определенных мероприятий, в том числе по размещению, строительству и эксплуатации скотомогильников. В частности, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов (п.п. 5.6-5.10). Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю (п.п. 6.2-6.5)
Приказом Минсельхоза России 26.10.2020г. за № 626 утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.
Согласно п.1 данных Правил, ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Правила) устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. N 1069, обращение с которыми осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно данным правилам, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно (п.24). Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных (п.29).
Исходя из системного анализа ранее действующих Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 и Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, суд приходит к выводу, что эксплуатация скотомогильников (термических ям) возможна только в случае их строительства и ввода в эксплуатацию до 31 декабря 2020 г. включительно, при этом указанные скотомогильники, поскольку они вводились в эксплуатацию до 31.12.2020г., должны соответствовать требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, действующих в тот период.
Скотомогильник, расположенный на территории Обского сельсовета Калманского района Алтайского края, принят в собственность Алтайского края на основании распоряжения от 06.10.2020г., как действующий, то есть данный объект был введен в эксплуатацию до 31.12.2020г., соответственно, чтобы эксплуатироваться по назначению в настоящее время, он должен соответствовать Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Таким образом, доводы административных ответчиков об отсутствии ветеринарно-санитарных правил, которым должны соответствовать скотомогильники в настоящее время, являются несостоятельными.
Как установлено проверкой прокурора на вышеуказанном скотомогильнике не обеспечиваются условия, обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных, поскольку захоронение животных предполагается в яме, обустроенной в земле; крышка, которая бы препятствовала доступу к трупам животных, отсутствует. Сама территория скотомогильника огорожена забором из профлиста, который во многих местах поломан, ворота не закрываются, доступ к скотомогильнику свободен.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 78 Устава (Основного Закона) Алтайского края, закону Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС «О Правительстве Алтайского края» Правительство Алтайского края является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти Алтайского края, обеспечивающим исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края на территории Алтайского края. К его полномочиям относится принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; осуществление защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (ст. 9 данного закона).
При этом наличие исполнительного органа специальной компетенции в сфере ветеринарии, в частности Управления ветеринарии в Алтайском крае, не освобождает Правительство Алтайского края от исполнения возложенных на него полномочий, в частности от приведения скотомогильников в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Согласно Положения об Управлении ветеринарии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 12 ноября 2015 г. N 122, в число полномочий последнего входит защита населения от болезней, общих для человека и животных; организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации болезней животных и их лечению; разработка, сопровождение и реализация государственных программ Алтайского края, ведомственных целевых программ в области ветеринарии на территории Алтайского края.
С учётом изложенного, суд считает, что бездействия со стороны Управления ветеринарии Алтайского края не имеется, имеет место быть бездействие со стороны Правительства Алтайского края, которое, как собственник имущества длительное время содержит имущество в состоянии, не соответствующем требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Вместе с тем, принимая во внимание План мероприятий ("Дорожная карта") "Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биометрические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством" № 05-Пл/02 от 14.01.2020г., которым обязанность по приведению состояния скотомогильников, находящихся в краевой собственности, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, их содержание и обустройство, возложено Правительством Алтайского края на Управление ветеринарии Алтайского края, суд считает, что надлежащими ответчиками по требованиям о возложении обязанности привести скотомогильники в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами является Правительство Алтайского края и Управление ветеринарии Алтайского края.
Учитывая высокую значимость вопроса охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, отсутствие в Плане мероприятий ("Дорожная карта") "Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности на скотомогильники (биометрические ямы), расположенные на территории Алтайского края, и приведение их в соответствие с ветеринарно-санитарным законодательством" № 05-Пл/02 от 14.01.2020г., срока приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, суд приходит к выводу об определении срока приведения скотомогильника, расположенного на территории Обского сельсовета Калманского района Алтайского края, в соответствие с ветеринарно-санитарными требованиями, в 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Калманского района Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию объекта биологических отходов - скотомогильника, расположенного, примерно, в 1,5 км на северо-восток от ориентира: <адрес> Алтайского края.
Обязать Правительство Алтайского края, Управление ветеринарии Алтайского края в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, а именно: выложить стены ямы из водонепроницаемого материала; смонтировать крышку над отверстием в центре перекрытия; установить вытяжную трубу из ямы; над ямой обустроить навес; восстановить целостность забора, скотомогильник, расположенный, примерно, в 1,5 км на северо-восток от ориентира: <адрес> Алтайского края
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.А. Федорова
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021г.