Производство №2-286/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижний Ломов 14 июня 2024 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
с участием помощника прокурора Волкова Н.С.,
при секретаре судебного заседания Нашивочниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области, действующего в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум» о возложении обязанности по проведению мероприятий по ремонту,
Установил:
Нижнеломовский межрайонный прокурор в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к ГАПОУ Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум» о возложении обязанности по проведению мероприятий по ремонту, указав, что Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум», в ходе которой установлено, что осмотром туалетов на 1 этаже в конце центрального коридора здания ГАПОУ ПО НМТ установлено, что мужской и женский туалет оборудованы напольными унитазами, отсутствуют держатели для туалетной бумаги и двери для кабинок, что не соответствует 2.4.11 СП 2.4.3648-20. Также в туалетах отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением пункта 2.5.3. СП 2.4.3648-20. По вышеуказанным фактам межрайонным прокурором внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем туалеты не приведены в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Обучающиеся ГАПОУ ПО «НМТ» являются несовершеннолетними и самостоятельно защитить свои нарушенные права в силу возраста не могут, в связи с чем прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ также вправе защитить их интересы путём подачи иска. Просит обязать ГАПОУ ПО «НМТ» в срок до 31 августа 2025 года провести мероприятия по ремонту туалетов, расположенных на первом этаже в соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством, расположенных по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Розы Люксембург, д. 49.
Определением судьи Нижнеломовского районного суда от 07 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство образования Пензенской области (л.д. 1-2).
Представитель истца помощник прокурора Волков Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указал, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ГАПОУ ПО «НМТ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, одновременно выразив согласие с заявленными требованиями, со ссылкой на ст.ст. 39, 173 ГПК РФ (признание иска).
Представитель третьего лица Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещён надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно указав, что решение по делу оставляет на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителя ответчика ГАПОУ ПО «НМТ», представителя третьего лица Министерства образования Пензенской области.
Выслушав объяснения помощника прокурора Волкова Н.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии с ч.1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обязательств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В случае, если у суда имеются основания полагать, что признание совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд не принимает признание, о чём судом выносится определение. В этом случае данные обстоятельства подлежат доказыванию на общих основаниях.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ст. 173 ГПК РФ).
В соответствии со статьёй 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года №84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно статье 3 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании Российской Федерации» является приоритет жизни и здоровья человека.
В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч. 4).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (п. 3 ч. 5).
В силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, установлении норм пищевого довольствия для военнослужащих, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
В силу ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 3).
Частью 4 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
Подпунктом 2 пункта 6 статьи 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из материалов дела усматривается, что Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум» создано Правительством Пензенской области для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования (п. 1.1 Устава).
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум» (далее учреждение) является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1.2. Устава).
Тип учреждения - профессиональная образовательная организация. Учреждение является автономным учреждением (п. 1.3 Устава).
Учредителем Учреждения является Пензенская область, которая является собственником Учреждения. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования Пензенской области (далее –Учредитель).
Управление и распоряжение объектами собственности Пензенской области осуществляет исполнительный орган государственной власти Пензенской области, уполномоченный в сфере земельных и имущественных отношений в Пензенской области (п. 1.6 Устава).
Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счёт, открытый в Министерстве финансов Пензенской области (п. 1.10).
Учреждение осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей населения и развития кадрового потенциала Пензенской области на основе реализации образовательные программы среднего профессионального образования (под. 1.22.1 п. 1.22).
Для достижения указанных целей Учреждение осуществляет в качестве основного вида деятельности реализацию образовательных программ среднего профессионального образования (под. 1.22.2 п. 1.22).
Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 3.1.1).
Учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закреплённым за ним Учредителем или приобретённым Учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Остальным имуществом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3.1.2) (л.д. 22-49).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодёжи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодёжи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты) (п. 1.2).
В силу п. 2.4.11 указанных Правил на каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодёжи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодёжи) разного пола. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м2, от 3 до 7 лет - 16,0 м2; для детей старше 7 лет - не менее 0,1 м2 на ребёнка.
Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками.
Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро - или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора.
Санитарно-техническое оборудование должно гигиеническим нормативам, быть исправным и без дефектов.
Как следует из материалов дела, Нижнеломовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Государственного автономного учреждения профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум», в ходе которой установлено, что в ходе осмотра туалетов на 1 этаже в конце центрального коридора здания ГАПОУ ПО НМТ установлено, что мужской и женский туалет оборудованы напольными унитазами, отсутствуют держатели для туалетной бумаги и двери для кабинок, что не соответствует 2.4.11 СП 2.4.3648-20. Также в туалетах отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением пункта 2.5.3. СП 2.4.3648-20. В вышеуказанных туалетах имеются дефекты и повреждения в напольной и настенной плитке, что является нарушением п. 2.5.3 СП 2.4.3648-20 (л.д. 7-16).
В связи с выявленными нарушениями Нижнеломовским межрайонным прокурором в адрес директора ГАПОУ ПО «НМТ» направлено представление №Прдр-20560025-34-24/-20560025 от 12 февраля 2024 года с целью устранения выявленных нарушений (л.д 7-16).
В ответ на данное представление директором ГАПОУ ПО «НМТ» в адрес Нижнеломовского межрайонного прокурора направлено письмо №100 «а» от 11 марта 2024 года, в котором указано, что в целях устранения выявленных нарушений приняты меры: приобрести и установить в мужском и женском туалете унитазы в соответствии с п. 2.4.11 СП 2.4.3648-20 (л.д. 57-58).
27 марта 2024 года помощником Нижнеломовского межрайонного прокурора Агаповым А.А. проведён осмотр туалетов, расположенных на первом этаже ГАПОУ ПО «НМТ» по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Розы Люксембург, д. 49, в ходе которого установлено, что мужской и женский туалет оборудованы напольными унитазами, отсутствуют держатели для туалетной бумаги и двери для кабинок, в туалетах отсутствует горячее водоснабжение, что является нарушением пункта 2.5.3. СП 2.4.3648-20 (л.д. 17-19, 20-21).
На момент рассмотрения настоящего дела указанные в акте осмотра от 27 марта 2024 года указанные выше нарушения в здания ГАПОУ ПО «НМТ» не устранены, сведения, подтверждающие, что в здании образовательного учреждения проведён ремонт (в мужском и женском туалетах), ответчиком в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Наличие выявленных дефектов влечёт опасность для здоровья несовершеннолетних обучающихся, а также персонала образовательного учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения требований прокурора о понуждении ответчика ГАПОУ ПО «НМТ» провести мероприятия по ремонту туалетов, расположенных на первом этаже здания по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Розы Люксембург, д. 49, в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 (пункты 2.4.11, 2.5.3).
Учитывая, что ответчиком ГАПОУ ПО «НМТ» были признаны исковые требования истца Нижеломовского межрайонного прокурора в полном объёме, судом принимается признание иска ответчиком, следовательно, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого должен быть разрешён вопрос об устранении выявленных дефектов, свидетельствует о том, что данный вопрос должен разрешаться безотлагательно.
Вместе с тем, суд учитывает позицию истца, а также то, что для устранения всех выявленных нарушений необходимо финансирование и достаточно большое количество времени, наличие неустранённых дефектов в здании образовательного учреждения на протяжении длительного времени может привезти к угрозе жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся, работников учреждения, суд считает необходимым установить исполнение данного решения в срок до 31 августа 2025 года.
Такой срок по убеждению суда будет иметь большее стимулирующее значение и соответственно будет являться более эффективным, так как в случае невыполнения ответчиком возложенных на него обязанностей возникнут основания для его привлечения к ответственности за неисполнение решения суда в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Нижнеломовский межрайонный прокурор освобождён от оплаты госпошлины при подаче иска суд в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, суд приходит к выводу, что государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит уплате неосвобождённым от уплаты государственной пошлины ответчиком ГАПОУ ПО «НМТ», непосредственно в доход государства с зачислением её в бюджет Нижнеломовского района Пензенской области.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 68, ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
принять признание иска ответчиком Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Пензенской области «Нижнеломовский многопрофильный техникум», удовлетворив исковые требования Нижнеломовского межрайонного прокурора Пензенской области.
Обязать ГАПОУ ПО «НМТ» (ИНН 5827011590) в срок до 31 августа 2025 года провести мероприятия по ремонту туалетов, расположенных на первом этаже здания по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Розы Люксембург, д. 49, в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28.
Взыскать с ГАПОУ ПО «НМТ» (ИНН 5827011590) государственную пошлину в доход государства в размере 300 (трёхсот) рублей, зачислив её в бюджет Нижнеломовского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, а прокурором принесено апелляционное представление в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Богданова
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2024 года.
Судья О.А. Богданова