Решение по делу № 3а-1369/2021 от 23.08.2021

№ 3а-1369/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 октября 2021 г. г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Мустафиной А.В.

с участием административного истца Чеботаревой В.А., представителя Министерства финансов Оренбургской области Титовой К.С., представителя Финансового управления администрации г. Оренбурга Ереминой Е.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеботаревой В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Чеботарева В.А. обратилась в Оренбургский областной суд с административным иском, указав, что решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 мая 2019 г. на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбург не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.

На основании исполнительного листа 10 января 2020 г. возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени вышеуказанный судебный акт не исполнен.

Решением Оренбургского областного суда от 7 декабря 2020 г. удовлетворен административный иск Чеботаревой В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, с Министерства финансов Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу административного истца взыскана денежная компенсация в размере 40 000 рублей.

Указанную компенсацию Чеботарева В.А. получила, однако решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 мая 2019 г. о предоставлении жилого помещения не исполнено.

Административный истец, ссылаясь на Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» просит суд взыскать с Финансового управления администрации г. Оренбурга в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 44 132,40 рубля и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 26 августа 2021 г. к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Оренбургской области, в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области.

В судебном заседании административный истец Чеботарева В.А. требования административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Оренбургской области Титова К.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, полагая, что Министерство финансов Оренбургской области не должно нести ответственность, так как расходные обязательства по субсидированию муниципального образования г. Оренбург на строительство жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, область исполнила. Также представитель Министерства финансов Оренбургской области полагала, что административным истцом завышен размер компенсации. Представлен письменный отзыв.

Представитель административного ответчика Финансового управления администрации г. Оренбурга Еремина Е.Е. в судебном заседании просила в удовлетворении требований к администрации г. Оренбурга отказать, поскольку финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе полномочий по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. В соответствии с нормами федерального законодательства органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. С учетом выделенных средств из бюджета Оренбургской области и количества судебных актов о предоставлении жилья указанной категории граждан во внеочередном порядке Чеботарева В.А. не включена в список получателей жилых помещений на 2019-2020 и 2021 гг.

Считают, что сумма компенсации административным истцом завышена.

Представители Министерства социального развития Оренбургской области, правительства Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела были извещены надлежащим образом.

От администрации г. Оренбурга поступил письменный отзыв, просят в удовлетворении требований о взыскании компенсации за счет средств муниципального образования г. Оренбург отказать, полагают, что сумма компенсации, заявленная Чеботаревой В.А., завышена.

Заслушав стороны и заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, а также материалы гражданского дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными полномочиями.

В силу ч. 8 ст. 3 Закона о компенсации, ч. 4 ст. 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

В п. 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч.ч. 1. 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2. п. 8 ст. 242.3. п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).

Как следует из материалов рассматриваемого административного дела и гражданского дела № 2-3450/2019, решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 мая 2019 г. на администрацию г. Оренбурга возложена обязанность предоставить Филипповой В.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в пределах территории муниципального образования г. Оренбурга не ниже установленных норм предоставления жилой площади на счет расходных средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели.

Решение вступило в законную силу 27 августа 2019 г.

Филиппова В.А. сменила фамилию на Чеботарева в связи с регистрацией 12 июля 2019 г. брака с Чеботаревым Д.А. (л. д. 43).

На основании исполнительного листа серии ФС , выданного 26 сентября 2019 г. и заявления Чеботаревой (Филипповой) В.А. постановлением судебного пристава – исполнителя МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области от 10 января 2020 г. возбуждено исполнительное производство и должнику – администрации г. Оренбурга предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

11 февраля 2020 г., 14 августа 2020 г. администрация г.Оренбурга сообщила судебному приставу – исполнителю, что согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях на финансовый 2020 г. МО г. Оренбург доведены субвенции на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений в размере 147 989,1 тыс. рублей. Предоставленных субвенций в 2020 году достаточно для приобретения 108 жилых помещений в целях исполнения решений судов о предоставлении специализированного жилья детям – сиротам, вступивших в законную силу до 21 февраля 2019 г. Учитывая дату вступления в законную силу решения суда о предоставлении жилья (27 августа 2019 г.), Филиппова В.А. в список получателей жилых помещений в 2020 г. не вошла.

Из материалов исполнительного производства следует, что судебным приставом-исполнителем в отношении администрации г. Оренбурга неоднократно выносились требования об исполнении решения суда, устанавливались новые сроки исполнения, должник предупреждался о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.

8 июля 2021 г. администрация г. Оренбурга сообщила судебному приставу-исполнителю, что муниципальному образованию «город Оренбург» на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для предоставления по договорам специализированного найма жилых помещений объем выделенных субвенций на 2021 г. составил 167 232,1 тыс. руб.

На всю сумму выделенных субвенций проведены аукционы в марте текущего года. Торги признаны не состоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок. Повторное проведение торгово-закупочных мероприятий планируется в апреле-мае 2021 г. Срок предоставления жилого помещения зависит от объема выделенных субвенций на следующий финансовый год.

Решением Оренбургского областного суда от 7 декабря 2020 г. частично удовлетворен административный иск Чеботаревой В.А. к Министерству финансов Оренбургской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. С Министерства финансов Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу Чеботаревой В.А. взыскана денежная компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб. Период неисполнения составил с 10 января 2020 г. по 7 декабря 2020 г. (день вынесения судом решения о взыскании компенсации) – 10 месяцев и 26 дней.

Исполнительное производство не прекращалось и не приостанавливалось, должностными лицами службы судебных приставов принимались необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, периодов длительного бездействия не допускалось.

На момент рассмотрения дела решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 мая 2019 г. не исполнено, исполнительное производство не окончено в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа.

Продолжительность исполнения судебного решения после взыскания компенсации составляет 9 месяцев 28 дней (с 8 декабря 2020 г. по 6 октября 2021 г.). Общая продолжительность 1 год 3 месяца 26 дней.

Поскольку до настоящего времени не исполнено решение суда, которым на орган местного самоуправления возложена обязанность предоставить Чеботаревой В.А. жилое помещение за счет средств субъекта Федерации, суд приходит к выводу, что административный истец обладает правом на обращение в суд с требованиями о присуждении компенсации.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Гарантированное указанными нормами право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.

Соответственно, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6).

Неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения в силу указанных норм рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумные срок, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении такой компенсации.

Из материалов дела следует, что судебный акт, принятый в пользу административного истца и вступивший в законную силу, не исполнен по причинам, не зависящим от взыскателя.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок по смыслу ч. 3 и 4 ст. 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для присуждения компенсации.

Доводы, приведенные административными ответчиками, не могут стать основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона №68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Органом исполнительной власти Оренбургской области как субъекта Российской Федерации, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета области, является министерство финансов Оренбургской области.

Поскольку решением суда установлена обязанность предоставления жилого помещения за счёт средств субъекта - Оренбургской области, и решение суда не исполнено в связи с отсутствием достаточного финансирования, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть присуждена за счет средств бюджета Оренбургской области.

Доводы представителей Министерства финансов Оренбургской области о том, что компенсация должна быть взыскана за счет средств муниципального образования г. Оренбург, необоснованны. Основанием для обращения административного истца в суд, как указано выше, послужило длительное неисполнение судебного акта о предоставлении жилого помещения за счет средств областного бюджета, следовательно, надлежащим ответчиком по делу следует признать министерство финансов Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, в том числе отсутствие необходимых для исполнения денежных средств или несвоевременное освоение денежных средств. Таким образом, ссылки представителя администрации г. Оренбурга на то, что денежные средства на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделялись в недостаточном количестве и другие организационные вопросы не могут стать основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Доказательств того, что органы власти, на которые законом возложена обязанность его исполнить действовали эффективно и использовали все имеющиеся у них ресурсы для достижения цели исполнения, не представлено.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В абзацах 1, 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд учитывает общую продолжительность нарушения его права, которая составляет (с момента поступления исполнительного листа в службу судебных приставов 1 год 3 месяца 26 дней, а также то, что компенсация уже была присуждена решением суда от 7 декабря 2020 г.

Суд считает, что сумма требуемой административным истцом компенсации 44 132,40 руб. завышена. С учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым присудить ее в размере 30 000 рублей, в наибольшей степени, по мнению суда, отвечающем критериям разумности и справедливости.

Из материалов дела следует, что административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) руб., в связи с чем на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эта сумма подлежит возмещению административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Чеботаревой В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу Чеботаревой Вероники Алексеевны компенсацию за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, а также судебные расходы в размере 300 (триста) рублей, а всего – 30 300 (тридцать тысяч триста) рублей, перечислив их счет Чеботаревой В.А.

В удовлетворении остальной части требований административного иска отказать.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 11 октября 2021 г.

3а-1369/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Чеботарева Вероника Алексеевна
Ответчики
Финансовое управление Администрации г. Оренбурга
Министерство Финансов Оренбургской области
Другие
Министерство социального развития Оренбургской области
Администрация г. Оренбурга
Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хакимова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация административного искового заявления
25.08.2021Передача материалов судье
26.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
11.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее