Дело № 2-510/2019 22-23 января 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Карпенковой Н.Е., при секретаре Царикаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова Евгения Вячеславовича к Лаврентьеву Андрею Владимировичу о компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
Михайлов Е.В. 26 апреля 2018 года обратился в Приморский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к Лаврентьеву А.В. о компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.
В обоснование исковых требований указывает на следующие обстоятельства, что 04 декабря 2015 около 05 часов 45 минут его мать ФИО5 вышла из квартиры и направилась в храм, пересекая улицу Парашютную по регулируемому пешеходному переходу у дома 36/2 по Коломяжскому проспекту, не дойдя до разделительного газона была сбита автомобилем «Форд Транзит», гос.номер №, под управлением ответчика. В результате наезда ФИО6 получила сочетанную тупую травму головы, груди и конечностей, с тяжелым ушибом головного мозга, осложнившейся отеком и дислокацией головного мозга, развитием полиорганной недостаточности, что явилось причиной ее смерти 08 декабря 2015. Обосновывая размер компенсации морального вреда, указывает, что ФИО5 являлась единственным родным, близким ему человеком, проживали они вдвоем в одной квартире, гибель матери огромная трагедия, некому помолиться за истца, проводить и встретить его с работы, утешить, накормить, поддержать домашний уют и тепло.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме, указали, что у ответчика было общественно опасное поведение, поскольку он допустил невнимательность, находясь за рулем автомобиля, при этом после дорожно-транспортного происшествия так и не осознал своей вины, ответчик лишь раз позвонил истцу 16 декабря 2015 г., истец в связи с трагедией получил от него 30000 рублей.
Ответчик и его представитель исковые требования оспаривали по размеру, указывая, что ответчик в связи с произошедшим очень переживает, на похороны матери перечислил истцу 30000 рублей, полагает, что в связи с отсутствием вины размер компенсации морального вреда в сумме 1000000 рублей является завышенным.
Суд, выслушав истца, ответчика и их представителей, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, приходит к следующему.
По общему правилу, закрепленному в статье 1064 Гражданского кодекса РФ, обязанность по возмещению вреда причиненного личности или имуществу гражданина или юридического лица, возлагается на лицо, причинившее вред.
Из материалов дела следует, что 04 декабря 2015 года около 05 часов 55 минут Лаврентьев А.В., управляя автомобилем Форд Транзит, государственный регистрационный знак №,двигаясь по улице Парашютной в направлении от Серебристого бульвара в сторону Коломяжского проспекта в Приморском районе Санкт-Петербурга у дома 36/2 по Коломяжскому проспекту совершил наезд на пешехода ФИО5, которая пересекала проезжую часть в зоне регулируемого светофорным постом пешеходного перехода слева направо относительно направления движения автомобиля по запрещающему красному сигналу светофора для пешеходов. В результате данного дорожно-транспортного происшествия пешеход ФИО5 была госпитализирована в Александровскую больницу, где 08 декабря 2015 от полученных телесных повреждений скончалась.
Постановлением от 09 июля 2017 года о прекращении уголовного дела и уголовного преследования старший следователь 1 отдела УРППБД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Скворцов П.А. уголовное преследование в отношении Лаврентьева А.В. прекратил по основанию, предусмотренному п.2 ч. 1 ст.24 Уголовного процессуального кодека РФ.
В постановлении указано, что следствие приходит к выводу о том, что пешеход ФИО5 в данной дорожно-транспортной ситуации нарушила требования ПДД РФ, в соответствии с которыми она не должна была пересекать проезжую часть на запрещающий сигнал светофора для пешеходов, это нарушение и повлекло наступление последствия, т.е. пешеход ФИО5 своими неосторожными действиями поставила себя в условия, опасные для жизни и здоровья. В действиях водителя Лаврентьева А.В. не усматривается нарушений требований ПДД РФ и, соответственно, отсутствует состав преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ (л.д. 10-12).
Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
Верховный Суд Российской Федерации, давая разъяснения судам в Постановлении Пленума от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», отметил, что если гражданину причинен моральный вред, то наличие такого вреда подлежит доказыванию.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 32 постановления Пленума N 1 от 26.01.2010 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" указал, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Вместе с тем, при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
По правилам ст.56 ГПК РФ истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и лица, участвующие в деле имеют право представлять доказательства, а доказательствами по делу в силу положений ст.55 ГПК РФ являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон и эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как предусмотрено ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (ст. 1100 ГК РФ).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8 (супруга двоюродного брата истца), ФИО9 (друг детства истца) и ФИО10 (знакомая семьи с тех пор как истец был ребенком) суду сообщили, что отношения истца с матерью всегда были хорошие, сын помогал матери, они жили вместе и ради друг друга, сын всегда переживал за мать, в связи с тем, что отец ушел из семьи, истец взял на себя мужские обязанности, смерть матери отразилось на его душевном состоянии, он не мог устроиться на работу, не мог сосредоточиться, был не уверен в себе, не ожидал, что полученная травма приведет к смерти матери, после смерти был на себя не похож, обращался к врачам, принимал успокоительные лекарства, стал менее разговорчив, на кладбище, где захоронена мать, он установил памятник.
Таким образом, учитывая такие обстоятельства, что истец является близким родственником - сыном погибшей ФИО5 (л.д. 8), суд приходит к выводу о том, что ему в результате смерти матери, причинены нравственные страдания, смерть родного и близкого человека является невосполнимой утратой, необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, повлекшие смерть ФИО5, отсутствие нарушений со стороны ответчика Правил дорожного движения, и нарушение данных правил самой погибшей, оказание ответчиком материальной помощи истцу сразу после дорожно-транспортного происшествия, суд соглашается с доводами ответчика о завышенном размере компенсации и приходит к выводу о том, что подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда в размере 200 000 рублей, находя такой размер отвечающим требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56,67,98,167,193-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Михайлова Евгения Вячеславовича удовлетворить.
Взыскать с Лаврентьева Андрея Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, адрес места жительства: Санкт-Петербург, <адрес> в пользу Михайлова Евгения Вячеславовича компенсацию морального вреда в сумме 200000 (Двести тысяч) рублей.
Взыскать с Лаврентьева Андрея Владимировича в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение суда изготовлено: 11 марта 2019 г.