Дело № 2-396/2019 49RS0005-01-2019-000456-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года п. Сеймчан
Среднеканский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Жамсуевой В.С.,
при секретаре Воропаевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Среднеканского района Магаданской области Игумнова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Сеймчан гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района Магаданской области к защиту прав и законных интересов Винокуровой О.А. к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Среднеканского района Магаданской области обратился в суд в защиту трудовых прав Винокуровой О.А. с иском к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» (далее - МУП «Сеймчантеплосеть») о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства по оплате труда в МУП «Сеймчантеплосеть» выявлены нарушения трудовых прав Винокуровой О.А., работающей у ответчика курьером, при начислении и выплате ей заработной платы. Указал, что заработная плата истцу начислялась в нарушение статей 129,133,133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Соглашения на 2017-2020 годы между Магаданским областным союзом организации профсоюзов, «Некоммерческой организацией «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и Правительством Магаданской области, зарегистрированными министерством труда и социальной политики Магаданской области, 25.05.2017 рег № 3, Соглашения об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, «Некоммерческой организацией Региональное объединение работодателей Магаданской области» и Правительством Магаданской области, утвержденным 23.05.2017, а также позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 года N 38-П, согласно которой заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера. Указывает, что заработная плата Винокуровой О.А. должна быть определена в размере не менее минимального размера заработной платы в Магаданской области – 19000 рублей, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данной местности, что ответчиком сделано не было. Просит взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23678 руб. 56 коп., а также денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5424 руб. 76 коп.
В судебном заседании прокурор, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил взыскать с МУП «Сеймчантеплосеть» задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23678 руб. 56 коп., произведя с удержания, предусмотренные действующим законодательством, а также денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5828 руб. 48 коп.
Материальный истец Винокурова О.А., представитель МУП «Сеймчантеплосеть» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие материального истца Винокуровой О.А. и представителя МУП «Сеймчантеплосеть».
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, заключение государственной инспекции труда в Магаданской области, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии со ст. 129 названного Кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 этого же Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 названного Кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников. В период с 1 июня 2017 года по 31 декабря 2017 года минимальный размер заработной платы был установлен в сумме 7800 руб. 00 коп. в месяц.
Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же Кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 10 Закона от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», п.п. «б» п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 процентные надбавки начисляются на заработок (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) до достижения 80% заработка.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выявленный в указанном Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В Определении от 27 февраля 2018 года N 252-О-Р Конституционный Суд указал, что из содержания Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П прямо следует, что с момента его провозглашения при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться названные районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Это правило действует и в отношении минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением в субъекте Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном Постановлении, ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Магаданская область относится к районам Крайнего Севера.
Согласно п. 1 "Соглашению об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, "Некоммерческая организация "Региональное объединение работодателей Магаданской области" и Правительством Магаданской области" (Зарегистрировано министерством труда и социальной политики Магаданской области: Рег. N 2 от 25.05.2017) (в редакции, действовавшей до 31.12.2017) размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), с 1 июля 2017 года до 31 декабря 2017 составлял 19500 рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Винокурова О.А. состоит с ответчиком в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ в должности курьера, что подтверждается трудовым договором, приказом о приеме на работу.
Трудовым договором истцу установлен должностной оклад в размере 4700 рублей, а также выплаты компенсационного характера, в том числе, доплата за районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера 1,7, процентные надбавки к заработной плате в порядке, установленном действующими законодательными и нормативными актами РФ, также предусмотрена доплата за совмещение должностей, расширенную зону обслуживания, увеличенный объем работы, иные стимулирующие выплаты в соответствии с локальными нормативными актами предприятия.
Режим работы – пятидневная рабочая неделя. При этом работнику установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю.
В связи с тем, что истец осуществляет трудовую деятельность в пос. Сеймчан Магаданской области, то есть в местности, относящейся к районам Крайнего Севера, в заработную плату включен районный коэффициент в размере 70% и северная надбавка в размере 80%.
На основании приказа №-б от ДД.ММ.ГГГГ Винокуровой О.А. как работнику участка АУП установлена премия в размере 20 % от оклада.
Из расчетного листка, справки от ДД.ММ.ГГГГ, табеля учета рабочего времени, представленных работодателем, судом установлено, что Винокуровой О.А. в декабре 2017 года начислена заработная плата 19500 руб. 00 коп., отработан 21 день при норме рабочего времени 21 день.
Из материалов дела следует, что в декабре 2017 года размер заработной платы Винокуровой О.А. за полностью отработанный месяц (21 день) составил 19500 руб. 00 коп., в том числе премия 1660 руб., оклад – 4700 руб. 00 коп., районный коэффициент – 4452 руб. 00 коп., северная надбавка – 5088 руб. 00 коп., доплата до МРОТ – 3600 руб. 00 коп.
Таким образом МУП «Сеймчантеплосеть» при применении нормы закона о минимальном размере оплаты труда включал в состав минимальной заработной платы начисленную им сумму районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями и надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера. Данные нарушения допущены ответчиком вследствие неправильного истолкования закона, без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца в спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Магаданской области.
Исходя из вышеизложенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата Винокуровой О.В. должна составлять 39464 руб. 29 коп., из расчета (19500 + 19500 х 70 % + 19500 х 80 %) / 21 (количество рабочих дней в декабре 2017) х 17 дней (количество рабочих дней в спорном периоде).
Фактически выплачено Винокуровой О.А. за указанный период 15785 руб. 71 коп. (19500 / 21 раб. день х 17 раб. дней)
Таким образом, сумма недоначисленной Винокуровой О.А. заработной платы составляет 23678 руб. 58 коп. (39464 руб. 29 коп. – 15785 руб. 71 коп.)
Поскольку при рассмотрении дела был установлен факт выплаты Винокуровой О.А. заработной платы не в полном объёме с ответчика подлежит взысканию в пользу истца компенсация за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 5828 руб. 48 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из расчета:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (27 дн.) в сумме 330 руб. 32 коп. (23678,58 руб х 7,75 % х 1/150 х 27 дн.)
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (42 дн.) в сумме 497 руб. 25 коп. (23678,58 руб х 7,5 % х 1/150 х 42 дн.)
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (175 дн.) в сумме 2002 руб. 81 коп. (23678,58 руб х 7,25 % х 1/150 х 175 дн.)
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (91 дн.) в сумме 1077 руб. 38 коп. (23678,58 руб х 7,5 % х 1/150 х 91 дн.)
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (157 дн.) в сумме 1920 руб. 73 коп. (23678,58 руб х 7,75 % х 1/150 х 157 дн.)
При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Среднеканского района в интересах Винокуровой О.А. о взыскании задолженности по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23678 руб. 58 коп. и компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5828 руб. 48 коп. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ определено, что истцы по искам о трудовых спорах и прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Поскольку прокурор и истец по настоящему гражданскому делу, в силу названных норм законодательства, освобождены от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Среднеканский городской округ» государственная пошлина в размере 1085 руб. 21 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Среднеканского района Магаданской области к защиту прав и законных интересов Винокуровой О.А. к муниципальному унитарному предприятию «Сеймчантеплосеть» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» в пользу Винокуровой О.А. задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23678 (двадцать три тысячи шестьсот семьдесят восемь) руб. 58 коп., произведя из нее все удержания, установленные действующим законодательством.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Сеймчантеплосеть» в пользу Винокуровой О.А. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5828 (пять тысяч восемьсот двадцать восемь) руб. 48 коп.
Взыскать с МУП «Сеймчантеплосеть» в доход бюджета МО «Среднеканский городской округ» государственную пошлину в размере 1082 (одну тысячу восемьдесят два) руб. 21 коп.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Среднеканский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.С. Жамсуева