ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-22839/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-65/2023
УИД № 30RS0009-01-2022-001652-26
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 27 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А.,
судей Лозовой Н.В., Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Астрахани гражданское дело по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области А.Г. Глуховского в интересах ФИО1 к Правительству Астраханской области, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» о признании договора найма жилого помещения недействительным, предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя ответчика Правительства Астраханской области по доверенности ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А., выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия
установила:
прокурор Камызякского района Астраханской области А.Г. Глуховской в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес>, Государственному казенному учреждению Астраханской области «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» о признании договора найма жилого помещения недействительным, предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области района в связи с поступившим обращением ФИО1, проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании протокола межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжения министерства социального развития и труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 включена в список получателей специализированных жилых помещений по муниципальному образованию «<адрес>». ГКУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № найма жилого помещения для детей сирот, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, по условиям которого ФИО1 во владение и пользование для временного проживания с правом оформления и регистрации передано жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом помещении ФИО1 проживает совместно со своим супругом - ФИО7, а также с несовершеннолетними детьми - ФИО20 E.A., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Предоставленное ФИО1 жилое помещение не отвечает требованиям пунктов 11, 13, 14 и 15 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения - непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, прокуратурой района совместно со специалистами проведена проверка жилого помещения, предоставленного ФИО1, в ходе которой выявлены недостатки и установлено, что переданное жилое помещение не отвечает признакам благоустроенности и пригодности для проживания, санитарным и техническим требованиям. В ходе эксплуатации указанного жилого помещения был выявлен ряд нарушений при строительстве, установлено, что жилое помещение не пригодно для проживания по причинам несоответствия требованиям градостроительных, санитарно-технических, противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм и правил, действующих на территории Российской Федерации. Выявленные недостатки указывают на отсутствие благоустроенности спорного жилого помещения и невозможность проживания в нем.
Кроме того, прокурор указывает, что согласно заключению специалиста ООО «Экспертный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены многочисленные несоответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> техническому заданию к государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, отраженные в таблице № исследования, в частности, газовая колонка не подключается к центральной отопительной системе, произведен демонтаж окон и дверей, выходящих на застекленную лоджию, а также утепление лоджии, что указывает на произведенную перепланировку, документов, подтверждающих законность перепланировки не представлено; покрытие пола выполнено из линолеума, имеются следы длительной эксплуатации в виде грязного налета, следы от мебели, вмятины и повреждения покрытия, края механических повреждений потемнели из-за микроскопических частичек пыли и грязи; на момент исследования под покрытием из линолеума находятся листы ДСП, на которых имеются мокрые пятна и вздутия, на изнаночной стороне покрытия имеются следы плесени; металлическая входная дверь имеет дефекты, что не обеспечивает достаточную теплоизоляцию в помещении; в ванной имеются следы протечек, отделочный материал на потолке и стенах в ванной имеет следы долговременной эксплуатации в виде грязного налета, черных точек, известковых пятен, пятен ржавчины и отверстий для крепления крючков и вешалок для ванн; на поверхности чугунных труб канализации в туалете видны следы износа в виде ржавых подтеков; отделочный материал на стенах туалета также имеет следы длительной эксплуатации в виде грязного налета, следов ржавчины, на момент осмотра в месте соединения унитаза с канализационной трубой на полу имелись следы протечек; в жилой комнате на смежной стене с подъездом на обоях видны пятна плесени, что указывает на неудовлетворительную работу системы отопления и вентиляции; потолок облицован потолочными плитками из полиуретана без последующей покраски, имеются признаки отклеивания, отслоения материала покрытия, покрытие пола выполнено из линолеума; в жилых комнатах установлены деревянные оконные блоки, требующие косметического ремонта; в подвальном помещении жилого дома имеются обрушения несущих конструкций кирпичных стен, общедомовая канализация выполнена из чугунных труб, где имеются следы ржавления и протечек, подвальное помещение подвержено периодическому подтоплению во время обильных осадков или таяния снега.
<адрес> в сентябре 2022 года в адрес начальника УМВД России по <адрес> направлена информация для проведения процессуальной проверки, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ следователем следственной части следственного управления УМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении неустановленных лиц.
Прокурор считает, что предоставленное ФИО1 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, не соответствует санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и строительным нормам и правилам и не может считаться благоустроенным. Соответственно, не может быть и предметом договора найма специализированного жилого помещения, поэтому просил суд признать договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ГКУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» и ФИО1, недействительным; обязать <адрес> обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания и отвечающим санитарно-гигиеническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения, взамен ранее предоставленному.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2023 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Определением от 21 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 марта 2024 года решение Камызякского районного суда Астраханской области от 12 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Признан недействительным договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между ГКУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» и ФИО1
На <адрес> возложена обязанность обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания и отвечающим санитарно-гигиеническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения, взамен ранее предоставленному.
В кассационной жалобе представитель ответчика <адрес> ФИО5 просит отменить апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в связи с тем, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права. В обоснование жалобы указано, что <адрес> не является стороной заключенного договора найма, необоснованно привлечено в качестве ответчика по данному делу. Возложение обязанности по обеспечению ФИО1 жилым помещением на <адрес>, не являющееся стороной по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеющее в собственности денежных средств и жилых помещений и не обладающее необходимыми полномочиями, препятствует полному, правильному и своевременному исполнению судебного акта. В жалобе также отмечено, что на момент передачи квартиры ФИО1 жилое помещение соответствовало санитарным и техническим требованиям, находилось в пригодном для постоянного проживания состоянии. Экспертиза в рамках гражданского дела не проводилась, доказательств непригодности предоставленного жилого помещения для проживания не имеется. При этом в законодательстве отсутствует определение благоустроенности жилого помещения.
В суд от представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО9 поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором указано на необоснованность и несостоятельность выводов суда апелляционной инстанции, в связи с чем третье лицо просит апелляционное определение отменить.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, организованное посредством видеоконференц-связи при содействии Кировского районного суда г. Астрахани, явился представитель правительства <адрес> по доверенности ФИО5, который просил удовлетворить кассационную жалобу.
Также в судебное заседание явились представитель Государственного казенного учреждения Астраханской области «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» по доверенности ФИО10, представитель министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области по доверенности ФИО11, представитель министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности ФИО12, представитель министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области по доверенности ФИО13, которые поддержали доводы кассационной жалобы Правительства.
Кроме того, в судебное заседание явился старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдов А.А., который возражал против удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и была включена в список граждан указанной категории, нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
В соответствии с государственной программой «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, приобретение жилых помещений для представления детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма из специализированных жилых помещений, относятся к полномочиям Министерства имущественных и градостроительных отношений <адрес>.
По результатам электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>, приобретено Министерством имущественных и градостроительных отношений и на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ принято в собственность <адрес>.
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Пр «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд <адрес>» жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> включено в специализированный жилищный фонд <адрес>.
В соответствии с распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, закреплено за ГКУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ».
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ АО «Дирекция энергоснабжения и ЖКХ» и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> №-ДО, согласно которому во владение и пользование ФИО1 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>.
Из содержания акта проверки соблюдения требований жилищного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес> совместно со специалистами по проверке доводов жалобы ФИО1 на предоставление ей жилого помещения, не отвечающего требованиям благоустроенности, не соответствующего санитарным и техническим требованиям, следует, что в двухкомнатной квартире ФИО1 выполнен косметический ремонт, однако квартира имеет ряд недостатков: на стенах в кухонном помещении и спальне имеется плесень, наличие которой привело к отслоению обоев, три розетки неисправны. На лоджии установлен одноконтурный отопительный индивидуальный газовый котел, на который отсутствует техническая документация. Деревянные оконные блоки при передаче квартиры не заменялись, в зимний период со слов ФИО1 через указанные окна происходит выветривание тепла из помещений, а также поступление холодного воздуха извне. Металлическая ванная в ванной комнате не закреплена надлежащим образом к стене, влага их ванной поступает в помещение прихожей под покрытие линолеума. Деревянные конструкции пола под покрытием находятся во влажном состоянии. Линолеум имеет деформации из - за влажности. Входная дверь в жилое помещение плотно не закрывается, при передаче квартиры не заменялась. Подъезд жилого дома в неудовлетворительном состоянии, отсутствует освещение. Крыша многоквартирного дома имеет множественные повреждения, частично отсутствуют листы шифера на кровле.
<адрес> в сентябре 2022 года в адрес начальника УМВД России по <адрес> направлена информация для проведения процессуальной проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в том числе указанных обстоятельств по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ, следователем следственной части следственного управления УМВД России по <адрес> возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, в отношении неустановленных лиц.
Согласно заключению эксперта ООО «Экспертный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, выполнившему строительно-техническое исследование в рамках расследования уголовного дела на основании поручения УМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе исследования выявлены многочисленные несоответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, техническому заданию к государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, отраженные в таблице № исследования. Установлено, что в ходе эксплуатации указанного жилого помещения был выявлен ряд нарушений при строительстве, установлено, что жилое помещение не пригодно для проживания по причинам несоответствия требованиям градостроительных, санитарно-технических, противопожарных, экологических, санитарно-гигиенических норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
В частности, установлено, что газовая колонка не подключается к центральной отопительной системе, произведен демонтаж окон и дверей, выходящих на застекленную лоджию, а также утепление лоджии, что указывает на произведенную перепланировку, документов, подтверждающих законность перепланировки не представлено; покрытие пола выполнено из линолеума, имеются следы длительной эксплуатации в виде грязного налета, следы от мебели, вмятины и повреждения покрытия, края механических повреждений потемнели из-за микроскопических частичек пыли и грязи; на момент исследования под покрытием из линолеума находятся листы ДСП, на которых имеются мокрые пятна и вздутия, на изнаночной стороне покрытия имеются следы плесени; металлическая входная дверь имеет дефекты, что не обеспечивает достаточную теплоизоляцию в помещении; в ванной имеются следы протечек, отделочный материал на потолке и стенах в ванной имеет следы долговременной эксплуатации в виде грязного налета, черных точек, известковых пятен, пятен ржавчины и отверстий для крепления крючков и вешалок для ванн; на поверхности чугунных труб канализации в туалете видны следы износа в виде ржавых подтеков; отделочный материал на стенах туалета также имеет следы длительной эксплуатации в виде грязного налета, следов ржавчины, на момент осмотра в месте соединения унитаза с канализационной трубой на полу имелись следы протечек; в жилой комнате на смежной стене с подъездом на обоях видны пятна плесени, что указывает на неудовлетворительную работу системы отопления и вентиляции; потолок облицован потолочными плитками из полиуретана без последующей покраски, имеются признаки отклеивания, отслоения материала покрытия, покрытие пола выполнено из линолеума; в жилых комнатах установлены деревянные оконные блоки, требующие косметического ремонта; в подвальном помещении жилого дома имеются обрушения несущих конструкций кирпичных стен, общедомовая канализация выполнена из чугунных труб, где имеются следы ржавления и протечек, подвальное помещение подвержено периодическому подтоплению во время обильных осадков или таяния снега.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе заместителя прокурора <адрес> ФИО14, ФИО1, генерального директора ООО «Стройсервис» ФИО15, начальника ТУ Роспотребнадзора в Камызякском и <адрес>х <адрес> ФИО16, врача филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в Камызякском и <адрес>х» ФИО17, заведующего сектором отдела нормативно-правового обеспечения Министерства имущественных и градостроительных отношений <адрес> ФИО5, старшего помощника прокурора <адрес> ФИО18, установлено, что многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, 1982 года постройки, представляет собой двухэтажное кирпичное строение, состоящее из 3 подъездов, 18 квартир.
Форма управления домом не выбрана, техническое обслуживание и ремонт общего имущества дома никем не осуществляется.
Квартира №, в которой проживает семья ФИО1, расположена в 3 подъезде на 2 этаже. В подъезде расположено 6 квартир, из которых пять не заселены и находятся в заброшенном состоянии.
Жилой дом оборудован централизованными системами: холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, газоснабжение. Отопление индивидуальное с использованием АОГВ. На момент проверки водоснабжение в квартире отсутствовало. Входная дверь в 3 подъезде отсутствует.
В местах общего пользования на потолке в 3 подъезде выявлены следы от протечек кровли. На первом и втором этаже наблюдаются многочисленные отслоения штукатурного и окрасочного слоя на стенах и потолке. Пол имеет многочисленные выбоины, отслоение бетонного покрытия, дыры, трещины.
Поверхность стены в месте примыкания к входной двери в <адрес> имеет повреждение штукатурного и окрасочного слоя.
В детской комнате, и в зале нарушена целостность оконных проемом, наблюдаются дыры в стенах у оконной рамы, трещины, отслоение обоев, выпады цементного покрытия. В туалете имеются нарушения целостности керамической плитки на полу. На стене в ванной имеются следы плесени.
В нарушение пункта 127, пункта 128 раздела УШ постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 (в ред. от 14 февраля 2022 года) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с СаНПиН 2.1.3684-21 Санитарные правила и нормы) в помещении кухни отсутствует вытяжное отверстие вентиляционного канала, отсутствуют системы вентиляции помещения.
Согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> подлежит капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, Астраханский областной суд, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами статей 15, 60, 65 Жилищного кодекса РФ, статей 166-168, 309, 310, 676 Гражданского кодекса РФ, положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя в Астраханской области», проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что совокупностью представленных по делу доказательств достоверно установлено, что ответчики предоставили ФИО1, относящейся к категории детей-сирот, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не отвечающее санитарным и техническим нормам, предъявляемым к жилым помещениям, что делает невозможным использование данного жилого помещения по назначению.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно.
Позиция кассатора сводится к повторному изложению возражений относительно исковых требований, не основана на нормах права, опровергается материалами дела, в связи с чем подлежит отклонению как несостоятельная.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Астраханской области регулируются Законом Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя в Астраханской области», согласно положениям которого жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии со статьей 10 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области» (пункт 6 статьи 15).
Лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия уполномоченным органом однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Астраханской области с учетом положений настоящей статьи (пункт 1 статьи 20.1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным частью 1 статьи 1 настоящего Закона. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, в одном многоквартирном доме, должно составлять не более 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (пункт 6 статьи 20.1).
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно положениям ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем (ч. 1 ст. 100 ЖК РФ).
Таким образом, помещения передаваемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, то есть должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Вопреки доводам кассатора, приведенные положения закона были правильно истолкованы и применены судом апелляционной инстанции, который по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств достоверно установил, что ответчиками принятые на себя обязательства по договору найма специализированного жилого помещения перед ФИО1 не выполнены. Отсутствие в квартире вентиляции, плесень на стенах, канализационные и водопроводные трубы, пришедшие в негодность, постоянные протечки канализации, ненадлежащее состояние общего домового имущества, оконные блоки и двери, не позволяющие сохранять в квартире в зимнее время необходимую температуру и прочие недостатки, указанные в приведенных выше документах компетентных органов, проводивших обследование квартиры ФИО1 по ее обращениям, указывают на предоставление ФИО1 жилого помещения не соответствующего санитарным и техническим требованиям.
Ответчиками не предоставлены доказательства, подтверждающие соответствие спорного жилого помещения санитарным и техническим нормам, учитывая характер выявленных в жилом помещении недостатков, признанного нуждающимся в необходимости проведения капитальных ремонтных работ, а также в проведении работ по его реконструкции и перепланировке.
Материалами гражданского дела, в том числе заключением Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением ООО «Экспертный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что в квартире произведена перепланировка, реконструкция, которые не узаконены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что стороны не оспаривали в судебном заседании. Стороны в судебном заседании также не оспаривали тот факт, что ФИО1 незаконную перепланировку и реконструкцию в предоставленной квартире не производила, данные действия были произведены бывшими жильцами, и квартира была ей предоставлена уже в таком состоянии по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда. Данные обстоятельства также указывают, что квартира, предоставленная ФИО1, не соответствует санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Доводы кассационной жалобы о том, что согласно заключению Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение подлежит капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке, однако, ФИО1 с указанным вопросом не обращалась в компетентные органы, не свидетельствует о неверности выводов судов, так как судами достоверно установлено, что при заключении договора найма специализированного жилого помещения, оно уже не отвечало санитарным и техническим требованиям.
Судом апелляционной инстанции не оставлен без внимания тот факт, что длительное время ФИО1 (с 2022 года) предпринимает попытки привести предоставленную ей по договору найма квартиру в надлежащее состояние. Вопреки доводам жалобы судами установлено, что она неоднократно обращаясь к наймодателю с заявлениями о проведении ремонта квартиры и коммуникаций в ней, с жалобами в компетентные органы. Однако, до настоящего времени никакого решения о проведении капитального ремонта в квартире уполномоченным органом не принято, условия проживания в квартире ФИО1 не изменились, что свидетельствует о нарушении ее жилищных прав.
При этом, как правомерно отмечено судебной коллегией апелляционного суда при отклонении позиции ответчиков, в данном случае установление факта невозможности проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях по мотиву того, что такие помещения не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, не относится к исключительным полномочиям межведомственной комиссии.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в законодательстве понятия благоустроенности жилого помещения, не свидетельствуют о каких-либо нарушениях норм материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемого судебного акта.
Одним из основных доводов кассационной жалобы является также довод о том, что Правительство Астраханской области не является надлежащим ответчиком по делу, между тем, с указанным обстоятельством судебная коллегия согласиться не может.
Как правильно указано в кассационной жалобе, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, происходит путем осуществления многоэтапной процедуры, регламентированной как Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и Законом Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя в Астраханской области», в которой задействованы различные органы субъекта и структуры Правительства Астраханской области. При этом, все они привлечены к участию в данном деле.
Между тем, в силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение мер по предоставлению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения, в том числе по предоставлению им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений федеральным законодателем возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно положений ст. 1 Закона №38/2022-ОЗ от 4.07.2022 «О Правительстве Астраханской области» Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом Астраханской области. Именно Правительство обеспечивает исполнение законов и иных нормативно правовых актов РФ, Астраханской области на территории Астраханской области и согласованную деятельность иных исполнительных органов Астраханской области.
В силу ч. 2 ст. 15 указанного Закона Астраханской области Правительство обеспечивает осуществление полномочий, отнесенных законодетельством РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, полномочиям субъектов РФ, если иное не установлено законодательством РФ, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области.
К полномочиям Правительства Астраханской области относится принятие мер по осуществлению государственной жилищной политики, обеспечение реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 6, 8 ст. 16 Закона №38/2022-ОЗ).
Таким образом, именно на Правительства АО лежит обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и координации работы всех органов и служб по надлежащему исполнению действующего законодательства в указанной части.
Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции верно определил предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 11 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика Правительства Астраханской области по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>