Судья Махнева Л.В. Дело № 11RS0003-01-2022-003606-98
(№2-656/2023г.)
(№33-3592/2023г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф. и Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 24 апреля 2023 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 года, по которому
с ПАО «Т Плюс» в пользу Чиликиной З.Д.) взысканы компенсация морального вреда 10 000 рублей, штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в размере 5 000 рублей;
с ПАО «Т Плюс» взыскана государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Инта» в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чиликина З.Д. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») о взыскании компенсации морального вреда в размере по 90 000 рублей и штрафа в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300 «О защите прав потребителей», указав в обоснование требований, что проживает в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем ей на праве собственности, в которое ответчиком поставляется горячая вода ненадлежащего качества, что установлено вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года по делу № 2-169/2014 и создает угрозу здоровью.
В судебное заседание стороны, извещенные надлежащим образом, не явились; ответчик ПАО «Т Плюс» представил суду письменный отзыв на иск, в котором с заявленными требованиями не согласился, указал на отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа; в случае удовлетворения исковых требований полагал, что размер присужденной компенсации морального вреда не может превышать 1500 рублей и просил уменьшить размер штрафа на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ (л.д.21-26).
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ПАО «Т Плюс» не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы и отмены по доводам апелляционной жалобы решения суда не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чиликина З.Д. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <Адрес обезличен>, принадлежащем ей на праве собственности, и является потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (л.д.9,13,14).
ПАО «Т Плюс» (правопреемник ОАО «ТГК-9») является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного дома <Адрес обезличен>.
Для целей осуществления расчетов за услуги горячего водоснабжения собственнику квартиры <Номер обезличен> в указанном доме, Чиликиной З.Д. открыт лицевой счет <Номер обезличен>, по которому начисляется плата за горячее водоснабжение, включающая в себя плату за теплоноситель и тепловую энергию (л.д.30-32).
В 2011 году ... в отношении ОАО «ТГК-9» проведена плановая проверка, в ходе которой установлены факты подачи потребителям <Адрес обезличен> горячей воды, качество которой не соответствует гигиеническим требованиям.
Решением Сыктывкарского городского суда от 24 февраля 2014 года по делу № 2-169/2014 признано незаконным бездействие ОАО «ТГК-9», выразившееся в невыполнении обязанности по подаче населению горячей воды, соответствующей установленным гигиеническим требованиям; на ОАО «ТГК-9» возложена обязанность в срок до 1 сентября 2014 года устранить нарушения санитарного законодательства и обеспечить соответствие требованиям санитарных правил горячей воды, подаваемой ... ТЭЦ (<Адрес обезличен>), по показателю цветности.
Решение вступило в законную силу 29 мая 2014 года и до сих пор ПАО «Т Плюс» (правопреемником ОАО «ТГК-9») не исполнено.
Определением Сыктывкарского городского суда от 2 октября 2020 года должнику ПАО «Т Плюс» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года (л.д.53).
В 2020 году ответчиком разработан план мероприятий по приведению качества горячей воды, подаваемой ... ТЭЦ потребителям <Адрес обезличен>, требованиям санитарного законодательства.
Указанным планом предусмотрено строительство в <Адрес обезличен> и ввод в эксплуатацию водогрейной котельной в целях приведения поставляемой горячей воды в соответствии с требованиями санитарного законодательства и определены значения временных отступлений показателей качества горячей воды на весь период реализации плана: цветность – 39 градусов, окисляемость перманганатная – 19 мг/л, железо – 2,99 мг/л, мутность – 2,4 мг/л.
План согласован с .... Общий срок его реализации с учетом уточнений определен периодом 2020-2023 годы; срок строительно-монтажных и пусконаладочных работ объекта установлен с февраля 2023 года по июль 2023 года, срок ввода объекта в эксплуатацию – с сентября 2023 года по декабрь 2023 года (л.д. 41,42,52).
По информации территориального отдела ... в городе Воркуте качество горячей воды по данным результатов производственного контроля ... ТЭЦ филиала ПАО «Т Плюс» в виде средних уровней показателей проб горячей воды после приготовления, отобранных в течение 2019 года, не соответствует нормативам качества горячей воды по цветности (72 град. при нормативном значении 20 град) и по содержанию железа (1,15 мг/дм3 при нормативном значении 0,3 мг/дм3), в 2020 году - по цветности (83 град. при нормативном значении 20 град) и по содержанию железа (1,28 мг/дм3 при нормативном значении 0,3 мг/дм3), в 2021 году - по цветности (20 град, при нормативном значении 65 град) и по содержанию железа (0,16 мг/ дм3 при нормативном значении 0,3 мг/ дм3) (л.д. 54).
Согласно представленному ответчиком суду отчету ..., утвержденному 18 октября 2022 года, качество горячей воды централизованных систем водоснабжения в ..., подаваемой ... ТЭЦ филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», с учетом существующего положения оценивается как несоответствующее требованиям гигиенических нормативов, установленных СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», по показателям «железо», «мутность», «цветность» и перманганатная окисляемость, при этом превышение допустимых уровней хронического неканцерогенного риска для здоровья населения от воздействия горячей воды и влияние качества горячей воды на заболеваемость детского населения в <Адрес обезличен> отсутствует (л.д.44-48).
Таким образом, обязанность по обеспечению потребителей, проживающих в <Адрес обезличен> Республики Коми, горячей водой надлежащего качества, соответствующей гигиеническим нормативам, исполняется ПАО «Т Плюс» ненадлежащим образом, с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
По данным лицевого счета Чиликиной З.Д. в сентябре 2022 года истцу проведен перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по компоненту «теплоноситель» (л.д.29-32).
В силу части 30 и статьи 153 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя его содержания с момента возникновения права собственности на него в виде платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании частей 2,4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в том числе, за горячую воду.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации (часть 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 5 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества горячей воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества горячей воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и организацию, осуществляющую горячее водоснабжение (часть 6 статьи 24 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения указанного в части 6 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением случая, если низкое качество горячей воды вызвано несоответствием качества воды, используемой для приготовления горячей воды, установленным требованиям. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества горячей воды, подаваемой с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 7 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 8 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества горячей воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества горячей воды (часть 10 статьи 24 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу положений статей 4, 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В разделе II приложения № 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к Правилам одним из требований является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы», действовали до 1 марта 2021 года). Отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде (пункт 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.5 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», действовавших до 1 марта 2021 года, предусматривалось, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, согласно которой показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/л, показатель цветности не может составлять более 20 градусов. Норматив предельно допустимой концентрации железа установлен не более 0,3 мг/л (приложение №7).
1 марта 2021 года вступили в силу СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № № 2, содержащие аналогичные требования, предъявляемые к качеству подаваемой воды.
Согласно пункту 6 приложения № 1 к Правилам при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
В силу пункта 150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону её уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
С учетом приведенных норм права и установленного факта нарушения прав истца-потребителя со стороны ответчика ПАО «Т Плюс» на получение горячей воды, соответствующей санитарным требованиям, суд первой инстанции правомерно взыскал с ПАО «Т Плюс» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и штраф в размере 5 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий в связи с предоставлением воды ненадлежащего качества не могут быть приняты во внимание.
Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, ПАО «Т Плюс», не обеспечив соответствие качества горячей воды санитарным требованиям, что подтверждается вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 февраля 2014 года по делу № 2-169/2014, сведениями территориального отдела ... о результатах производственного контроля в 2019-2021 годах и представленным ответчиком отчетом ... несет ответственность, предусмотренную законом, в виде компенсации морального вреда.
Использование длительное время горячей воды ненадлежащего качества нарушает права истца как потребителя коммунальной услуги горячего водоснабжения, поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ПАО «Т Плюс» совершает действия по выполнению Плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствии с требованиями санитарного законодательства и причинение вреда здоровью истцов использованием горячей воды поставляемого качества не установлено, не могут быть приняты во внимание, поскольку отклонение показателей воды от нормативов, установленных санитарными нормами и правилами, утвержденными в соответствии со статьей 39 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», свидетельствует о том, что такая вода не обеспечивает необходимый уровень безопасности и не является безвредной, что создает угрозу для здоровья истцов-потребителей коммунальной услуги водоснабжения.
Кроме того, в силу пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» в случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, статья 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»), при доказанности факта нарушения права гражданина (потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, при доказанности факта нарушения прав истца как потребителя коммунальных услуг предоставлением услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, отсутствие вреда здоровью истца не освобождает ответчика от обязанности по компенсации морального вреда.
Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Удовлетворяя требования истца о компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил из принципа разумности и справедливости. С учетом всех установленных по делу обстоятельств, и принимая во внимание доказанность факта нарушения прав истца как потребителя коммунальных услуг ненадлежащим оказанием услуги по подаче горячей воды, суд счел возможным удовлетворить требование истца о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, с чем судебная коллегия согласна с учетом объекта посягательства (здоровье) и длительности нарушения права.
Исходя из положений статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения имущественного вреда. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком истцу в добровольном порядке произведен перерасчет начислений платы за горячее водоснабжение, отклоняется как несостоятельный.
Поскольку ответчиком не были добровольно приняты меры по обеспечению истца горячей водой надлежащего качества, судом первой инстанции обоснованно взыскан штраф в пользу истца в размере 5000 рублей.
Довод о недопустимости взыскания штрафа при взыскании только компенсации морального вреда и отсутствии иных требований основан на ошибочном толковании норм права.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
Таким образом, при взыскании с исполнителя в пользу потребителя компенсации морального вреда в силу прямого указания закона суд должен разрешить вопрос о взыскании с виновного лица штрафа.
Оснований для изменения размера морального вреда и штрафа судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы о большом количестве заявленных к ПАО «Т Плюс» исков о взыскании компенсации морального вреда, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они не опровергают выводы суда и правильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права и не являются основанием для освобождения ПАО «Т Плюс» от ответственности за оказание истцу услуг по водоснабжению ненадлежащего качества.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 апреля 2023 года.