№ 16-1303/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 28 июля 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» Набережных Д.Э. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова») от 6 ноября 2019 года, решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 года, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Краснодарскому краю» (далее – ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз», учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» от 6 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года, ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д.93-95).
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года жалоба защитника ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» оставлена без рассмотрения ввиду отсутствия полномочий на подписание и подачу жалоб (т.1 л.д.233-235).
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 15 июля 2020 года отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года (т.1 л.д.299-300).
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2020 года определение судьи Краснодарского краевого суда от 23 января 2020 года отменено, дело возвращено в Краснодарский краевой суд для решения вопроса о принятии жалобы к производству (т.2 л.д.47-51).
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 года постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 ноября 2019 года и решение судьи Славянского городского суда Краснодарского края от 17 декабря 2019 года оставлены без изменения (т.2 л.д.65-72).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.
Статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 1 статьи 22, пункты 1 - 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ).
Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, признаны особо охраняемыми водными объектами (часть 1 статьи 61, статья 66 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ) определено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24 июля 1958 г. № 467 «Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь» установлены границы территории Приазовского республиканского заказника.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2055-р государственный природный заказник «Приазовский» приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» (далее - Положение). Управление заказником осуществляет ФГБУ «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» Министерства природы России.
Согласно пункту 1.8 Положения, территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включенной в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.».
Исходя из подпункта 9 пункта 3.1 и пункта 3.6 Положения на территории заказника запрещаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника; строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства допускаются только по согласованию с Минприроды России.
Пунктом 3.7 Положения предусмотрено, что проектная документация объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В силу пункта 4 Правил предоставления проектной документации объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822 (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822), проектная документация в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых, природных территорий федерального значении для проведения экологической экспертизы представляется в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 1 октября 2019 года в ходе обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации было выявлено, что на особо охраняемой природной территории в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» в районе <адрес> в 200 метрах от насосной станции № на юго-запад в 25 метрах от уреза воды Главного коллекторного сброса (канала) обнаружен экскаватор RM TEREX ТХ 220 белого цвета на гусеничном ходу, государственный №, который осуществлял работы по выемке и перемещению грунта на площади 30*15 метров, при этом зафиксировано нарушение почвенного покрова. Указанные работы проводились ООО «Инженерные технологические системы» по Государственному контракту от 10 июля 2018 года, заказчиком работ являлся ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» в рамках осуществления работ по реконструкции насосных станций 1,2,3,4,5,6,13 Черноерковской оросительной системы Славянского района Краснодарского края согласно проектной документации Проектно-изыскательного института «Кубаньводпроект» и обоснований, сделанных Институтом безопасности гидротехнических сооружений. Однако, в нарушение пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ, подпункта 9, пунктов 3.1, 3.6, 3.7 раздела III Положения, пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 822, учреждением не предоставлено документов на согласование хозяйственной деятельности на территории государственного природного заказника федерального значения «Приазовский» и заключение государственной экологической экспертизы федерального значения.
Факт совершения ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» административного правонарушения и его виновность подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.96-98), копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1 л.д.107-108), копией докладной должностного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х.Г. Шапошникова» (т.1 л.д.109), копией акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований и приложенной к нему фототаблицей (т.1 л.д.110-116) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судебные инстанции сочли, что учреждение имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательством требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, что учреждение не было уведомлено о наличии особого режима территории при эксплуатации насосной станции, не ставит под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности учреждения и не влечет отмену состоявшихся по делу актов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», первоначальный текст которого был опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 31 от 2 августа 2010 года.
Сведения об указанном Положении и границах особо охраняемой природной территории находятся в общем доступе, в том числе в сети Интернет, не могли быть не известны ФГБУ «Управление «Кубаньмелиоводхоз» в силу специфики работы указанного учреждения.
Ссылка заявителя на выдачу 17 августа 2010 года администрацией сельского поселения Голубая <адрес> разрешения на реконструкцию насосной станции № Черноерковской оросительной системы расположенной по адресу: <адрес>, ПК 130 <адрес>, до утверждения Положения, не может быть признана заслуживающей внимание.
Участок в районе <адрес> в 200 метрах от насосной станции № на юго-запад в 25 метрах от уреза воды Главного коллекторного сброса (канала), по которому при описанных выше обстоятельствах осуществлялись работы по реконструкции насосной станции, находится в границах государственного природного заказника федерального значения «Приазовский».
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях учреждения объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.39 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 12-89/2019
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 12-1712/2020
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № 16-5710/2020
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░. № 12-1023/2021
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 16-7084/2021, 16-1303/2022