копия дело № 2-3579/2022
24RS0046-01-2020-006934-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
02 июня 2022 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Куликовой А.С.
при секретаре – Жуйковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пургиной Ольги Михайловны, Чечетко Ульяны Владимировны, Якимовой Екатерины Николаевны, Якимова Александра Николаевича к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о местоположении границ земельного участка, об определении границ земельного участка,
руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 к администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о местоположении границ земельного участка, об установлении границ земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Куликова
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о местоположении границ земельного участка, об определении границ земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истцам на праве собственности (по ? доли) принадлежит земельный участок, на котором расположен жилой дом, по адресу: <адрес>, площадью 910 кв.м., кадастровый №. Дом возведен на основании договора об установлении права застройки от ДД.ММ.ГГГГ, право на который зарегистрировано, также на земельном участке возведены с 1941 года хозяйственные постройки, поименованные в техническом паспорте жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ:
- Г6 – сарай;
- Г9 – уборная;
- Г15 – теплица;
- N6 – колодец, построенный в 1970 году;
- Г15 – теплица, построена в 1997 году;
- Г17 – баня, построена в 1993 году, в 2011 году реконструирована, право на которую зарегистрировано;
- Г18 – застекленная веранда, вход в жилой дом;
- Г19 – теплица, построена в 1999 году;
- Г20 – сарай, построен в 1994 году;
- Г22 – уборная;
- Г24 – навес, построен в 1994 году;
- Г26 – стайка, построена в 1976 году.
Хозяйственные постройки нанесены на схематический план земельного участка в техническом паспорте, частично нанесены на генеральный план <адрес>. Первичная техническая инвентаризация жилого дома была произведена ДД.ММ.ГГГГ. Схематический план земельного участка, по результатам инвентаризации БТИ, внесен в технические паспорта жилого дома. Земельный участок под жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, нанесен на генеральный план <адрес> в 80-х годах прошлого века, имеется выкопировка из генерального плана 1996 года. По договору купли-продажи строения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО9 приобрели в равных долях домовладение, расположенное на участке земли площадью 2 540 кв.м. По договору дарения строения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 подарил ФИО10 домовладение, расположенное на участке земли площадью 2 400 кв.м. Согласно справки Бюро технического учета Городского отдела коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь земельного участка:
- по землеотводным документам 2 540 кв.м.;
- по данным последней инвентаризации 2 400 кв.м.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 продала ФИО11 ? долю домовладения, расположенного на участке земли 2 400 кв.м. Договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 подарила ФИО12 ? долю жилого бревенчатого дома с надворными постройками, расположенного на участке земли 2 400 кв.м. Согласно справке Красноярского городского бюро технической инвентаризации, выданной к договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, фактическая площадь земельного участка – 2 833 кв.м. Наследниками ФИО12 по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ в равных долях стали ФИО3, ФИО1 (ФИО21) У.В. Наследниками ФИО8 стали ФИО4, ФИО5 согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и решению Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В договорах, на основании которых владели, пользовались и распоряжались своим имуществом наследодатели, указана площадь земельного участка:
- в договоре купли-продажи строения от ДД.ММ.ГГГГ, указана площадь участка земли 2 540 кв.м., наследодатель ФИО8;
- в договоре дарения от ДД.ММ.ГГГГ указана площадь участка земли 2 400 кв.м.;
- по справке Красноярского городского бюро технической инвентаризации, выданной к договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, фактически площадь земельного участка – 2 883 кв.м., наследодатель ФИО12
АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ выдало информационную справку об измеренной площади земельного участка <адрес>. Площадь земельного участка составила:
- 2 540 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 233,5 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 833 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 941,5 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 941,5 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В сентябре 2018 года проведено межевание земельного участка 24:50:0700077:84, определена площадь земельного участка по фактическим, исторически сложившимся границам, которая составила 3 339 кв.м., однако кадастровым инженером ФИО14 для регистрации в ЕГРН подготовлен межевой план земельного участка на 910 кв.м.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненного искового заявления истцы просят:
- признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84, расположенного по адресу: <адрес>, участок № от 2018 г.;
- исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84, расположенного по адресу: <адрес>, участок №;
- определить границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84, расположенного по адресу: <адрес>, участок № в следующих координатах:
Название межевого знака | Х, м | Y, м |
н1 | 626682.88 | 93622.36 |
н2 | 626706.66 | 93643.03 |
н3 | 626703.05 | 93646.08 |
н4 | 626699.99 | 93648.89 |
н5 | 626715.61 | 93665.06 |
н6 | 626722.38 | 93670.76 |
н7 | 626735.30 | 93681.94 |
н8 | 626740.95 | 93687.81 |
н9 | 626747.45 | 93693.82 |
н10 | 626745.48 | 93696.15 |
н11 | 626741.33 | 93699.17 |
н12 | 626740.57 | 93699.54 |
н13 | 626738.65 | 93700.24 |
н14 | 626731.37 | 93701.62 |
н15 | 626730.78 | 93701.02 |
н16 | 626727.90 | 93706.15 |
н17 | 626726.10 | 93708.73 |
н18 | 626724.51 | 93707.49 |
н19 | 626723.28 | 93709.07 |
н20 | 626720.47 | 93712.65 |
н21 | 626716.83 | 93713.74 |
н22 | 626715.78 | 93714.00 |
н23 | 626712.29 | 93714.30 |
н24 | 626708.14 | 93715.03 |
н25 | 626705.75 | 93715.06 |
н26 | 626686.67 | 93703.34 |
н27 | 626688.01 | 93700.66 |
н28 | 626684.19 | 93698.33 |
н29 | 626684.86 | 93697.06 |
н30 | 626694.41 | 93684.05 |
н31 | 626695.73 | 93681.96 |
н32 | 626692.64 | 93679.86 |
н33 | 626677.74 | 93669.73 |
н34 | 626680.77 | 93664.20 |
н35 | 626673.74 | 93659.03 |
н36 | 626667.85 | 93654.74 |
н37 | 626662.01 | 93651.51 |
н38 | 626667.22 | 93643.24 |
н39 | 626674.18 | 93631.76 |
н1 | 626682.88 | 93622.36 |
Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца ФИО5 – ФИО20, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании также поддержал заявленные уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> – ФИО13, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что по результатам визуального обследования департаментом установлено, что на дополнительно испрашиваемом к перераспределению земельном участке, расположены постройки, на которые не предоставлены правоустанавливающие документы, что в силу пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в перераспределении земельного участка, в связи с чем департаментом отказано в предоставлении земельного участка, отказы истцами в установленном законом порядке не обжаловались. Кроме того пояснила, что истцами не доказан факт наличия у них права на владение земельным участком площадью 3 339 кв.м. на законном оснвоании, также пояснила, что согласно пп. 1 п. 4 ст. 14 Правил для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) установлен максимальный (предельный) размер земельных участков, с учетом вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства составляет – 0,20 га, с иными видами разрешенного использования – максимальный – 3 га, тогда как истцы требуют признать право собственности, превышающие предельные размеры земельных участков, что противоречит п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.
Истцы ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили, о причинах неявки суд не уведомили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора -ФИО14 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика администрации <адрес> – ФИО15, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные исковые требования не признал, дополнительно пояснил, что истцы являются в настоящее время собственниками земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84, общей площадью 910 кв.м. Достоверных доказательств предоставления органами местного самоуправления земельного участка общей площадью 3 339 кв.м. истцами не представлено, следовательно, формирование земельного участка, признание на него права собственности в двух территориальных зонах с пересечением границ красных линий, в нарушении предельного максимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом, невозможно в силу закона.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО16, ФИО17, ФИО18 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» - ФИО19, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, представила пояснение по делу, согласно которым на сегодняшний день само по себе нахождение спорного земельного участка в границах II пояса ЗСО поверхностного водозабора на <адрес> филиала «Красноярская ТЭЦ-2» АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» не является основанием для отказа в предоставлении указанного земельного участка в частную собственность.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 21 Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р. 1922 года было предусмотрено, что земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землею допускалось только на правах пользования.
В соответствии с примечанием 2 к п. 15 "Положения о земельных распорядках в городах", утвержденного Декретом ВЦИК и СНК Р.С.Ф.С.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, при переходе в законном порядке от одних лиц к другим арендных прав (перенаем и т.п.) на муниципализированные строения или права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым арендаторам и владельцам.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута (публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены гл. V.4 настоящего кодекса.
В силу п. 2 ст.. 3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В ст. 39.2 Земельного кодекса РФ указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего кодекса.
В соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> департамент является органом администрации <адрес>, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землей и городскими лесами. Во исполнение указанных функций департамент наделен полномочиями по использованию и распоряжению земельными участками на территории <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного п. 12 ст. 39.29 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены гл. V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ).
В п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
В силу пп. 3,9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса, образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № сформулирована правовая позиция, согласно которой законоположение пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 являются собственниками (по ? доли каждый), построенного в 1941 году, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 118,2 кв.м., а также земельного участка №, площадью 828 кв.м., право на который зарегистрировано – ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке, фактически занимаемом жилым домом <адрес> расположены следующие, существующие строения и сооружения собственников жилого <адрес>, учтенные БТИ: жилой дом (кадастровый №), литера А, А1, A3, А4,а,а1,а2,Г15,Г18,Г27; баня (кадастровый №), литера Г17; нежилое строение (сарай), литера Г6; уборная, литера Г9, Г22; навес, литера Г24, Г26;сарай, литера Г25;колодец №.
Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта на жилой дом, домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, решения Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, декларация об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, договор об установлении права застройки от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700077:84, площадь участка на учете ЕГРН составляет 910 кв.м., находится в общей долевой собственности ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, по ? доли, право зарегистрировано в установленном законе порядке ДД.ММ.ГГГГ. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее истцы обращались в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84 с площади 910 кв.м. до 1 500 кв.м.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности желаемый к образованию земельный участок площадью 1 500 кв.м. располагается в зоне – индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Согласно пп. 1 п. 4 ст. 14 Правил землепользования и застройки городского округа, утвержденных решением Красноярского городского ФИО2 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122, для земельных участков, в территориальной зоне Ж-1 минимальный размер земельного участка – 0,06 га, с иными видами разрешенного использования: минимальный – 0,03 га.
Кроме того, по результатам визуального обследования департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> установлено, что на дополнительно испрашиваемом к перераспределению земельном участке, расположены постройки, на которые истцами не предоставлены правоустанавливающие документы, что в силу пп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ является основанием для отказа, в связи с чем департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> отказано в перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, истцами заявлено требование о признании права собственности на земельный участок общей площадью 3 339 кв.м., исходя из следующего.
АО «Ростеинвентаризация-Федеральное БТИ» ДД.ММ.ГГГГ выдало информационную справку об измеренной площади земельного участка <адрес>. Площадь земельного участка составила:
- 2 540 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 233,5 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 833 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 941,5 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- 2 941,5 кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что площадь земельного участка, на котором расположен жилой дом, по адресу: <адрес>, составляла 2400 кв. м.
В соответствии с выводами судебной землеустроительной экспертизы, проведенной ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО14, границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ по сведениям ЕГРН. Границы фактического земельного участка на местности закреплены забором. Площадь фактического земельного участка составляет 3 339 кв.м., не соответствует площади по документам – 828 кв.м.
Из заключения эксперта ИП ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что во время землеустроительной экспертизы выполнен обмер земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84 (земельный участок № по <адрес> в <адрес>). Границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации по сведениям ЕГРН. Площадь фактического земельного участка составляет 3 339 кв.м, не соответствует площади по документам (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №) - 828 кв.м).
Границы фактического земельного участка занимаемого жилым домом по адресу: <адрес> на местности закреплены забором. Во время землеустроительной экспертизы выполнен обмер земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700077:84 (земельный участок № по <адрес> в <адрес>), занимаемого жилым домом <адрес> по фактическому ограждению. <адрес> фактического земельного участка составляет 3339 кв.м.
Согласно указанным на фрагменте топографического плана № от ДД.ММ.ГГГГ границам земельного участка площадь земельного участка по адресу: <адрес>, № составляет 3 321 кв.м.
Вместе с тем, основания для предоставления в собственность бесплатно земельных участков определены в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>», а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из п. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ документом, удостоверяющим право землепользования, является государственный акт на право пользования землей, выданный исполнительным комитетом районных, городских ФИО2 народных депутатов.
Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей» была утверждена единая форма государственного акта на право пользования землей. В соответствии с указанной формой в государственных актах должны быть указаны следующие сведения: наименование землепользования, исполнительный комитет районного (городского) ФИО2 народных депутатов на основании решения которого был отведен земельный участок, цель предоставления земли, площадь участка, посторонние землепользователи, изменения в землепользовании. Акт выдавался вместе с планом землепользования и подлежал регистрации в Книге записи государственных актов на право пользования землей.
Однако, как следует из материалов дела, истцами не предоставлены государственный акт и план землепользования, прилагаемый к акту на право пользования землей, в связи с чем, истцами не подтверждено право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком площадью 3 339 кв.м.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>», право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов:
а) граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане);
б) граждане Российской Федерации, которым указанные земельные участки были предоставлены в аренду на основании решений органов местного самоуправления до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
в) граждане Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов;
г) молодые специалисты - граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, которые либо имеют законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, работают на территории <адрес> в сельской местности (сельском поселении или сельском поселении и межселенной территории, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также сельском населенном пункте, входящем в состав муниципального округа, городского поселения или городского округа, за исключением <адрес>) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы (образовательной организации, медицинской организации, учреждении культуры, физической культуры и спорта или социального обслуживания) в соответствии с полученной специальностью не менее трех лет, либо обучаются на последнем курсе профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и отвечают совокупности следующих условий:
- изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы на территории <адрес> в сельской местности в соответствии с полученной специальностью;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности, в которой молодой специалист изъявил желание работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- участие в государственных (муниципальных) программах по обеспечению жильем граждан.
д) граждане Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате наследования, при этом наследодатель имел право на получение земельного участка в собственность бесплатно, но данное право надлежащим образом не реализовал.
Кроме того, согласно пп. 1 п. 4 ст. 14 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных решением Красноярского городского ФИО2 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № В-122 для зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) установлен максимальный (предельный) размер земельных участков, с учетом вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства составляет – 0,20 га, с иными видами разрешенного использования: максимальный – 3 га.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО22 а.Н. к администрации <адрес>, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о местоположении границ земельного участка, об определении границ земельного участка, поскольку истцами не доказан факт наличия у них прав на земельный участок площадью 3 339 кв.м., а кроме того, испрашиваемый земельный участок площадью 3 339 кв.м. превышает предельные размеры земельных участков, что противоречит п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, которые регламентируют подготовку документации по планировке территорий. Кроме того, границы земельного участка истцов, его площадь 910 кв.м., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости по результатам межевания от 2018 г., соответствуют границам и площади земельного участка при их законном предоставлении, что не является основанием для признания результатов межевания недействительными. Вопреки утверждению истцов, доказательств того, что установление границ земельного участка в разное время в разной площади, приведшее к увеличению площади спорного земельного участка до 3 339 кв.м. происходило на законном основании, материалы дела не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пургиной Ольги Михайловны, Чечетко Ульяны Владимировны, Якимовой Екатерины Николаевны, Якимова Александра Николаевича к администрации г. Красноярска, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании недействительными результатов межевания земельного участка, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о местоположении границ земельного участка, об установлении границ земельного участка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Куликова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2022 года.
Председательствующий А.С. Куликова