дело № 2а-630/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 5 июля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми,
установил:
ГУ – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением Отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми о признании незаконным п. 2 постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 13.12.2017 в части обязания ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми самостоятельно высчитать сумму задолженности по алиментам, начиная с 05.09.2017 года, обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми рассчитать размер задолженности должника Ш. по алиментам, начиная с 05.09.2017 по 31.12.2017, признать незаконным п. 2 постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 13.12.2017 в части возложения на ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми обязанности по индексации размера взыскиваемых алиментов пропорционально увеличению прожиточного минимума, установленного для населения, проживающих в южной природно-климатической зоне Республике Коми, обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми произвести индексацию размера взыскиваемых алиментов пропорционально увеличению прожиточного минимума, установленного для населения, проживающего в южной природно-климатической зоне Республике Коми.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.07.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Коми.
Представитель административного истца ГУ – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми Вишератина Т.В., действующая на основании приказа, в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми судебный пристав-исполнитель Хабибуллин М.А., действующий на основании удостоверения, в судебном заседании возражал удовлетворению заявленных требований.
Административный ответчик Управление федеральной службы по Республике Коми, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание представителей не направил, не просил о рассмотрении административного искового заявления в их отсутствие.
Согласно статье 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
Суд, в целях недопущения злоупотребления сторонами процессуальными правами, с учетом сокращенных сроков, установленных для рассмотрения административного дела, а также принимая во внимание, что информация о рассмотрении дела в установленном порядке размещалась на сайте Сыктывдинского районного суда Республики Коми, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы рассматриваемого дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принять все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании ст. 64 Закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено, что 12.12.2018 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми Хабибуллиным М.А. на основании решения Димитровского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по делу № о взыскании с Ш. в пользу Ш. алиментов на содержание сына Ш. в размере 1/5 величины прожиточного минимума, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 20.06.2017 № 395 для населения, проживающего в южной природно-климатической зоне Республике Коми в размере 2 374 рубля 60 копеек ежемесячно, начиная с 05.09.2017 и до достижения трехлетнего возраста ребенка. Размер взыскиваемых алиментов подлежит индексации пропорционально увеличению величины прожиточного минимума, установленного для населения, проживающего в южной природно-климатической зоне Республики Коми в размере 1/5 величины прожиточного минимума доли доходов ежемесячно.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Хабибуллиным М.А. в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа 13.12.2018 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, согласно п. 2 которого указано, что главному бухгалтеры ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми самостоятельно высчитывать сумму задолженности по алиментам, начиная с 05.09.2017 года.
Указывая, что при осуществлении исполнительских действий, направленных на обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника, судебным приставом-исполнителем допущены нарушения законодательства, ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми полагало незаконными действия судебного пристава-исполнителя в части обязании Центра самостоятельно производить расчет алиментов и их индексацию.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. Обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, является мерой принудительного исполнения.
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд указывает на то, что с настоящим административным исковым заявлением ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми обратилась с пропуском установленного законом десятидневного срока для обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, при этом, каких-либо сведений об уважительности причин пропуска данного срока административный истец не представил.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 122 Закона жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Как указывалось выше, аналогичный срок на подачу жалобы на бездействие должностного лица службы судебных приставов предусмотрен статьей 122 Закона.
Из материалов дела и административного искового заявления следует, что оспариваемое постановление получено административным истцом 19.12.2017.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что об оспариваемых действиях судебного пристава-исполнителя должнику стало известно 19.12.2017, тогда как административный истец обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением 26.06.2018. При этом доводов о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, являющихся основанием для его восстановления, административным истцом в заявлении не приведено.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 218, 219, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ГУ – Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми к Отделу судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным п. 2 постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 13.12.2017 в части обязания ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми самостоятельно высчитать сумму задолженности по алиментам, начиная с 05.09.2017 года, обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми рассчитать размер задолженности должника Ш. по алиментам, начиная с 05.09.2017 по 31.12.2017, признать незаконным п. 2 постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов-исполнителей по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми от 13.12.2017 в части возложения на ГУ - Центр по выплате и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми обязанности по индексации размера взыскиваемых алиментов пропорционально увеличению прожиточного минимума, установленного для населения, проживающих в южной природно-климатической зоне Республике Коми, обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП по Республике Коми произвести индексацию размера взыскиваемых алиментов пропорционально увеличению прожиточного минимума, установленного для населения, проживающего в южной природно-климатической зоне Республике Коми, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 июля 2018 года.
Судья Т.И. Глобу