ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2388/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Благодатная Е.Ю.
УИД 91RS0003-01-2022-004719-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной
судей Н.О. Матвиенко, И.А. Подлесной
при секретаре М.В. Затонском
рассмотрела 28 марта 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесник Риты Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Колесник Р.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии №18964/22 от 10.03.2022 года. Так же истец просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 16.08.2001 года по 24.08.2006 года в должности заместителя директора по воспитательной работе за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 04.02.2002 года по 17.02.2002 года, периоды дополнительных оплачиваемых учебных отпусков с 22.09.2014 года по 26.09.2014 года, с 02.12.2014 года по 24.12.2014 года, с 01.02.2015 года по 01.02.2015 года, с 11.01.2016 года по 04.02.2016 года, с 23.05.2016 года по 16.06.2016 года, с 03.10.2016 года по 22.10.2016 года, с 01.02.2017 года по 28.02.2017 года, нерабочие и праздничные дни, установленные Законом Республики Крым «О праздничных и памятных датах Республики Крым» 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года,04.09.2017 года, 19.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года, 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 18.03.2021 года, 14.05.2021 года, 21.06.2021 года, 19.07.2021 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 19.01.2022 года.
В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Истец считает отказ незаконным, в связи с этим обратился в суд.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2022 года решение ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым №18964/22 от 10.03.2022 года признано незаконным, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж периода работы Колесник Р.В. с 16.08.2001 года по 24.08.2006 года в должности заместителя директора по воспитательной работе за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы с 04.02.2002 года по 17.02.2002 года, периоды дополнительных оплачиваемых учебных отпусков с 22.09.2014 года по 26.09.2014 года, с 02.12.2014 года по 24.12.2014 года, с 01.02.2015 года по 01.02.2015 года, с 11.01.2016 года по 04.02.2016 года, с 23.05.2016 года по 16.06.2016 года, с 03.10.2016 года по 22.10.2016 года, с 01.02.2017 года по 28.02.2017 года, нерабочие и праздничные дни, установленные Законом Республики Крым «О праздничных и памятных датах Республики Крым» 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года,04.09.2017 года, 19.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года, 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 18.03.2021 года, 14.05.2021 года, 21.06.2021 года, 19.07.2021 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 19.01.2022 года.
Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика в части удовлетворенных требований подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановленного с нарушением норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 08 февраля 2023 года при подготовке дела к слушанию была произведена замена ответчика ОПФР по Республике Крым на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании истец Колесник Р.В. и ее представитель Клепова Е.В. возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Крым - Танцюра Е.В. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствии не явившегося истца.
Заслушав судью–докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесник Р.В., (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), обратилась 19.01.2022 года в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 10.03.2020 г. № 18964/22 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом в специальный стаж небыл засчитал период работы с 16.08.2001 года по 24.08.2006 года в должности заместителя директора по воспитательной работе, поскольку отсутствуют сведения о выполнении работы на полную ставку, также исключены периоды дополнительных оплачиваемых учебных отпусков с 22.09.2014 года по 26.09.2014 года, с 02.12.2014 года по 24.12.2014 года, с 01.02.2015 года по 01.02.2015 года, с 11.01.2016 года по 04.02.2016 года, с 23.05.2016 года по 16.06.2016 года, с 03.10.2016 года по 22.10.2016 года, с 01.02.2017 года по 28.02.2017 года, нерабочие и праздничные дни, установленные Законом Республики Крым «О праздничных и памятных датах Республики Крым» 18.03.2015 года, 13.04.2015 года, 01.06.2015 года, 17.07.2015 года, 24.09.2015 года, 18.03.2016 года, 20.06.2016 года, 05.07.2016 года, 12.09.2016 года, 20.03.2017 года, 17.04.2017 года, 05.06.2017 года,04.09.2017 года, 19.03.2018 года, 09.04.2018 года, 28.05.2018 года, 15.06.2018 года, 21.08.2018 года, 18.03.2019 года, 29.04.2019 года, 04.06.2019 года, 17.06.2019 года, 12.08.2019 года, 18.03.2020 года, 20.04.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года, 31.07.2020 года, 18.03.2021 года, 14.05.2021 года, 21.06.2021 года, 19.07.2021 года, поскольку включение указанных периодов, по мнению ответчика, не предусмотрено действующим законодательством.
Стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно решению пенсионного фонда составил 21 год 09 месяцев 05 дней.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Согласно записям в трудовой книжки серии БТ-I № от 01.08.1987 года истец с 01.08.1987 года по 31.08.1988 года работал в должности библиотекаря Скворцовской средней школы, с 01.09.1992 года по 20.09.1999 года учителем украинского языка и литературы Скворцовской средней школы Симферопольского района, с 20.09.1999 года по 12.01.2001 года методистом по украинскому языку и литературе Крымского республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования (оставлена нагрузка учителя украинского языка и литературы по совместительству в школе), с 19.12.2001 года по 15.08.2001 года учителем украинского языка и литературы в Скворцовской общеобразовательной школе Симферопольского района, с 16.08.2001 года по 23.08.2006 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учитель украинского языка и литературы Скворцовской общеобразовательной школе Симферопольского района, с 24.08.2006 года по 30.09.2013 года учителем украинского языка и литературы Скворцовской общеобразовательной школе Симферопольского района, с 01.10.2014 года по настоящее время учителем русского языка и литературы Скворцовской общеобразовательной школе Симферопольского района (л.д.39-47).
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781).
Таким образом, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (действовало в спорный период работы истца, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.
Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, предусматривалась и в последующем приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
В соответствии с Примечанием к пунктом 2 к Приложению N 1 "Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности не считается совместительством и не требует заключения трудового договора, преподавательская работа всех руководящих работников предусматривается в приказе о распределении учебной нагрузки на общих основаниях с учителями, а для определения заработной платы вносится в тарификационный список.
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 18 часов в неделю.
Определять факт полного рабочего времени при выполнении работы на двух или нескольких должностях с неполным рабочим временем по каждой из включенных в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, особенно с разной продолжительностью рабочего времени, следует путем суммирования частей ставок заработной платы (должностных окладов), выплаченных за отработанное время по каждой должности.
Учитывая вышеизложенное, если заместитель директора по воспитательной работе, выполняющий работу на 1 ставку, одновременно работает учителем не менее чем на 0,5 ставки, то не имеется оснований для отказа во включении периода работы на таких условиях в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не устанавливает ограничений в том, на каких условиях должна выполняться работа в разных должностях, включенных в Список, - на основании отдельно заключенных трудовых договоров по каждой из должностей или путем внесения в основной трудовой договор (например, по должности заместителя директора) дополнения о выполнении преподавательской работы в необходимом объеме.
Кроме того, в соответствии с п.6 Правил №781, работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований заключается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Из представленных документов следует, что Скворцовская общеобразовательная школа – МБОУ «Скворцовская школа» расположена в сельской местности.
Из справки № 290-исх от 14.10.2021 года, выданной МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым» следует, что Колесник Р.В. (ФИО15) с 12.07.2001 года принята на должность учителя украинского языка и литературы Скворцовской общеобразовательной школы, с 16.08.2001 года назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе Скворцовской общеобразовательной школы, с оставлением также в должности учителя украинского языка и литературы, с 25.08.2006 года Колесник Р.В. была освобождена от должности заместителя директора по учебно-воспитательной работы Скворцовской общеобразовательной школы, с оставлением в должности учителя украинского языка и литературы в этой же школе (л.д. 22-24).
Выполнение учебной нагрузки подтверждается справкой №311-исх от 22.10.2021 года, выданной МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым», согласно которой Колесник Р.В. с 01.09.2000 года по 31.10.2010 года работала на 0,5 ставки в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и выполняла педагогическую учебную нагрузку (более 8 часов в неделю) за ставку заработной платы (л.д.25).
Учитывая, что с 01.09.2000 года по 22.10.2021года Колесник Р.В. работала в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки, и одновременно осуществляла трудовую деятельность в должности учителя русского языка и литературы в общеобразовательном учреждении – школе, расположенной в сельской местности и выполняла норму часов преподавательской работы (более 8 часов в неделю) за ставку заработной платы, суд первой инстанции сделал основанный вывод о наличии оснований для включения периода трудовой деятельности с 16.08.2001года по 24.08.2006 года (за исключением времени отпуска без сохранения заработной платы с 04.02.2002года по 17.02.2002года) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного отказ ответчика в зачете спорных периодов в специальный стаж истца неправомерен, противоречит вышеприведенному правовому регулированию.
Так же обоснованным являются вывод суда о том, что периоды нахождения в дополнительных учебных отпусках, являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, орган пенсионного обеспечения обязан включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со справкой № 290-исх от 14.10.2021 года, выданной МКУ «Центр по обслуживанию муниципальных учреждений образования Симферопольского района Республики Крым», Колесник Р.В. в период с с 22.09.2014 года по 26.09.2014 года, с 02.12.2014 года по 24.12.2014 года, с 01.02.2015 года по 01.02.2015 года, с 11.01.2016 года по 04.02.2016 года, с 23.05.2016 года по 16.06.2016 года, с 03.10.2016 года по 22.10.2016 года, с 01.02.2017 года по 28.02.2017 года находилась в учебных отпусках.
Таким образом, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации являлись периодами работы Колесник Р.В. с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, в связи с этим данные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж нерабочих праздничных дней, поскольку издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Государственным Советом Республики Крым 24 декабря 2014 года был введен в действие Закон Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
Нерабочие праздничные дни, которые не были включены ответчиком в специальный стаж, были предусмотрены Указами Главы Республики Крым в соответствии с Закон Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены п. 9 Правил N 516 от 11 июля 2002 года, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данном случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней, Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.
Определяя дату назначения досрочной страховой пенсии, судебная коллегия соглашается с датой 19.01.2022 года, установленной судом первой инстанции.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
С учетом периодов, учтенных пенсионным органом и судом, продолжительность специального стажа на 19.01.2022 года составила 27 лет 02 месяца 12 дней, следовательно, 25-летний педагогический стаж наступил 06.11.2019 года, что также подтверждено расчетом ОПФР по Республике Крым (л.д. 76).
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 7 следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2019 г., то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеприведенных положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у которого право на пенсию наступило в 2019 году, пенсия назначается через шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
В связи с этим право на назначение досрочной пенсии у Колесник Р.В. возникает с 06.05.2020 года (06.11.2019 года + 6 месяцев), следовательно, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ответчика по назначению истцу досрочной страховой пенсии с даты обращения в пенсионный орган – с 19.01.2022 года.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут являться основанием для отмены в полном объеме обжалуемого решения суда.
На основании части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 7 следует, что если у лица право на пенсию наступает в 2020 году, то пенсия данному лицу наступает не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из вышеприведенных положений следует, что лицу, претендующему на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", у которого право на пенсию наступило в 2020 году, пенсия назначается через один год шесть месяцев со дня возникновения права на такую пенсию.
В связи с этим право на назначение досрочной пенсии у Колесник Р.В. возникает с 19.01.2022 (дата обращения в пенсионный орган).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ответчика по назначению истцу досрочной страховой пенсии с 19.01.2022 года.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене в полном объеме решения суда, не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.О. Матвиенко
И.А. Подлесная