37RS0005-01-2023-000215-25
Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2023 года
28 марта 2023 годагород Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при секретаре Соломиной Л.В.,
с участием представителя истца – прокурора Лукиной А.О., представившей служебное удостоверение,
представителя третьего лицаГУ МЧС России по Ивановской области Структурное подразделение - Центр ГИМС Юрченко А.В., представшего служебное удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Ткачеву Е.И. о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Ткачеву Е.И. о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области заявление для исключения из реестра маломерных судов гребной лодки «<данные изъяты> Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в ходе которой выявлены обстоятельства, нарушающие интересы Российской Федерации. По информации Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области в настоящее время на учете в соответствующем реестре маломерных судов находится маломерное судно «<данные изъяты>, принадлежащая ответчику Ткачеву Е.И. Указанная гребная лодка не подлежит государственной регистрации в Центрах ГИМС МЧС России. Государственная регистрация указанной гребной лодки в реестре нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации маломерных судов.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Ткачев Е.И. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещенв порядке главы 10 ГПК РФ. Уважительные причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не направлял. Возражений относительно предъявленных исковых требований от ответчика не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Ивановской области Юрченко А. В. заявленные требования просил удовлетворить, поскольку согласно поступившим в адрес Управления письменным разъяснениям прекращение регистрации судна в отсутствие заявления правообладателя возможно только на основании решения суда.
Заслушав представителей истца, третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее по тексту – КВВТ РФ) судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Пунктом 1 ст. 16 КВВТ РФ предусмотрено, что судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно -в реестре маломерных судов.
Согласно п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Пункт 1.1 в статью 16 КВВТ РФ введен после внесения в нее изменений Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», согласно пп. «б» п. 5 ст. 3 которого в ст. 16 КВВТ РФ пункт 1 дополнен пунктом 1.1 следующего содержания: «1.1.Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха».
Впоследствии Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесены изменения в КВВТ РФ. Согласно п. 15 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 367-ФЗ в статье 16 КВВТ РФ пункт 1.1 изложен в действующей редакции.
При этом на момент государственной регистрации спорного судна действовал приказ МЧС России № 500 от 24.08.2005 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (который утратил силу в связи с принятием приказа МЧС России № 340), который предусматривал государственную регистрацию в ГИМС МЧСРоссии принадлежащих юридическим и физическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок -менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах. Таким образом, на момент государственной регистрации спорного судна, органы ГИМС н ответчик действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.
Согласно п. 3 ст. 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2022 № 132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту – Положение).
Согласно п. 4 Положения государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении: а) маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; б) баз (сооружений) для стоянок маломерных судов; в) пляжей, специально оборудованных для купания; г) переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ; д) наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и охраны жизни людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции, в том числе: а) осуществляет государственный надзор за маломерными судами; д) оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; ж) осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании (п. 6 Положения).
Согласно ст. 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Из абз. 7 п. 7 Письма МЧС России от 27.03.2017 № 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340, следует, что в соответствии со ст. 47 КТМ и ст. 21 КВВТ из реестра маломерных судов исключаются следующие суда: погибшее или пропавшее без вести; конструктивно погибшее; утратившее качества судна в результате перестройки или других изменений; утратившие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.08.2021 № 566 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее по тексту – Административный регламент).
Согласно п. 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: 4) при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов – внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
Согласно п. 24 Административного регламента для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению № 5 к настоящему Административному регламенту; 2) судовой билет, выданный ранее; 3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов: документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений; таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации; свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Судом установлено, что 25 апреля 2007 года в реестре маломерных судов на имя Ткачева Е.И было зарегистрировано гребное судно «<данные изъяты>
По данным ГУ МЧС России по Ивановской области сведения об указанном маломерном судне по настоящее время содержатся в ЕИС ЦГУ МЧС России.
Учитывая технические характеристики лодки, суд приходит к выводу о том, в силу требований ст. 21 КВВТ РФ указанная гребная лодка подлежит исключению из соответствующего реестра маломерных судов. Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что маломерное судно, принадлежащее ответчику, по своим техническим параметрам и характеристикам не отвечает требованиям законодательства, предъявляемым к суднам, подлежащим государственному учету в Реестре маломерных судов, в то время как государственная регистрация указанной гребной лодки в реестре нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации маломерных судов.
24 января 2023 года Ткачеву Е.И. в почтовый ящик было доставлено уведомление о необходимости в срок до 31.01.2023 обратиться с заявлением и необходимыми документами в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области в целях исключения гребного судна из Реестра маломерных судов.
В установленный в уведомлении срок ответчик в уполномоченный орган для снятия гребного судна с учета не обратился. Сведений об обратном суду не представлено.
Учитывая отсутствие у территориальных органов ГИМС права самостоятельно принимать решения об исключении судна из соответствующего реестра, поскольку это может быть сделано исключительно по заявлению его собственника, суд находит требования Ивановского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд приходит к выводу о том, что предложенный прокурором срок для возложения на ответчика выполнения соответствующей обязанности является разумным и достаточным.
Как следует из п. 11.4 разъяснений, данных МЧС России в письме от 09.11.2022 № М-29-842, в отсутствие документов, предусмотренных Административным регламентом, маломерное судно может быть исключено из реестра маломерных судов на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Таким образом, настоящее решение суда будет являться основанием для исключения гребной лодки «<данные изъяты>, принадлежащейТкачеву Е.И., из Реестра маломерных судов.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что истец на основании п. 9ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, государственная пошлина, размер которой составляет 300 руб., подлежит взысканию с ответчика в бюджет Ивановского муниципального района Ивановской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ивановского транспортного прокурора удовлетворить.
Возложить на Ткачева Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области заявление для исключения из реестра маломерных судов гребной лодки «<данные изъяты>
Настоящее решение по вступлению в законную силу является основанием для исключения маломерного судна – гребной лодки «<данные изъяты> из Реестра маломерных судов.
Взыскать с Ткачева Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИНН №, в муниципальный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук
Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2023 года