Дело №а-2200/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 июня 2020 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Петросяном Г.А.,
при участии истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес>, возложении обязанности осуществить кадастровый учет нового образованного земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2:
- о признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановке государственной регистрации и об отказе в постановке на кадастровый учет нового образованного земельного участка площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства;
-возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить кадастровый учет нового образованного земельного участка площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства в границах с координатами:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что вступившим в законную силу решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определений об исправлении описок) за истцом признано право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования–для индивидуального жилищного строительства, с вышеуказанными координатами. Истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на учет нового образованного земельного участка и признании права собственности, однако ей было отказано в связи с предоставлением неполного пакета документов. Истец считает решение ответчика незаконным, поскольку право собственности возникло на основании судебного акта, который является обязательным для исполнения. В решении суда прямо указан вид разрешенного использования земельного участка. Требование ответчика о необходимости предоставления распорядительного акта об установлении вида разрешенного использования земельного участка не предоставлялись, поскольку такие сведения содержатся в ЕГРН.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Государственный регистратор ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представила, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом определений об исправлении описок от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) за ФИО1 признано право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства в границах с координатами:
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о государственной регистрации права на вышеуказанный земельный участок, возникшего на основании вступившего в законную силу решения суда.
На государственную регистрацию были предоставлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, межевой план (оптический компакт-диск), определение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, квитанция от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведения правовой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному заявлению Госкомрегистром было принято уведомление о приостановлении осуществления государственной регистрации права в соответствии с п. 7, 20 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что в результате загрузки координат выявлено, что образуемый земельный участок пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №
№ Заявителю было рекомендовано обратиться в Киевский районный суд <адрес> с целью исправления (уточнения) решения по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения кадастрового номера № резолютивной части решения суда. Кроме того, было рекомендовано исправленное, надлежащим образом заверенное решение суда предоставить в Госкомрегистр на бумажном носителе с целью его исполнения в части снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 90№. После чего предоставить межевой план с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 591 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставила в Госкомрегистр заявление о предоставлении дополнительных документов, определение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, межевой план, оптический компакт-диск.
Решением Госкомрегистра от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в государственной регистрации собственности на вышеуказанный земельный участок.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, с ДД.ММ.ГГГГ регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона о регистрации).
В силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является, в том числе в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 20 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации).
Согласно части 12 статьи 29 Закона N218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Применительно к пунктам 1, 2 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N218-ФЗ, уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Применительно к части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Положения части 2 статьи 43 Закона N218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности.
Частями 1 и 2 статьи 39 Закона N221-ФЗ предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Иными словами, согласование местоположения границ земельных участков является обязательным как в случае уточнения местоположения границ непосредственно земельного участка, в отношении которого заключен договор подряда, так и в случае установления границ образуемого земельного участка, если одна или несколько частей его границ являются общими с частями границ другого земельного участка и содержащееся в ЕГРН описание местоположения границ смежного земельного участка не соответствует установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (включая наличие реестровой ошибки в таком описании местоположения границ).
Согласование местоположения границ проводится с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ (далее - заинтересованные лица).
Предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Частью 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ определено, что результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В случае, если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
В связи с уточнением местоположения границ земельного участка для его государственного кадастрового учета требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границы смежного земельного участка (или отдельных частей границы - общих с объектом кадастровых работ либо одновременно общих и не являющихся общими с объектом кадастровых работ), при проведении согласования границ и оформлении акта согласования и межевого плана применяются положения части 8 статьи 39 Закона N 221-ФЗ и части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ (в акте согласования обязательно наличие личной подписи заинтересованного лица - правообладателя смежного земельного участка, в местоположение границ которого требуется внесение изменений).
В оспариваемых истцом уведомлении о приостановлении государственной регистрации и решении об отказе в государственной регистрации указано, что образуемый земельный участок пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №
Вместе с тем, из вступившего в законную силу решения суда следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 430 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> акта о праве собственности на земельный участок.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане непосредственно к границам указанного земельного участка прилегаю два земельных участка № площадью 94 кв.м. и № площадью 94 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности, которыми истец пользуется с 2004 года.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастром плане территории площадью 591 кв.м., образованного путем присоединения земельных участков с кадастровыми номерами № и земельным участком № находящимся в собственности у истца.
Межевой план нового образованного земельного участка площадью 591 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером ФИО5 и предоставленный истцом в Госкомрегистр содержит полную информацию о координатах границ спорного земельного участка, исключает пересечение границ данного участка с границами смежных земельных участков, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права у регистрирующего органа со ссылкой на то, что новообразованный земельный участок пересекает границы земельного участка из которых он и был образован отсутствовали.
Документы, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации истцом были предоставлены, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права.
Иных оснований для приостановления регистрации права земельного участка и отказа в такой регистрации судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах действия государственного органа по отказу в государственной регистрации являются незаконным.
Кроме того, следует отметить, что вступившие судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав (пункт 5 части 2 статьи 14, пункт 7 части 1 статьи 16, часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
В силу положения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которыми в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
С учетом названных законоположений, в случае удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на способ устранения нарушений прав административного истца.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает необходимым обязать Госкомрегистр повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 591 кв.м., расположенный по адресу: расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-
р е ш и л:
административный иск ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес>, возложении обязанности осуществить кадастровый учет нового образованного земельного участка, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на кадастровый учет нового образованного земельного участка площадью 591 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на кадастровый учет нового образованного земельного участка площадью 591 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Ф. Камынина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
УИД: 91RS0№-20