Дело № 2-148/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 апреля 2019 года г.Рославль
Рославльский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи): Самсоновой В.О.,
при секретаре: Якименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маслова Дмитрия Владимировича к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области, Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия здоровья», Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр» о денежной компенсации морального вреда,
установил:
Маслов Д.В. обратился в суд с иском к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ»), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области о денежной компенсации морального вреда в сумме 100000 руб. 00 коп., указав в обоснование заявленных требований на то, что ему в связи с установлением медиками диагноза – <данные изъяты> назначено лечение медицинскими препаратами и терапевтом выписаны соответствующие рецепты, которые он предъявил в аптеку, находящуюся в поликлинике для взрослых г.Рославль. В связи с отсутствием препаратов в аптеке в день обращения, нужные препараты ему выданы не были. Считая, что ответчиками ненадлежащим образом исполнены функции по обеспечению его лекарственными препаратами по льготе, Маслов Д.В. просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. 00 коп.
Определением Рославльского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по здравоохранению.
Определением Рославльского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечены - Общество с ограниченной ответственностью «Индустрия здоровья» (далее – ООО «Индустрия здоровья») и Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр» (далее – ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр»).
Истец Маслов Д.В. принимал участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Гришина Н.Ю. просила отказать в удовлетворении искового заявления по доводам письменных возражений на иск.
В судебном заседании представитель ООО «Индустрия здоровья» Кондратьев П.Л. просил отказать в удовлетворении искового заявления по доводам письменных возражений на иск.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области Дюбанова Л.А. просила отказать в удовлетворении искового заявления по доводам письменных возражений на иск.
Департамент Смоленской области по здравоохранению в суд не обеспечил явку своего представителя, представил письменные возражения на иск Маслова Д.В.
ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр», будучи надлежащим образом извещенным судом о дате и времени судебного заседания, в суд не направило своего представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ).
В силу ст.4 ФЗ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч.1, 2 ст.19 ФЗ № 323-ФЗ).
Статьей 29 ФЗ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.29).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст.4 ФЗ № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 ФЗ № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный ч.3 ст.44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.4.1 ФЗ № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006г. (далее - Методические рекомендации).
Так, согласно п.1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение).
В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (п.1.1.7 Методических рекомендаций).
В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (п.1.18 Методических рекомендаций).
При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного п.1.18) п.1.19 Методических рекомендаций).
При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (п.1.20 Методических рекомендаций).
При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (п.1.21 Методических рекомендаций).
Из изложенного следует, что обеспечение пациентов должно осуществляться уполномоченными фармацевтическими организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, непрерывно и в установленный законом срок. В случае же временного отсутствия в фармацевтической организации, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение лекарственного средства, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, эта фармацевтическая организация должна принять меры по отсроченному обслуживанию такого гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован. При этом фармацевтической организации законом не предоставлено правомочий по отзыву рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина.
В судебном заседании установлено, что Маслов Д.В. <данные изъяты> и др. По жизненным показателям Маслов Д.В. нуждается в лекарственных препаратах: <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ году Маслов Д.В. лекарственные средства по выписанным ему рецептам получил полностью.
ДД.ММ.ГГГГ Маслову Д.В. в том числе выписаны рецепты № №, № №, № № на лекарственные препараты – <данные изъяты> №», <данные изъяты> №», «<данные изъяты> №». На отсроченное обслуживание рецепты не зарегистрированы.
Как следует из сообщения Департамента Смоленской области по здравоохранению от ДД.ММ.ГГГГ., ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» не включила в потребность для обеспечения региональных льготников в ДД.ММ.ГГГГ году лекарственные препараты - аторвастатин, периндоприл, метопролол.
С учетом того, что с рецептами Маслов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в аптеку, расположенную в поликлинике для взрослых г.Рославль, ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №-№, в связи с отсутствием в аптеке лекарственного препарата в день обращения, должна была обеспечить истца на бесплатной основе указанными в рецептах лекарственными препаратами не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Рославльской межрайонной прокуратурой Смоленской области в адрес ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» внесено представление по результатам проведения проверки по обращению Маслова Д.В. о ненадлежащем оказании медицинской помощи, выразившейся в несвоевременном обеспечении необходимыми лекарственными препаратами.
ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» не отрицала факта не предоставления Маслову Д.В. по выписанным ДД.ММ.ГГГГ врачом-терапевтом рецептам, лекарственных препаратов.
Таким образом, в результате неправомерных действий ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» Маслов Д.В. был лишен возможности использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ч.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Рассматривая спор по требованиям Маслова Д.В. о компенсации морального вреда, установив названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у Маслова Д.В. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», выразившиеся в неисполнении возложенной на эту организацию законом и контрактом обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае Маслова Д.В.) в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» последствия - нравственные страдания Маслова Д.В., обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого Маслову Д.В. по жизненным показаниям (моральный вред), - в связи с чем удовлетворяет требования истца.
Учитывая тяжесть нравственных страданий истца, а также форму и степень вины ответчика – ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ», суд полагает возможным присудить компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей в пользу истца, что представляется соответствующим требованиям разумности и справедливости, с учетом того, что средняя цена аторвастатина в розничных аптечных сетях региона – около 100 руб. 00 коп., периндоприла – около 100 руб. 00 коп., метопролола – около 30 руб. 00 коп.
В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ с ОГБУЗ «Рославльская ЦРБ» в доход государсвта подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Маслова Дмитрия Владимировича удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» в пользу Маслова Дмитрия Владимировича в возмещение морального вреда 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп.
В остальной части иска отказать, а также в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ, Департаменту Смоленской области по здравоохранению, ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр» и ООО «Индустрия здоровья», отказать.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Рославльская центральная районная больница» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в сумме 300 (Триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий (судья) В.О. Самсонова
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2019 года.