16RS0037-01-2023-001501-40
Дело № 2-1144/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 октября 2023 года город Бугульма
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кутнаевой Р.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее ОСФР) по <адрес> к ФИО1 о взыскании переплаченной суммы компенсационной выплаты,
у с т а н о в и л:
ОСФР по <адрес> обратилось к ФИО1 с иском о взыскании переплаченной суммы компенсационной выплаты.
В обоснование своих требований указало, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты, назначенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами с детства 1 группы» как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
Согласно информации, поступившей в последующем от ФИО1, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (номер дела в суде апелляционной инстанции №), она была восстановлена в должности экономиста в обществе с ограниченной ответственностью (далее ООО «ТНГ-ГРУПП») и в ее пользу были взысканы: заработная плата за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 662 426,80 рублей, а также компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, в связи с этим страхователем (работодателем) ООО «ТНГ-ГРУПП» в пенсионный орган были предоставлены дополнительные формы отчетов в отношении ФИО1 с проставленным признаком «работа» с ноября 2021 года.
На основании загруженных сведений о работе ответчика, ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет, прекращена и рассчитана образовавшаяся задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 158 387,10 рублей.
Для добровольной оплаты образовавшейся переплаты ежемесячной компенсационной выплаты, ответчику было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, где было предложено добровольно погасить образовавшуюся сумму переплаты, однако ответчиком сумма переплаты не погашена.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд взыскать с ответчика ФИО1 в пользу ОСФР по <адрес> незаконно полученную сумму компенсационной выплаты в размере 158 387,10 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 с иском не согласилась, указывая на отсутствие недобросовестности в ее действиях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ТНГ-ГРУПП» представил информацию по запросу суда с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения ответчика, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397 (далее Правила № 397).
Пунктом 2 Правил № 397 предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил № 397).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 397 ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил № 397 перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил № 397).
В соответствии с пунктом 13 указанных правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение уполномоченного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Как следует из материалов дела, решением отделения ПФР по <адрес> № ФИО1 назначена ежемесячная выплата по уходу за дочерью ФИО3, являющейся ребенком-инвалидом (инвалид с детства 1 группы), с ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 рублей.
При подаче заявления ФИО1 была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган ПФР в течение 5 дней об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления ежемесячной выплаты, в том числе о своем трудоустройстве.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была восстановлена в должности экономиста ООО «ТНГ-ГРУПП» и в ее пользу были взысканы: заработная плата за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 662 426,80 рублей, а также компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, в связи с этим страхователем (работодателем) ООО «ТНГ-ГРУПП» в пенсионный орган были предоставлены дополнительные формы отчетов в отношении ФИО1 с проставленным признаком «работа» с ноября 2021 года.
В пунктах 23, 24 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, факт обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, оформляется решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии; факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (далее - протокол).
ОСФР по <адрес> составлен протокол о выявлении излишне выплаченных сумм № от ДД.ММ.ГГГГ, и на основании загруженных сведений о работе ответчика составлен расчет излишне выплаченной суммы ежемесячной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сумма переплаты составила всего 158 387,10 рублей.
ФИО1 в территориальный орган ПФР о своем трудоустройстве в установленный 5-ти дневный срок не сообщила, доказательств обратного в материалы дела не представила.
Добровольно образовавшуюся переплату ежемесячной компенсационной выплаты истцу не возместила, действия ФИО1 привели к перерасходу средств по выплате компенсационной выплаты.
Вместе с тем, оценивая установленные по делу обстоятельства, имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Так в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученные компенсационные выплаты, необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения. Таким образом, согласно выводу, сделанному в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации Президиумом Верховного Суда 1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства I группы», должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.
Поскольку требования истца связаны с взысканием неосновательно полученных ответчиком в отсутствие предусмотренных законом оснований сумм компенсационной выплаты в связи с уходом за ребенком-инвалидом, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
В силу положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применительно к приведенным выше нормам материального права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии совокупности следующих обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, ни на ином правовом основании, то есть происходит неосновательно.
При этом в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел обстоятельства, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Так, согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Данная норма устанавливает общее правило о невозможности взыскания в качестве основательного обогащения денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию. Одновременно закон устанавливает исключение из этого правила, согласно которому неосновательно полученные суммы подлежат возврату получателем лишь в том случае, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом, исходя из положений пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ФИО1 была восстановлена на работе в прежней должности на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, до принятия данного судебного акта в пользу ФИО1 у нее не имелось обязанности по извещению органа, осуществляющий компенсационную выплату, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
С приказом о восстановлении ее на работе по решению суда ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд полагает, что с ФИО1 в пользу ОСФР по <адрес> подлежит взысканию излишне выплаченная сумма компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21 000 рублей. Оснований для взыскания с ответчика полученной компенсационной выплаты в большем размере суд не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании указанной нормы закона с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 830 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН №) к ФИО1 (паспорт №) о взыскании переплаченной суммы компенсационной выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации незаконно полученную сумму компенсационной выплаты в размере 21 000 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 830 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его составления в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Кутнаева Р.Р.
Решение вступило в законную силу «___»____________20__ года.
Судья: Кутнаева Р.Р.
Дата составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.