Дело № 2-1424/2021
48RS0001-01-2021-000688-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 года
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Сушковой Л.А.,
при секретаре Камышниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, об обязании утверждения технического задания на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию биологических очистных сооружений,
У С Т А Н О В И Л:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области об обязании утверждения технического задания на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию биологических очистных сооружений. В обоснование исковых требований указал, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проанализировано техническое состояние и эксплуатация биологических очистных сооружений, расположенных в г. Данков Липецкой области (объект: 42-0148-002161-П) за 2019 - текущий период 2021 года. Установлено, что на территории г. Данков Липецкой области эксплуатируются биологические очистные сооружения, объём сброса сточных вод по фактическому годовому сбросу за 2020 год составил 7430 м3/сутки. Собственником данных очистных сооружений является Администрация Липецкой области, хозяйственное ведение осуществляет – ОГУП «Липецкоблводоканал», основным видом деятельности которого является забор, очистка и распределение воды, дополнительный вид деятельности - сбор и обработка сточных вод. В результате проведенного природоохранной прокуратурой анализа установлено, что ОГУП «Липецкводоканал» (г. Данков) осуществляло сброс сточных вод в реку Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 29.12.2017 выданного управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области. Решением от 09.07.2018 на сброс сточных вод установлены нормативы допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты. В нарушение вышеуказанных требований водоохранного законодательства в период I квартала 2020 года содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах показало превышение по 17 показателям: фосфаты -34,0 ПДК, хлориды - 2,1 ПДК, нефтепродукты - 1,4 ПДК, нитрат-ион - 1,3 ПДК, медь - 25,0 ПДК, азот аммонийный - 2,0 ПДК, железо - 1,3 ПДК, взвешенные вещества - 3,3 ПДК, сухой остаток - 1,1 ПДК, ХПК - 2,9 ПДК, алюминий - 1,1ПДК, марганец - 1,8 ПДК, цинк - 2,4 ПДК, стронций - 1,5 ПДК, фенолы - 2,0 ПДК. Реконструкция очистных сооружений необходима в связи с износом существующих очистных сооружений. С учетом уточненных исковых требований просили обязать ответчика в соответствии с наделенными полномочиями подготовить и утвердить техническое задание на разработку проектной документации на реконструкцию очистных сооружений г.Данкова (объект: 42-0148-002161-П) с учетом доочистки сточных вод и утилизации осадка в целях доведения сбрасываемых сточных вод до нормативов допустимых сбросов в водный объект – реку Дон в срок до 01.10.2021 года.
В судебное заседание представитель истца Липецкого межрайонного природоохранного прокурора не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по доверенности- Исакова М.В. иск не признала объяснила, что подача заявки в государственную корпорацию- Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на предоставление финансовой поддержки, предназначенной для подготовки проекта модернизации является правом, а не обязанностью управления. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, ОГУП «Липецкводоканал», Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 19 указанного выше Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», введенные в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Из материалов дела и объяснений участников процесса судом установлено:
Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии с планом работы, проведена в феврале - марта 2019 года проверка исполнения ОГУП «Липецкоблводоканал» требований водоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства в части недропользования. По результатам проверки установлено, что артезианская скважина № ГВК 42204088, расположенная в д. Стерляговка Хлевенского района, Липецкой области, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 15.08.2016 года № 931 ОГУП «Липецкоблводоканал» переданы в хозяйственное ведение государственное имущество — сооружения коммунального хозяйства, в том числе артезианская скважина № ГВК 42204088, расположенная в д. Стерляговка Хлевенского района, Липецкой области.
В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса ЗСО допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Судом установлено, не оспаривалось ответчиком, что в нарушение указанных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства артезианская скважина № ГВК 42204088, расположенная в д. Стерляговка Хлевенского района, Липецкой области, не имеет ограждения 1-го пояса зоны санитарной охраны и твердых подъездных путей к ней.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что биологические очистные сооружения с кадастровым номером 48:02:0000000:8474 расположенные по адресу: Липецкая область г.Данков находятся в собственности Липецкой области и в хозяйственном ведении ОГУП «Липецкий областной водоканал».
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Законом Липецкой области от 26.12.2014 №357-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городского округа г. Елец по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях с 01.01.2015 года были отнесены к полномочиям органов государственной власти Липецкой области (управлению ЖКХ Липецкой области) на неопределенный срок.
В связи с принятием Закона Липецкой области от 22.12.2020 №488-ОЗ «О внесении изменений в ст.2 Закона Липецкой области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области» с 1 января 2022 года вышеуказанные полномочия будут исполняться органами местного самоуправления самостоятельно.
Суд, проанализировав изложенное, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований предъявленных к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, поскольку на органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов возложена обязанность по водоснабжению, водоотведению, в настоящий момент полномочия между органами местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области и органами государственной власти Липецкой области не перераспределены, суд считает необходимым возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области обязанность по подготовке и утверждению технического задания на разработку проектной документации на реконструкцию очистных сооружений г. Данкова (объект: 42-0148-002161-П) с учетом доочистки сточных вод и утилизации осадка в целях доведения сбрасываемых сточных вод до нормативов допустимых сбросов в водный объект – реку Дон в срок до 01.10.2021 года, поскольку это мероприятие связано с охраной здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области подготовить и утвердить техническое задание на разработку проектной документации на реконструкцию очистных сооружений г. Данкова (объект: 42-0148-002161-П) с учетом доочистки сточных вод и утилизации осадка в целях доведения сбрасываемых сточных вод до нормативов допустимых сбросов в водный объект – реку Дон в срок до 01.10.2021 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Л.А. Сушкова
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2021 года