Дело №2а-2099/19 17 апреля 2019 года
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
При секретаре Владимировой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванникова В.В к заместителю председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Соколову А.А, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, обязании устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам заместителю председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Соколову А.А, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, обязании устранить нарушение прав. В обоснование своих требований указал, что посредством приемной исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в адрес Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга им был направлен запрос о предоставлении информации от 21 января 2019 года. В запросе административный истец просил предоставить в электронном виде все утвержденные алгоритмы отработки сообщений пользователей портала «Наш Санкт-Петербург». Его запрос касался алгоритмов отработки сообщений пользователей портала «Наш Санкт-Петербург». Каждый алгоритм может иметь несколько редакций. Утвержденные алгоритмы поступают в Комитет в соответствии с пунктом 7 порядка проведения мероприятий по доработке, согласованию и утверждению алгоритмов отработки сообщений граждан, поступающих на портал «Наш-Санкт-Петербург», который утвержден вице-губернатором Санкт-Петербурга. В запросе административный истец просил предоставить все утвержденные алгоритмы, поступившие в Комитет по всем пунктам классификатора сообщений, поскольку в свободном доступе алгоритмы не размещены. Запрос рассмотрен заместителем председателя Комитета Соколовым А.А.. Представленный ответ от 01 февраля 2019 года № является отказом в предоставлении информации, в нем не содержится и к нему не прилагается запрашиваемой информации. Административный истец полагает, что отказ в предоставлении информации является незаконным и нарушает его права, гарантированные Конституцией РФ и Федеральным законом от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Просил признать незаконным решение заместителя председателя Комитета Соколова А.А. об отказе в предоставлении ему информации, обязать Комитет устранить нарушение его прав, взыскать с административного ответчика Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга судебные расходы в размере 356 рублей.
Административный истец в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков по доверенности Кузнецов А.В. в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, ранее представил возражение на административные исковые требования, где указал, что ранее Комитетом по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга неоднократно рассматривались идентичные запросы административного истца, первый из них поступил 08.06.2018 года. Указанный запрос был рассмотрен Комитетом по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга в рамках полномочий, в адрес Иванникова В.В. направлен алгоритм, разработчиком которого является Комитет. Разработка и актуализация других алгоритмов не относится к деятельности Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга. Поскольку другие алгоритмы разрабатываются и актуализируются иными исполнительными органами государственной власти, запрос на основании пункта 7 статьи 18 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009 года был направлен в соответствующие исполнительные органы государственной власти для предоставления информации в рамках компетенции. При этом Иванников В.В. был надлежаще уведомлен о направлении запроса ответом от 15.06.2018 года. 19.09.2018 года, 26.10.2018 года, 21.01.2019 года в адрес Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга поступили повторные аналогичные запросы Иванникова В.В. о предоставлении всех алгоритмов, в ответах от 04.10.2018 года, от 15.11.2018 года, от 01.02.2019 года Иванникову В.В. даны разъяснения о направлении ранее полученного запроса в исполнительные органы государственной власти, которые являлись разработчиками алгоритмов для предоставления запрашиваемой информации в рамках их полномочий. Таким образом, полагал, что права административного истца административными ответчиками нарушены не были.
Суд, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Так, исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что 08 июня 2018 года Иванников В.В. обращался в Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга посредством электронного обращения, где просил предоставить копии алгоритма (алгоритмов) отработки сообщений пользователей портала «Наш Санкт-Петербург» по всем категориям/причинам возникновения проблем действующего в настоящий момент классификатора сообщений, поступающих от граждан на портал «Наш Санкт-Петербург».
На указанное обращение Иванникова В.В. Комитетом по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга был дан ответ от 15 июня 2018 года № (л.д.72) о направлении запроса Иванникова В.В. в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга для предоставления информации в пределах компетенции, а также одновременно была направлена копия алгоритма отработки сообщений по категории «Отсутствие технической возможности записи на прием к врачу в интернете (через Портал «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге» и Портал записи к врачу Комитета по здравоохранению», разработчиком которого являлся Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга.
Также 14 июня 2018 года Комитетом по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга, в адрес исполнительных органов государственной власти было направлено указанное выше обращение Иванникова В.В. для рассмотрения и подготовки ответа с направлением алгоритмов отработки сообщений граждан, поступающих на портал «Наш Санкт-Петербург», в пределах их компетенции. (л.д. 70).
Аналогичные запросы Иванникова В.В. поступили в Комитет по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга 19.09.2018 года, 26.10.2018 года, 21.01.2019 года.
В своих ответах, на указанные выше запросы административного истца, Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2018 года №, от 15.11.2018 года №, от 01.02.2019 года № за подписью заместителя председателя Комитета по информатизации и связи Соколова А.А., указал, что Комитет не является разработчиком всех алгоритмов, о чем Иванников В.В был ранее проинформирован, а также сообщалось о направлении аналогичного запроса в исполнительные органы государственной власти, в рамках полномочий которых разработаны запрашиваемые административным истцом алгоритмы.
Административный истец полагает, что данные ответы являются отказом в предоставлении запрашиваемой информации в виде алгоритмов отработки сообщений пользователей портала «Наш Санкт-Петербург», который нарушает права административного истца и нарушает его, предусмотренные положениями Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления регулируются нормами Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
Согласно статье 19 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ, информация предоставляется уполномоченным органом в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
Согласно пункту 7 статьи 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.
Согласно ст. 20 ч. 1 п. 5 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией.
Портал "Наш Санкт-Петербург", создан на основании распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2014 года N 37-рп, в целях выработки перспективного механизма взаимодействия с гражданами посредством обмена сообщениями в электронной форме по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и других сфер жизнедеятельности Санкт-Петербурга.
Отношения, возникающие при поступлении сообщения Пользователя на портал «Наш Санкт-Петербург» и отработке сообщения Модератором/Координатором/Исполнителем/Контролером/Контрольно-надзорным органом/Контролирующим органом, регулируются Порядком работы с сообщениями, поступающими от граждан на портал «Наш Санкт-Петербург», утвержденным 16.08.2016 года Вице-губернатором Санкт-Петербурга.
В соответствии с Порядком работы с сообщениями, поступающими от граждан на портал «Наш Санкт-Петербург», алгоритм отработки сообщений пользователей это документ, сформированный с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов, определяющий последовательность действий Исполнителей, Координаторов и Контролеров по устранению проблемы, указанной в сообщении, утвержденный Контролером, Контрольно-надзорным органом или исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющим координацию деятельности в соответствующей сфере. Алгоритм состоит из схематической и описательной частей, содержащих сроки назначения Исполнителей и фактической отработки сообщений с учетом классификатора, проекты текстов ответов и промежуточных ответов с возможными вариантами обоснования предложений по переносу срока отработки сообщений, а также проекты текстов обоснований запросов для оперативной смены маршрутов сообщений.
Формирование, разработка и утверждение алгоритмов по отработке сообщений на портале «Наш Санкт-Петербург» проводится соответствующими исполнительными органами государственной власти.
Таким образом, с учетом того, что разработка и утверждение всех алгоритмов, запрашиваемых административным истцом, не входит в полномочия административного ответчика Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга, то действия административного ответчика по переадресации запроса административного истца в соответствующие исполнительные органы государственной власти для предоставления информации в пределах их полномочий, и информирование административного истца о такой переадресации запроса, соответствуют положениям Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Кроме того, с учетом того, что алгоритм по отработке сообщений на портале «Наш Санкт-Петербург», разработчиком которого являлся непосредственно Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга, был направлен в адрес административного истца, что следует из ответа от 15.06.2018 года и не оспаривается стороной административного истца, то оснований для повторного направления у административного ответчика не имелось.
Доводы административного истца о том, что все утвержденные алгоритмы, направляются исполнительными органами государственной власти в Комитет по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга для размещения на портале, не имеет правового значения. Здесь следует также отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Данным положениям Конституции РФ корреспондируют норма п. 6 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", согласно которой информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Анализируя обращения административного истца и направленные в его адрес ответы, суд приходит к выводу, что из данных обращений не следует, что запрашиваемая заявителем информация непосредственно связана с защитой его прав, кроме того, предоставление данной информации (порядка 193 алгоритмов) требует проведения аналитической работы по обобщению имеющихся сведений, вследствие чего непредставление заявителю запрашиваемой им информации также соответствует положениям пункта 6 части 1 статьи 20 от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых требований Иванникова В.В. о признании незаконным решения заместителя председателя Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении информации, обязании устранить нарушение прав, не имеется.
С учетом положений ст. 111 КАС РФ, судебные расходы не подлежат взысканию в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░