Решение по делу № 2-335/2024 от 16.07.2024

Дело

УИД 59RS0021-01-2024-000650-54

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 августа 2024 года с. Карагай Пермский край

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Косяк Е.А., при секретаре судебного заседания Ахметзяновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карагайского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению администрации Карагайского муниципального округа Пермского края к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

администрация Карагайского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с исковым заявлением к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России (далее по тексту ответчик, СОСП по Пермскому краю) об уменьшении размера исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивируют следующим.

Решением Карагайского районного суда Пермского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильную дорогу «Карагай-Нердва-Старая Пашня» (участок Карагай-Нердва) км35+206-км 57+000 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ . На основании данного решения в Главном межрегиональном (специализированном) управлении Федеральной службы судебных приставов СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России в отношении администрации возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. В связи с ограниченностью бюджетных средств решение суда исполняется поэтапно. Так, во исполнение решения суда администрацией Карагайского муниципального округа и ИП Джинисяном М.С. ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на ремонт участка автомобильной дороги Карагай-Нердва-Ст.Пашня (уч. Карагай-Нердва 035+206-057+000 км 035+206-036+206 км, который исполнен в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ администрацией заключен муниципальный контракт с ООО «Дорожно-строительная компания «АРСЕНАЛ» на ремонт участка автомобильной дороги Карагай-Нердва-Ст.Пашня (участок Карагай-Нердва 035+206-057+000 км., 054+150-054+990 км., 054+990-056+200), данные работы выполнены в полном объеме. Также ДД.ММ.ГГГГ администрацией с ООО «Дорожно-строительная компания «АРСЕНАЛ» заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильной дороги Карагай-Нердва-Ст. Пашня (уч. Карагай-Нердва) 035+206-057+000 км 052+825 – км 054+150, который также исполнен в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ администрацией заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильной дороги Карагай-Нердва-Ст. Пашня (уч. Карагай-Нердва) 035+206-057+000 км 052+295- км 052+825, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения работ по контракту ДД.ММ.ГГГГ. При планировании бюджета, денежные средства на ремонт участков автомобильной дороги в асфальтобетонном исполнении Карагай-Нердва-Старая Пашня (участок Карагай-Нердва) км35+206-км57+000 запланированы на 2025-2026 годы. Кроме того, определением Карагайского районного суда Пермского края администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с принятием мер к исполнению решения суда, просят уменьшить исполнительский сбор на ? от общей суммы.

Представитель истца администрации Карагайского муниципального округа Пермского края в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований об уменьшении исполнительского сбора настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований в суд не направили.

Суд, исследовав материалы дела и материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к следующему.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, статей 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки (пункт 2); проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов (пункт 3); давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах (пункт 4); в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7); производить розыск должника, его имущества, самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел (пункт 10); рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве (пункт 11); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).

На основании статьи 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

Статьей 12 ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что основной из основных обязанностей судебного пристава-исполнителя является принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 12 вышеуказанной нормы закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа имущественного характера исполнительский сбор с физических лиц устанавливается в размере 7 % от суммы долга. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в пунктах 74 и 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.

Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.

Судом установлено, что решением Карагайского районного суда Пермского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильную дорогу «Карагай-Нердва-Старая Пашня» (участок Карагай-Нердва) км35+206-км 57+000 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст, Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).

На основании данного решения в Главном межрегиональном (специализированном) управлении Федеральной службы судебных приставов СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России в отношении администрации возбуждено исполнительное производство -ИП, предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда. Должник не представил доказательства исполнения решения суда в указанный срок, предоставленный для добровольного исполнения решения. ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по Пермскому краю Ждановой В.С. было вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Карагайского муниципального района Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера (л.д. 12).

В настоящее время должником требования исполнительного документа неимущественного характера частично исполнены, что подтверждается предоставленными муниципальными контрактами, актами осмотров.

Разрешая заявленные требования, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, принимая во внимание, что администрацией предпринимались меры для исполнения решения суда, в настоящее время решение суда исполнено частично, суд приходит к выводу о том, что заявление администрации Карагайского муниципального района Пермского края подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации Карагайского муниципального округа Пермского края, удовлетворить.

Уменьшить исполнительский сбор по исполнительному производству -ИП, установленный постановлением ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП по Пермскому краю Ждановой В.С. от ДД.ММ.ГГГГ на 12500,00 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей) до 37500,00 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения.

Судья /подпись/ Е.А. Косяк

Копия верна.

Судья Е.А. Косяк

2-335/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Карагайского муниципального округа Пермского края
Ответчики
Главное межрегиональное управление ФССП СОСП по Пермскому краю ГМУ ФССП России
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Судья
Косяк Елена Александровна
Дело на странице суда
karagai.perm.sudrf.ru
16.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2024Передача материалов судье
18.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
06.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее